Дорожное движение в Катманду

Dec 14, 2011 21:44

На фото: пассажирский общественный транспорт.


Дорожное движение в Непале - это отдельный экспириенс ,удивительный и неожиданный. Нет, вовсе не ужасный. Тут другое.

Дороги узкие. Движение довольно плотное; нередки пробки. По дорогам движется очень, очень много всего. (Как это все описать одним словом? «Автохлам».) И пыль, пыль кругом.
Светофоров нет. Дорожных знаков нет. Иногда, в особо жестком трафике, появляется регулировщик.Иногда обязанности регулировщика берет на себя просто кто-то местный.
Тротуаров очень часто нет. Если тебе надо куда-то пройти вдоль дороги - идешь и жмешься вдоль забора или обочины, иногда лавируешь среди машин и мотоциклов. Тебя аккуратненько пропускают. Если надо объехать - бибикают.
Переходов типа «зебра» - нет. (То есть я их не видела. Оксана, напрягшись, вспоминает, что видела «зебру» в Тамеле - туристическом районе). Однако если человек переходит дорогу - машины в основном притормаживают. Особенно если сделать им жест рукой: дескать, остановись, я перейду.
В общем,  мы тут мало  ходим пешком. В ближайшие храмы - ходим. А если надо попасть на другой конец города - берем такси. Такси - это старые беленькие «Сузуки», размером чуть больше «Оки».  Когда машина едет не по главной дороге - ощущение такое, что это не езда, а прыжки с кочки на кочку. Возникает вопрос: а клали ли тут когда-то асфальт? Клали, но давно.
И все бибикают. Беспрестанно; каждую секунду слышно несколько бибиков, то рядом с тобой, то вдалеке. Например, выезжая из-за поворота - все бибикают, чтобы предупредить о своем появлении. Такой способ коммуникации.
Уличного освещения, то есть именно фонарей - нет. В темное время суток освещение - это окна домов, витрины магазинов, фары машин и мотоциклов.

Однако! Это описание только звучит как ужос-ужос-ужос. Когда я нахожусь внутри процесса (хорошо; внутри  такси или внутри местного автобуса по дороге в соседний город) - нет ощущения, что на дорогах хаос. Есть ощущение, что это просто другой способ организации системы. Чуждый нам, европейским и российским людям, но вполне комфортный для местных.
А главное - нет ощущения, что «на дорогах одни козлы». Таксисты спокойны и не нервничают, даже в пробках, даже на плохом асфальте, даже если нам кажется, что кругом хаос. Вообще, все водители спокойны. Езда не являются для них стрессом. (Впрочем, тут все спокойны и дружелюбны; буддисты.)
Да, они тут бибикают постоянно; но не в смысле «куда прешь, козел!», а в смысле «посторонись, друг, дай проехать!».
Да, у них на дорогах нет светофоров, дорожных знаков, тротуаров, фонарей и новых качественных автомобилей. Но - sic! - есть взаимоуважение. Повторюсь, стресса - тоже нет.

UPD: Все вышесказанное - про Катманду и ближайшие окрестности. В Покхаре на улицах - и фонари, и тротуары, и современные машины, и трафик вполне комфортный для пешеходов. И пыли нет.

UPD UPD: Между разными частями страны - серпантин через горы.  Сам серпантин - как между Туапсе и Адлером до объявления сочинской олимпиады; только горы вокруг повыше. Дорога - узкая, покрытие - фиговое. Мы берем туристический микроавтобус на всю толпу; из Катманду едем сначала в Покхару, потом в Лумбини. Нас трясет и подбрасывает на каждой кочке; выспаться не удается ни в сидячем, ни в лежачем положении; многих мутит. Хотя водители едут аккуратно.

путешествия, фото из путешествий, Катманду, Непал

Previous post Next post
Up