Кладбище, как зеркало русской революции.

Jul 02, 2021 20:34



Проходил я мимо Богословского кладбища и решил зайти, посмотреть на могилы Виктора Цоя и других музыкантов. Вообще-то, я не поклонник рок-музыки, потому что считаю, что она содержит излишнее количество протестов и стенаний, тогда как жизнь требует от людей позитива и созидания. Но Цой - один из немногих, чьё творчество заслуживает внимания.
Посещение кладбища навеяло некоторые мысли.
Многие ещё помнят, что в 1917 году Октябрьская революция указала путь к светлому будущему. Но не всему народу, а рабочим и крестьянам. Потому что буржуи, учителя, врачи, инженеры и прочие граждане и без неё существовали неплохо. Стали пролетарии жить-поживать, да добро наживать. А потом «давали дуба», как оно и задумано Природой. И оказывались на кладбище, приступая к жизни вечной. О том, что они когда-то ходили по земле, посетителям призваны напоминать их памятники.
В принципе, Богословское кладбище мало чем отличается от других, поэтому мои рассуждения можно счесть обобщёнными по стране.
Издавна самыми лучшими местами на кладбищах считались те, которые на виду: у церкви, вдоль дорожек, у входа… В царское время там находились могилы богатых и уважаемых граждан. Многие памятники которых были уникальны с архитектурной точки зрения. Простонародье «селилось» в неудобных и укромных местах. Что вполне логично, потому что - кому интересны их простенькие кресты?
  Вскоре после установления советской власти в крупных городах стали сносить кладбища - частично или полностью. Обусловлено это было тем, что растущим городам нужна земля. Осваивать новые пространства сложно, куда проще использовать территорию кладбищ - мертвецы претензий не выскажут. На Богословском кладбище срыли только его часть, но некоторые кладбища Петербурга полностью исчезли под ножом бульдозера.
При этом соблюдался лицемерный принцип: кресты простонародья (ради которых всё и затевалось в 1917 году) просто отправляли на свалку, как не имеющие исторической ценности, а самые интересные буржуйские памятники аккуратно свезли с нескольких кладбищ в одно место (Лазаревское кладбище) и организовали там музей. То есть, память об эксплуататорах оказалась на деле важней памяти о простых людях.
Прошли годы, и на российских кладбищах снова установилась чёткая иерархия: на самых лучших местах встали шикарные памятники профессорам, директорам, генералам (тем, кого в 1917 году считали «контрой»), а кресты работяг, как и раньше, расположились в самой глуши. Только к ним добавилась советская классика - стальная пирамидка со звездой. Как правило - к настоящему времени полусгнившая.





Некоторые счастливчики приватизировали красивые старинные памятники. Имевшие ранее иных владельцев, могилы которых никто не посещал. Потому что многие родственники бывших эксплуататоров живут нынче за границей. Для этого пришлось просто прикрепить новую табличку или фотографию.  
Я кстати не считаю, что могила рабочего должна выглядеть шикарней, чем у академика. То же самое касается квартиры, питания и многого другого. Хотя бы потому, что у академика денег больше. Но нужно об этом говорить честно, а не портить психику трудовому народу, обещая ему диктатуру пролетариата.
Получилось, что Октябрьская революция обещала трудящимся власть рабочих и крестьян и "Кто был ничем, тот станет всем!" А вышло в итоге примерно то же, что и раньше. 
Потому что устойчивое государство, вне зависимости от его общественного строя, подобно пирамиде: на вершине лидер, её основание составляет народ. А посередине прослойка из чиновников, генералов, профессоров и прочих важных людей.
Советское время стало историей, и это сказалось на облике кладбищ. В 21 веке российские захоронения стали намного достойней, а главное - разница между уровнем памятников уменьшилась. Видимо, и в сознании людей происходит перелом - они стали понимать, что кладбище - это сакральное место. А память о близких нужно хранить не только в сердце, но и в камне.



2021 год

Previous post Next post
Up