С Камбербэтчем на съёмочной площадке

Dec 22, 2016 23:58

The i Paper, 22.12.2016
Gerard Gilbert

Шерлок возвращается! А Бенедикт Камбербэтч поотвык от него



Бенедикт Камбербэтч занят тем, что он обычно делает, играя Шерлока: входит и выходит из квартиры № 221b по Бейкер стрит - хотя фасад фиктивной 221b находится в полумиле от реальной Бейкер стрит, на Норт Гауэр стрит, рядом с кафе Спиди (настоящее кафе-бутербродная, которое фигурирует в сериале). Здесь собирается огромная толпа, чтобы почтительно наблюдать за его работой - так начинается долгая ночь съёмок.

"Они очень доброжелательны... это семейное сборище, - говорит Камбербэтч в перерыве между мизансценами. - Пьяные прохожие куда хуже, чем четыре сотни фанов, которые ведут себя тише воды во время дублей. И всё же порой диковато знать, что ты всё время как на сцене: стоит споткнуться или поднять бровь, это моментально становится интернет-мемом. Это обескураживает. Приходится постоянно включать фильтр в голове - иногда мне это удаётся, а иногда нет".

Совершенно верно. Мне не раз выпадала возможность брать у Камбербэтча интервью, и порой это выглядело так, будто у него вообще нет фильтра - или, по крайней, мере, будто он даёт вам открытый доступ к своим чертогам разума, вы буквально можете слышать, как крутятся винтики у него в голове. А в другой раз это больше похоже на то, как будто каждая мысль педантично процеживается через слои марли, прежде чем оформиться в конечное высказывание.

Но сегодня намертво закрыт только один барьер - тот, который предназначен не допустить утечки любых подробностей сюжета трёх новых эпизодов "Шерлока". Он даже не хочет или не может сказать мне, почему его герой слегка зарос щетиной. Он в депрессии? Страдает с похмелья? Влюблён? "Он просто потерял бритву", - отвечает Камбербэтч.

Значительная часть работы состоит в том, чтобы сохранять детали в тайне от жадных до спойлеров СМИ - Марк Гэтисс, сценарист и исполнитель роли Майкрофта Холмса, сравнивает эти ухищрения с работой шпиона. Он рассказывает о том, как им пришлось контрабандой провозить в Глостерский собор наряженного в свадебное платье Эндрю Скотта, играющего Мориарти, чтобы снять в крипте сцену для викторианского эпизода.

"Мы установили тент внутри собора, но снаружи дежурили папарацци, - говорит Гэтисс. - Это была целая военная операция: доставить его из собора на вокзал, переодеть и вывезти из Глостера так, чтобы никто не заметил. Как назло, машина, которая должна была его забрать, куда-то запропастилась, и мне пришлось прятать его под своим пальто. Поразительно, но нам удалось это провернуть".

Мы знаем, что первая серия нового сезона основана на рассказе Артура Конан Дойла "Шесть Наполеонов", однако в версии ВВС будут фигурировать гипсовые бюсты Маргарет Тэтчер. "Я даже попросил, чтобы мне дали сделать один из них собственноручно", - добавляет Гэтисс.

Нам показали первую серию, строго оговорив, что именно мы можем раскрыть, и я могу сказать, что действие начинается с того момента, на котором закончился "Его последний обет". "Мориарти определенно мёртв, и Шерлок точно знает, что он собирается делать дальше", - говорит Стивен Моффат. Или, как Шерлок в новом эпизоде говорит о своём покойном противнике, "он сделал петлю, чтобы засунуть туда мою шею".



Возвращение к современному Шерлоку после викторианской интерлюдии оказалось для Камбербэтча неожиданно трудным. "Я вдруг подумал - боже, ведь я не очень хорошо знаю этого человека. Я расстался с ним три года назад, и с тех пор многое случилось. Зазор оказался больше, чем я ожидал, так что мне понадобилось некоторое время".

Ситуацию усугубило то, что он поздно получил сценарий. "Очень, очень, очень поздно, - говорит Камбербэтч. - Я заканчивал "Доктора Стрэнджа" в Америке и просил - пожалуйста, у меня не будет времени, чтобы изучить этот материал, вы должны отправить мне его прямо сейчас. Конечно, мне не терпелось узнать, что произойдёт, - думаю, я бываю так же ошеломлён, как и зрители, - но мне просто нужно было изучить материал".

Бюджет "Доктора Стрэнджа" где-то раз в сорок больше, чем "Шерлока", но что примечательно - особенно если смотреть на большом экране - "Шесть Тэтчер" сняты с таким же кинематографическим, почти бондианским размахом. "Визуальное качество того, что мы получаем на выходе, замечательно, учитывая жёсткий бюджет", - утверждает Камбербэтч. Он также мог бы упомянуть роскошную музыку Дэвида Арнольда, который работал над несколькими фильмами о Бонде, в то время как обрамляющая сцена в Лондонском аквариуме с акулами, плавающими позади голов персонажей - практически ссылка на резервуар с акулами в фильмах Бондианы "Шаровая молния" и "Шпион, который меня любил".

"Аквариум очень в стиле Джеймса Бонда, и мне это нравится, - говорит Моффат. - Мне хотелось сделать что-то на London Eye (Лондонское колесо обозрения), и я задавался вопросом, почему его никогда не использовали в фильмах про Джеймса Бонда; я связался с ними, и они ответили: пишите, мы посмотрим. Сдуру я взял да так и сделал, и у нас есть драки и персонаж, прыгающий из кабины..."

Но при всём этом масштабе лучше всего работают более тихие, более интимные, домашние моменты: длинные диалоги между Холмсом и Уотсоном, которые так пугают вновь прибывающих режиссёров сериала, и новая величина в предстоящем сезоне - появление ребёнка Джона и Мэри.

"Главное, что мы знаем - невозможно слишком сильно изменять центральную линию, потому что сериал называется "Шерлок", и это действительно Шерлок и Джон, а не кто-либо ещё - даже Мэри, - говорит Мартин Фриман. - Но в то же время вы должны заботиться о своей жёнушке больше, чем кто-либо другой, и о своём ребёнке... нужно выполнять обязательства, не теряя при этом веселья и приключений этой центральной дружеской пары".

"Кроткое безразличие, я бы сказал, - говорит Камбербэтч о реакции Шерлока на младенца. - Скажем так, он не настолько любит детей, как я. У него столько всего происходит; он не может долго заниматься подгузниками".

Как будто вознамерившись оспорить старое правило шоу-бизнеса - никогда не работать с животными или младенцами, - Гэтисс и Моффат ввели в сериал ещё и собаку. "Бладхаунд Тоби* фигурирует у Конан Дойла в "Знаке четырёх", и я всегда хотел снять этот эпизод, - говорит Гэтисс. И уже в который раз за свою карьеру я столкнулся с дрессировщиком, который утверждал, что они вообще-то необучаемы".

* Непонятно, откуда всплыл бладхаунд, но точно не из "Знака четырёх":
"Toby proved to an ugly, long-haired, lop-eared creature, half spaniel and half lurcher, brown-and-white in color, with a very clumsy waddling gait".
"Тоби оказался уродливым длинношерстным вислоухим созданием, помесью спаниеля и шотландской ищейки, коричнево-белой расцветки, с неуклюжей походкой вперевалочку".



"Он просто уселся и сидел, - говорит Моффат. - Так появилась сцена, в которой Мэри и Шерлок стоят, обсуждая застывшую на месте собаку - мы написали её прямо там, на тротуаре. В том куске, где Аманду тянут вперёд [предполагается, что это собака] - на самом деле там был ассистент с палкой".

Со смертью Мориарти и Магнуссена появилась нужда в новом главном злодее. Слухи, что в сериал приглашён Том Хиддлстон, остаются только слухами, но мы знаем, что во второй серии появится Тоби Джонс в роли отравителя Калвертона Смита. "Если только возможно быть ещё более жутким, чем Мориарти, он полностью отрабатывает свои деньги", - говорит Фриман. "Тоби небольшого роста, и Бенедикт возвышается над ним, - добавляет Моффат. - Но он источает неподдельную физическую угрозу; он, при своём компактном виде, может создать ощущение огромной опасности".

И остаётся третья серия под зловещим названием "Последняя проблема", основанная на знаменитом рассказе, в котором Дойл предпринял попытку убить своего литературного героя, столкнув Холмса и Мориарти в смертельной схватке над Рейхенбахским водопадом. Зная Моффата и Гэтисса, стоит ожидать какой-то подковырки, хотя никогда нельзя сказать наверняка.

Камбербэтч заявляет, что счастлив продолжать играть Шерлока, несмотря на расцвет своей кинокарьеры. "Но для зрителей важно, чтобы мы сохраняли свежесть, - добавляет он. - Нет смысла возвращаться просто для галочки".

2016, interview

Previous post Next post
Up