Наследие Византии в современном мире

Feb 17, 2009 22:52



30 января 2008 г. в конференц-зале гостиничного комплекса Русской Православной Церкви «Даниловский», близ московского Свято-Данилова монастыря, состоялась научно-церковная конференция «Наследие Византии в современном мире». С приветственным словом на открытии конференции обратился архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов), возглавивший президиум.



Президиум научно-церковной конференции "Наследие Византии в современном мире"

Первый доклад «Византийская политическая доктрина об Империи и Древняя Русь» представил А.В. Назаренко (ИВИ РАН), который рассмотрел смысловые оппозиции «ромеи - греки», «христианин - поганин». По мнению докладчика, для населения Древней Руси было характерно сознательное дистанцирование от «греков» (под «греками» подразумевались, как полагает А.В. Назаренко, не только собственно греки, но и армяне, сирийцы, калаврийцы, балканские влахи, таврические готы и прочие жители многонациональной Византии), «ибо греци лукави суть». Как было отмечено в докладе, с ростом имперского самосознания на Руси всё интенсивней задействовалось и византийское наследие, но при сохранении неоднозначности термина «греки». В качество источника византийской политической доктрины об Империи докладчик назвал письмо патриарха Антония (1389-1397) вел. кн. Василию Дмитриевичу, которое А.В. Назаренко датировал 1401 г.

Доклад С.И. Реснянского (МГУС) «Византийская модель «священства» и «царства» в истории России (к историографии проблемы)» был посвящен истории изучения византийского наследия в трудах русских историков конца XIX века. В указанное время в русской исторической школе обозначились, как показал докладчик, две противоположные тенденции, связанные с различными оценками Византии. По мнению С.И. Реснянского,  если представители одного течения (Николай Скабалланович, Николай Каптерев) оценивали греческий фактор сквозь призму западной историографии, то сторонники другого (Фёдор Курганов, Илья Бердников, Василий Болотов) считали возможным высоко отзываться о потенциале Византии. Особого внимания со стороны докладчика удостоился  русский историк Михаил Зызыкин, раскрывший, по утверждению С.И. Реснянского, феномен патриарха Никона как образец «священства» и «царства».

Третьим прозвучал доклад А.Н. Ужанкова (Литературный институт) «Когда ум зашел за разум?(византийские святоотеческие традиции в древнерусской словесности)», где автором были проанализирован выдающийся памятник древнерусской литературы - «Моление» Даниила Заточника.



За кафедрой О.Г. Ульянов с докладом «О времени возникновения инаугурационного миропомазания в Византии, на Западе и в Древней Руси»

Следующим выступил О.Г. Ульянов (ЦМиАР) с докладом «О времени возникновения инаугурационного миропомазания в Византии, на Западе и в Древней Руси». Начало доклада было посвящено самому термину «инаугурационное миропомазание» и его освещению в современной историографии, в связи с чем докладчик упомянул выступление Б.А. Успенского на конференции РПЦ 2007 г. «Православное учение о церковных таинствах». В своем докладе О.Г. Ульянов прояснил, что Б.А. Успенский в работе «Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)» (М., 1998. С. 14) ошибочно утверждает, что обряд инаугурационного миропомазания был неизвестен в Византии до завоевания Константинополя крестоносцами. При этом, как подчеркнул О.Г. Ульянов, в следующей своей книге «Царь и император: Помазание на царство и семантика монаршьих титулов» (М., 2000. С. 26) Б.А. Успенским без каких-либо оговорок написано иное, что в Византии этот обряд был усвоен между серединой IX и серединой X в. В связи с этим докладчик призвал более строго относиться к ссылкам на отмеченные публикации, где, например, не указано, как заметил О.Г. Ульянов, синодальное решение Константинопольского патриархата 969 г. В этом малоизученном в текстологическом плане византийском документе патриарх Полиевкт объявил, что «помазание на царство очистило Иоанна Цимисхия от убийства». К сожалению, из-за жесткого регламента конференции доклад О.Г. Ульянова, изобилующий богатым фактическим материалом, был представлен в сокращенном виде, преимущественно по византийским и западноевропейским источникам, а древнерусская тематика в его выступлении практически не была затронута, если не считать демонстрации ряда артефактов из числа литургической утвари Десятинной церкви в Киеве.



Заседание научно-церковной конференции "Наследие Византии в современном мире"

До обеда прозвучали также доклады Н.В. Квливидзе (РГГУ), Е.Л. Конявской (УРАО), О.В. Розиной (МГОУ), продемонстрировавшей снятый во время паломнических поездок мультимедиа-фильм о святынях и древностях Никеи (современный Изник в Малой Азии, на территории Турции), Е.В. Гуваковой (ГИМ) и С.Г. Гладышевой (МИРЭА), уделившей существенное внимание т.н. «Кембриджским» неоплатоникам.

Объявленной сопредседателями конференции дискуссии по утренним докладам до перерыва не состоялось, а на вечернем заседании прозвучали доклады В.В. Балытникова (ВЦИОМ), А.Б. Рудакова (СЖ), А.Н. Окары (ЦВИ), А.К. Константиновой (СП) и А.В. Меньшикова (ГАМ).

См.: http://curator2008.livejournal.com/672.html

P.S. В освещении данной конференции на сайте «Портал-Credo.Ru», которое состряпал неаккредитованный на этом научном форуме корреспондент Андрей Езеров, скрывшийся под псевдонимом «Артём Русланов», были допущены существенные искажения и передёргивания целого ряда докладов.

conf, Византия, конференция

Previous post Next post
Up