Турция. Стамбул. Август 2012. Собор Святой Софии

Oct 20, 2012 11:44

 В продолжение рассказа о Стамбуле здесь будет повествование о столь великолепном архитектурном сооружении, невероятно значительном религиозном объекте, удивительно древнем и красивом памятнике, что уложиться в два абзаца и десяток фото просто не представляется возможным. Ну а как же иначе?

Этот памятник является четвертым в мире равным по масштабу Дуомо в Милане, Сан Пьетро в Риме и Св. Павла в Лондоне. При этом надо учитывать, что собор был построен за 1 000 лет до вышеперечисленных шедевров. А еще хочется поделиться современными проблемами противоречий между христианским взглядом и мусульманским на решение проблем, с которыми сейчас столкнулись реставраторы. Итак, речь пойдет о Соборе Святой Софии или же иначе Айя Софии.



Под катом, в конце записи, приводится статья о том, как смешались религия, политика и тщеславие, которые не дают сохраниться Святой Софии, молча наблюдая как она разрушается.



Немного предыстории обо мне (становится традицией).
Я впервые посетила этот музей в 1993 году. На второй этаж не поднималась - это я точно помню. Сколько раз потом я ходила мимо, сколько раз!!! Сколько раз мы с Л после прошли мимо!!! И я всегда уверено ему заявляла - нечего там делать, ничего интересного. И, спустя 20 лет (подумать страшно какой срок), уже приехав в Стамбул с друзьями, я попала в августе этого года в Собор. Ну, что хочу сказать? До всего надо дорасти - умственно, морально, душевно, культурно. Судя по всему, я доросла до Айя Софии, потому что увидев ее, подумала, что вижу впервые и она меня потрясла!



На месте Софии было построено 2 церкви: в 360 году построили "Большую церковь" по приказу Константина Великого, но она сгорела в 404 году; в 416 году ее заново отстроили и открыли двери для прихожан, но в 532 году во время мятежа была полностью уничтожена.

Император Юстиниан, подавив мятеж и вернувшись к престолу, заново отстроил храм и через 5 лет и 10 месяцев он вновь был готов принимать верующих. По замыслу императора София должна была стать украшением города и своими масштабами возвеличивать Юстиниана. Он достиг своей цели - после кропотливого труда не только архитекторов, но и 10 000 рабочих, многие считали, что небесные силы помогали в строительстве, настолько для того времени это было великое и роскошное здание.



В старину люди достаточно равнодушно относились к постройкам, которые сегодня мы считаем памятниками, ездим за тысячи киллометров посмотреть своими глазами, которые возносим до символов страны или городов. Римский коллизей, например, хладнокровно разбирали для построек будущих зданий. Так и при возведении Софии из древних Греции и Рима привозили остатки монументальных сооружений.



Люблю разные фонари. Это чисто Стамбульские. Узор по диаметру абажурчика в виде декоративных тюльпанов - символа Турции (об этом подробно я рассказывала здесь).



И вот мы около главных ворот к Айя Софии. Здесь всегда много полиции, потому что площадь Султанахмет, на которой расположен не только этот музей, но и Голубая мечеть - излюбленное место для террористов. Оно и понятно - толпы туристов!!! Просто толпы!!! А в сезон здесь еще и очереди на вход (лучше приезжать не в сезон или рано-рано утром или же уже к вечеру).



К Софии можно подойти не только со стороны площади, но и от моря.



Поднимаемся выше - вот она уже виднеется слева.



Юстиниан гордился своим творением, на его постройку было потрачено колоссальное количество денег, золота и драгоценностей. Когда он впервые вошел внутрь, то воздев руки к небу скозал" Соломон, я превзошел тебя!" (подразумевался Библейский Соломонов храм). Кстати, он называл свою столицу Новым Иерусалимом.



Если представить, что во времена ее постройки не было многоэтажек и небоскребов, то вполне можно понять насколько грандиозным и величественным сооружением она возвышалась над городом. Да и сейчас собор производит впечатление. Обходим его слева.



Завернув за угол, идем вдоль забора и любуемся постройками во внутреннем дворе через забор. Нам еще раз нужно повернуть за угол и мы окажемся со стороны площади Султанахмет и около входа в Софию.



Купив билет и пройдя внутрь, мы попали во внутренний двор. Здесь выставлены всевозможные обломки древних колонн.



После падения Византии и взятия Константинополя султан Мехмед II вошел в Святую Софию - это произошло 30 мая 1453 года. Считается, что Мехмед II, подъехав у Софии и увидев ее грандиозность и величие, спешился, пал на колени, посыпал дорожной пылью голову и приказал прекратить разорение и погром святыни (ни для кого не секрет как победители врывались в города, грабили, разрушали и разворовывали все, что встречалось на их пути). Мехмед II принял решение сохранить церковь, но переделать ее в мечеть. Так были пристроены минареты, кресты на куполах заменены на полумесяцы и закрашены все изображения святых. Как бы то ни было, но султану все благодарны и по сей день, благодаря его решению, мы можем любоваться храмом сегодня.





Во внутреннем дворе, сбоку от входа в церковь, можно увидеть остатки второй церкви, построенной Феодосием.



Здесь написано, что площадь Софии 7000 кв.м. Высота - 56,6 м. А диаметр главного купола - 32,5 м.



При султане Мехмете внутри все выглядело примерно так. Как видно, ковры не сохранились, а может быть их убрали - ни один ковер долго не выдержит тысячи ног, которые здесь проходят изо дня в день.



Дверь какова! Вообще двери, окна и элементы декора - моя слабость.



Войдя, попадаешь в сводчатый коридор - Вестибюль воинов. Здесь император оставлял свой мечь и охрану. Из коридора в храм ведут девять дверей.



Из коридора в церковь ведут девять дверей. Центральная по преданием сделана из остатков Ноева ковчега. В центральную дверь мог войти только Император, в остальные высшие сановники.





Здесь бы кстати пришлась рука реставратора. Пора уже. А с другой стороны, в этакой пошарпанности есть свой шарм.



В 989 году случилось землятресение и София сильно пострадала. Особенно ее купол, который пришлось подпереть контрафорсами.  Купол перестраивал армянский архитектор Трдат. При этом он сделал его более возвышенным.



По периметру под куполом развешены восемь щитов, обтянутых ослиной кожей. На них по-арабски начертаны имена первых халифов. Считается, что это самые крупные образцы арабской калиграфии. Когда к власти пришел Ататюрк, создав турецкую республику, он приказал снять эти щиты. Но после его смерти, в 1938 году, надписи вернули на место.







Умопомрачительная капитель! Истино византийский образец. Вот этот растительный ажур увивает тело капители, скажем так, на расстоянии. Т.е. под листочек можно просунуть палец - при этом все сделано из одного единого куска, а не приклеено сверху. Изящно.



Здесь хорошо видна ложа султана. Как огнем изнутри горит вся!



Что за сосуд - не знаю. Но то, что он из цельного куска оникса - факт.











Светильники меня покорили. Думаю, что не только меня.





Когда на улице за тридцать и ты просто плавишься, то приятно скинуть обувь и просто постоять на мраморных плитах босяком))) Это правда здорово!



Осмотрев первый этаж, мы начали подъем на второй по винтовым коридорам.


Вообще-то в поездки, предполагающие много пешеходных прогулок по городу, не стоит брать обувь на каблуке, а сюда и подавно))) Я когда представляю себе сколько нок и в какие времена здесь прошли, у меня дух захватывает.








В растворе, который использовали для кладки, добавляли куриные яйца. Если ничего не путаю, то только белок. Это позволяло делать смесь крепче и долговечнее. Говорят, что цемент разводили ячменной водой.



И вот мы попадаем на галерею второго этажа. Здесь много света, все в мраморе и потрясающих мозаиках.





По этой галерее можно обойти вокруг по периметру весь собор и полюбоваться свысоты на первый этаж.













Внутри София выглядит такой легкой, но это оптический обман! Задача была ясна - София должна стать подобием космоса, а купол - сводом небесным. Но он же не может подпираться опроами. Поэтому архитекторам пришлось изворачиваться как только возможно. Например, купол Пантеона держится на стенах в 6 метров толщиной. Для того чтобы построить столь высокое здание храми с таким куполом пришлось делать очень толстые стены и массивные контрфорсы - потому снаружи церковь не выглядит изящной и невесомой. Ведь купол на них давит враспор и, если они не выдержат, рухнет. Далее купол опирается на барабан, который украшен множеством окон - они и придают ажурность и невесомость (многие были заложены в момент превращения Софии в мечеть и так осталось до сих пор).  Ниже, под барабаном, находятся "паруса", т.е. сферические треугольники, которые распределяют нагрузку от купола к колоннам. Эти колонны невероятно огромны, но изящно замаскированы колонадами, мрамором и потому тяжеловесности не заметно. К тому же сделали галереи-хоры.

Таким образом, Святая София выглядит лекгой, изящной, парящей. Задача выполнена на все 100!



У кого как, а у меня просто дух захватывало, когда я там находилась.





А это современные варвары оставили о себе память.















Из окон второго этажа открываются вот такие виды.









В южной галерею второго этажа сохранились мозаики 11 - 12 веков. Раньше здесь все было сплошь ими покрыто.

















А поднимаем голову и видим ... снова мозаика.





Мозаика. Без комментариев!!!



Очень тонкая работа - кусочки мозаики настолько малы, что издалека узоры смотрятся росписью.







Немножко похоже на роспись древнерусских покоев в теремах.





Вот оно. Только в музее декоративные элементы разных религий могут сосуществовать рядом. А по-моему, если бы не твердолобость и фанатизм некоторых личностей, то и в жизни так вполне могло бы быть. Но увы...





В 1935  году Ататюрк издал декрет, согласно которому Айя София стала музеем. Были стерты краска и штукатурки с мозаик. А в 2007 году было выделено помещение для молитв сотрудников.

Но есть одно большое НО!

Из Викепедии:

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии - «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговыхярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия - чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.

И началось... Вот правда, как поделить Софию? Да, построена как церковь, но стоит в мусульманской стране и сколько лдет была мечетью. Единственным верным решением может стать передача Софии одновременно двум религиям. Что мешает молиться вместе, тем более, что можно придти в мечеть и поговорить с Богом христианину - это допускается мусульманством. А как же - Бог един? Как глупы люди...

Религия смешалась с политикой, политика с религией (одно из условий вступления Турции в Европейский союз - Софии вернуть статус церкви) и все это замешано на ТЩЕСЛАВИИ. А оно, как известно - грех. И большая глупость, по моему разумению. Потому что ее даже отреставрировать и сохранить не могут - она разрушается.

" Хранилища храма находятся в ужасающем состоянии. Власти ежегодно поднимают цены на билеты, однако не находят средств для ремонта здания. В Турции не раз вспыхивали скандалы о краже раритетов, последний из которых, пару лет назад, повлек за собой отставку более десяти сотрудников музея. Была разоблачена преступная группировка,  которая занимались кражей экспонатов из хранилища и переправляла их за границу иностранным покупателям. Сколько было продано вещей - никто не знает. Все, что удалось потом найти, находилось в ужасающем состоянии. Были представлены старинные украшения, церковная утварь, позолоченные кубки, древние византийские церковные книги, которые не успели переправить за границу. Не  так давно была обнаружена потайная комната, где находилась мастерская братьев Форсатти, которые  открыли миру практически все, что мы видим сейчас на стенах  музея.  Именно они впервые обнаружили под старой штукатуркой знаменитые  византийские мозаики».

В своё время султан пригласил в Стамбул группу итальянских архитекторов, которые должны были реставрировать комплекс после землетрясения. Среди них были братья-швейцарцы Гаспаре и Джузеппе Фоссатти,  хорошо известные в России. Они принимали участие в сооружении Троицкого собора Измайловского полка,  строили  "театр-цирк", ныне Мариинский  театр в Санкт-Петербурге. Старший из братьев, Гаспаре Форсатти, успел к тому времени получить звание действительного члена Российской Академии Художеств за проект Петербургских бань. По одной из версий, братья   приехали в Стамбул по приказу русского царя Николая I с целью создания здания Российского посольства. Их работа так понравилась султану Абдулмеджиду, что он поручил им восстановить храм после очередного сильного землетрясения. Архитекторы нашли Софию в ужасном состоянии. В своем дневнике Форсатти так описали свое первое впечатление от встречи с собором: «Стаи голубей парят над обветшалой крышей, через которую протекает вода. Разграбленные интерьеры, обветшалое здание,  которое  превратилось в убежище для грызунов и летучих мышей». Архитекторы замазали трещины в куполах,  полностью заменили текущую крышу, очистили стены.  После того, как были сняты холсты, приклеенные много веков назад, открылись декоративные византийские мозаики. Удивленный их красотой, Абдульхамид приказал продолжить работы, а когда были восстановлены все фрески, повелел их спрятать, чтобы уберечь от уничтожения. «…»

Теперь многолетние споры о статусе здания сказываются даже на таких незначительных хозяйственных вопросах,  как прокраска стен. Специалисты до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос, в какой же цвет красить здание музея. В ходе многочисленных реконструкций цвет неоднократно менялся. Какое-то время Софию  красили в зеленый, символизирующий религию ислама, затем в ярко-голубой тон. Ряд экспертов настаивает, что  здание должно быть  выкрашено в грязно-розовый цвет. Именно так выглядели все византийские храмы после постройки. Другие уверяют, что нужно красить в желтый, как выкрасили храм после того, как он был преобразован в мечеть. А стены, тем временем, требуют покраски..."  Текст взят из интереснейшей статьи "Святая София - её турецкая судьба" (вторая страница, внизу).

Но радует то, что мы имеем возможность прилететь в Стамбул и войти в Софию, прикоснуться к великой истории.

Вот мне интересно - кто-то до конца эту запись прочитал или утомился посередине? ))))))))))

Стамбул, Турция, путешествия

Previous post Next post
Up