Geeky Monkey 7.12.2016
Более полный и точный текст в электронном виде можно увидеть
здесь Бенедикт Камбербэтч, вероятно, один из самых занятых актёров прямо сейчас, однако он нашёл время, чтобы поговорить с нами о Непале, докторе Стрэндже и Шерлоке.
Поздравляем вас с большой работой в "Докторе Стрэндже". Вы провели год в Непале, преподавая английский язык, и вернулись туда на съёмки - полный круг счастливо замкнулся?
На самом деле не в Непале, я был в Дарджилинге, а именно в месте под названием Санаду, возле Дарджилинга в Западной Бенгалии, где я преподавал английский пять-шесть месяцев в монастыре тибетского буддизма, в переоборудованном непальском доме в этом маленьком горном местечке в Индии, погружённом в непальскую и китайскую культуру - и, разумеется, индийскую. Да, это был совершенно другой мир образования, чем тот, под влиянием которого я находился до 19 лет. Там было всё, чего я только мог ожидать, и всё, чего совсем не мог предвидеть, полное изменение реальной жизни, когда видишь все эти ритуалы и культуру вблизи и сам принимаешь в этом участие. Я две недели проходил семинар по медитации с парой других учителей, которые должны были преподавать в той же области, в разных школах и монастырях - это было потрясающе, просто фантастично.
Мы действительно побывали в Катманду, но лишь во время однодневной поездки в Непал, когда мы получили двухнедельный учительский отпуск, и было поразительно, что сейчас мы начали съёмки именно оттуда, что я вернулся в это место, настолько внушительное и настолько необычное. Очень важно, что мы отправились туда - из-за землетрясения, которое произошло за семь месяцев до этого. Я был абсолютно убеждён, что мы должны пробиться туда для съёмок, и Марвел со страховщиками были согласны, они сказали - нет, не волнуйтесь, мы это сделаем. Это было здорово, для них это было фантастично, но для нас это было намного более фантастично, и это было приятным напоминанием о моём опыте преподавания.
Люди всё чаще отворачиваются в сторону или пытаются сбежать из современного общества посредством обращения к медитации и духовности, которые играют большую роль в этом фильме - при этом в фильме Марвел.
Людям в жизни всегда нужна вера, это извечная принадлежность любой культуры, и я не думаю, что наше время чем-то отличается. Мы живём в социуме, который гораздо больше опирается на научную базу, где логика, технологии и осмысление реального мира намного более позволительны, к счастью, и наука больше рассматривается как доктрина о той или иной форме истины. Но, думаю, мы всегда будем задаваться вопросом, где найти истину, кем бы мы ни были в духовном аспекте - циниками, атеистами, агностиками или кем-то ещё.
И истина приходит в самых разных формах и объёмах. Как вы видите в фильме, МРТ-сканирование или чакры - просто разные способы кодификации того, как мы функционируем. Да, мы состоим из клеток, но что вообще заставляет эти клетки оставаться живыми и почему они не живут, когда мы умираем? Это колоссальные вопросы, которые до сих пор ставят нас в тупик. В вере нас привлекает не только поэтичность - это место, где наука делает скачок в непознанное. В фильме происходит эта изумительная встреча: человек западной логики, который живет в дуалистической реальности, причинно обусловленной реальности, где действия имеют определённые последствия, попадает в место, где существует множество измерений, демоны, невероятная магия и инобытие, нечто за пределами того, что мы знаем как нашу реальность.
Я думаю, что это отправной пункт, и вам доставит радость это исследовать. Это что-то совсем новое для мира Марвел.
Что из вашего духовного опыта, полученного в монастыре, пригодилось вам, когда вы играли доктора Стрэнджа?
Ну я не циник, каким он был, я не был повреждён и не нуждался в исцелении, я пошёл туда из любопытства с широко открытыми глазами, полный ожиданий. А Стрэндж так яростно ничего не ожидает, что его до глубины души потрясает этот "магико-мистический тур", как мы это называли, когда Древнейшая открывает его разум.
Да, что касается общих черт и обстоятельств, у меня было такое же западное воспитание и я столкнулся с опытом восточного мистицизма впервые в жизни. Это было очень глубоко прочувствованным, и я полагаю, что идея о способности разума формировать вашу реальность проходит через весь фильм. Все формы медитации являются не столько религией, сколько образом жизни. Речь идет о способности приводить разум в покой и практике полной осознанности, что было очень ново для шестидесятых годов, но теперь этому учат в корпорациях. Теперь это больше не что-то отдалённое. Это то, что я, конечно, продолжаю делать, когда у меня есть такая возможность.
Должен признаться, я никогда не видел вас в роли супергероя. Вас лучше знают по более серьёзным работам...
Ну, Шерлок Холмс тоже что-то вроде супергероя, вы не находите? Что касается актёров, с которыми работает Марвел, на ум сразу приходит Энтони Хопкинс, в других франшизах у них есть Патрик Стюарт и Йэн МакКеллен. Мы актёры, нам нужна насущная работа, и такая работа имеет свою привлекательность, потому что она абсолютно отличается от остального, это такой грандиозный фильм, и это является очевидной приманкой. Не говоря уже о том, чтобы стать героем экшена, научиться кунг-фу и каскадёрским трюкам и трансформировать не только своё тело, но и свой голос. Мне нравится играть то, чего я не играл раньше, я ещё никогда не играл американского героя. Было таким удовольствием играть ньюйоркца, знаете, такого человека, который сам себя сделал, этого высокомерного нейрохирурга, который проходит этот невероятный путь к супергероизму и в этом процессе осознаёт, что он не центр мира.
Это фантастика, с большим количеством комедийных и драматических эпизодов между боевыми действиями, это было изумительное приключение. Я ничего не знал об этом персонаже до того, как получил это предложение, хотя пару раз слышал упоминание об этом как о неплохой задумке. На самом деле, один журналист завёл со мной разговор об этом фильме на крыше студии Bad Robot, когда я занимался продвижением "Стар Трека", и я пошёл и прочитал это, и люди, которые хорошо знали о докторе Стрэндже, сказали мне, что это фантастический персонаж.
Вы вообще заботитесь о продвижении карьеры?
Нет-нет, речь о том, чтобы устроить сюрприз самому себе и сделать то, чего ещё не делал. Я хотел бы работу, которая, как минимум, отличается хоть чем-то, если это не полный разворот на 180 градусов. Конечно, я играл умных людей и раньше - и высокомерных людей - и не один раз. Но в этот раз он американец, материалист, слегка социопатичный, у него своя жизнь, у него были отношения, который закончились, потому что всё вертелось вокруг него и слишком мало вокруг неё. Это необычное для меня пространство, и это, как правило, опускает меня на землю.
К тому же, чем старше я становлюсь, тем важнее для меня люди, с которыми я хочу работать, особенно режиссёры, это один из главных критериев. И у меня есть своя продюсерская компания, так что я заинтересован в том кино, которое я хотел бы смотреть, а не только в том, где я хотел бы играть. Наблюдать за проектами от начальной до конечной стадии - тоже новый для меня маршрут.
Ранее вы озвучивали, что недолюбливаете издержки славы, и роль доктора Стрэнджа вряд ли этому поможет. Сейчас вы больше удовлетворены своим статусом знаменитости?
С этим свыкаешься, просто свыкаешься. Это единственный способ, каким я могу с этим справиться. Я люблю свою работу, так что мне приходится иметь дело с последствиями, и я думаю, что управляюсь с этим в меру своих сил.
Вы были не слишком довольны всей этой кутерьмой с Камбербитчез?
Те, кто первыми назвали себя так, были очень умной и остроумной группой девушек от 20 до 40 лет, и они сделали это в шутку, потому что битч и бэтч звучат похоже. Они не имели в виду ничего оскорбительного, и я просто подчёркивал, по мере того, как это становилось всё шире, что там, быть может, была хорошая возможность показать, что это от всего сердца, тут нет агрессии. Это просто были люди, которым приносило радость и удовольствие то, что я делаю. Для меня это на самом деле никогда не было большой проблемой, я просто предложил, что для этого можно найти немного более мягкое название.
Стрэндж проходит через опыт, который изменяет его жизнь, открывает его разум. Вам приходилось переживать что-то подобное, какие-то события, которые произвели тот же эффект?
Приходилось, и немало, над чем я много размышлял, так что не буду утомлять вас деталями. Опыт преподавания в Западной Бенгалии во многом изменил мою жизнь; во время той поездки в Непал я заблудился, пытаясь определить своё местонахождение, и мы блуждали около 48 часов, это было страшно. Было опасное для жизни происшествие в Южной Африке, когда бандиты угнали наш автомобиль вместе с нами. А теперь я отец, и любой, кто это изведал, знает, насколько это может изменить жизнь. Это, пожалуй, самое важное, что когда-либо со мной случалось. Без сомнений.
Такого рода фильмы, заглядывая вперёд, безусловно, подкупят вас некоторыми "отцовскими моментами" с вашими детьми.
Ну, сейчас пока рановато об этом говорить, но, наверное, в будущем, посмотрим. Поживём - увидим.
Отцовство сделало вас более спокойным?
Может быть. Я был очень увлечён идеей сыграть Гамлета как единственного ребёнка, каким был и я, потому что он зациклен на своих родителях. Поскольку я единственный ребёнок, то думал, что это могло бы стать ключевым элементом в том, что я должен предложить моему ребёнку. В детстве вы думаете только о своих собственных родителях. Но потом, как известно каждому новоиспечённому родителю, когда у вас вдруг появляются собственные дети, вы начинаете думать о них и о том, как в один прекрасный день они будут думать о вас так же, как вы думали о своих родителях. Отцовство ускоряет всё по экспоненте, и это помогает мне осмыслить всё, что делали мои родители и как они это делали. В моём случае, я был невероятно благодарен за это и за возможность понять, что такое рождение ребёнка и через что они прошли со мной. Думать об этом невероятно, просто сюрреалистично.
Появление детей ничего не отняло в моей жизни, только прибавило. Когда ждёшь ребёнка, все тебе говорят, как это повлияет на твою жизнь и как в результате пострадает твоя карьера. Это действительно влияет на всё, но только в лучшую сторону. Я знаю, что нахожусь в очень привилегированном положении по части карьеры, но думаю, кто угодно, независимо от того, что происходит, даже если настали трудные дни, может черпать силы от своих детей.
Если оглянуться назад, стал ли "Шерлок" тем проектом, который запустил всё для вас?
Взорвался ли телефон от звонков после "Шерлока"? Ну, я был очень занят, когда в то же самое время произошли три важных события - Дэнни Бойл, который никогда не видел "Шерлока", хотел, чтобы я играл в его "Франкенштейне"; я получил роль в фильме Томаса Альфредсона "Шпион, выйди вон!", и как раз в тот момент, когда он выходил, Спилберг уже предложил мне роль в "Боевом коне", и это были действительно крупные фильмы. И тогда же был "Шерлок", так что, знаете, это сошлось всё вместе, и я бесконечно благодарен.
Вам когда-нибудь раньше приходилось бороться за работу?
Нет, я всегда работал, у меня была работа, которую я любил, театр, телевидение, не всегда главные роли. Я начинал в этой профессии с двумя родителями, у которых были очень успешные карьеры, которые пользовались уважением коллег и получали удовольствие, делая работу, которая не давала поблажек, из-за графика, из-за отсутствия установленного времени работы. Так что я всегда думал: "Если я буду делать свою работу хотя бы наполовину так хорошо, как они, я буду в порядке". А потом всё росло как снежный ком, но они всегда были для меня эталоном, на который я равнялся.
Насчёт "Шерлока" всегда ходит множество предположений. Будет продолжение или не будет? Говорили, что вы закончили с этим навсегда...
Не думаю, что я когда-либо говорил такое, и должен сказать, что это безответственные представители вашей профессии выдёргивают то, что я сказал, из контекста, и теперь это ваша задача устранить беспорядок.
Как бы там ни было, я чувствую, как редактор выжимал это из журналиста, и я отдаю себе отчёт, что статьи об искусстве всё сильнее нагнетают, потому что на художественные отделы всегда давят. У меня есть друзья в Телеграф и Гардиан, и там имеет место это выжимание, когда ты должен придумать что-то кликабельное.
Я никогда не говорил "никогда", вы никогда не говорите "никогда" про "Шерлока". Я только что закончил съёмки этого сезона, теперь очевидно последует перерыв, и как вы увидите из этой истории, там есть о чём подумать. Возможно, будет более длительный промежуток между этим сезоном и следующим. Так что всё, что я могу сказать - никогда не говори "никогда".