Nov 04, 2009 13:48
В ней Аристотель рассматривает различные стороны общественной и государственной жизни. Согласно учению Аристотеля, этические идеалы находят свое осуществление в обществе, ибо человек и с нравственной стороны остается политическим существом. Этим объясняется проникающая всю его этику характерная черта - настойчивое подчеркивание момента активности, деятельности, энергии. "Никомахова этика" представляет собой настоящую битву с платоновским мистицизмом, с подчинением человека и его способностей сверхчувственной, потусторонней жизни. Аристотель критиковал ограничения в физических влечениях и в стремлении к материальному благополучию в государстве Платона и доказывал, что не из подавления, но из развития земных потребностей, "внешних благ", отрицаемых Платоном, а также из развития политических, нравственных и научных интересов вырастает совершенный гражданин совершенного государства. И даже назначение, смысл существования человека мыслитель видел в его реальной жизни, "состоящей в разумной душевной энергии и деятельности" . Человек, по мнению Аристотеля, отличается от животного тем, что он имеет этические представления (что есть добро и что есть зло), а животное их не имеет. Важно отметить, что Аристотеля занимали не этические проблемы вообще, а проблемы этики гражданина государства. В этом заключается связь между этикой и политикой. Итак, добродетель гражданина как предмет этики. По мнению Аристотеля, добродетельно лишь то, что идет на пользу государству (т.е. коллективу граждан), что укрепляет существующий порядок. Аристотель разделял добродетели на два типа: дианоэтическиме (интеллектуальные; вырабатываются в процессе обучения, нуждаются во времени и опыте) и этические (волевые; формируются вследствие привычки). Первые имеют для Аристотеля решающее значение. Здесь человек выступает как одаренное разумом существо. По Аристотелю, человек приобретает добродетельный облик, действуя, затрачивая энергию, будучи активным. Мыслитель говорит: "Назначение человека - в разумной деятельности" . Речь идет не об одновременном акте творчества, а о постоянной целенаправленной деятельности. Счастье достигается только там, где налицо энергия завершенной жизни, примененная сообразно завершенной добродетели. Активность обязательна в течение всей жизни! Поэтому добродетелен не тот человек, кто всего лишь обладает добродетелью, а тот, кто активно реализует ее в жизни. Кстати, Лев Толстой вслед за Аристотелем считал, что лейтмотивом в жизни человека должна быть именно "деятельная добродетель". Так считали и ранние христиане, говоря, что "вера без дел мертва есть". По мнению Аристотеля, "люди образуют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, которую они ведут" . Некоторые стремятся к богатству, иные - к власти, третьи - к познанию. Аристотель осуждал пошлое стремление к удовольствиям. Он считал такую жизнь "животной". Наиболее совершенной и достойной гражданина Аристотель считает теоретическую деятельность, т.е. процесс познания и созерцания (а вовсе не наслаждение и почести!). Этическая добродетель возникает в результате привычки. К этому человек может прийти опять-таки лишь в результате целенаправленной деятельности по воспитанию в себе и культивированию означенной добродетели. Природа дает человеку возможность стать добродетельным, но осуществляется эта возможность лишь в результате целенаправленной деятельности человека по культивированию добродетели в себе самом. Какова же цель этих теоретических выкладок? Аристотель пишет: "Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми" . Главная рекомендация мыслителя - всегда и во всем находить среднюю линию поведения. "Середина - принадлежность добродетели" .