Выдающийся русский танцовщик Нижинский сказал о Дягилеве: «Это был гений, самый великий организатор, искатель и открыватель талантов, наделенный душой художника и манерами знатного вельможи, единственный всесторонне развитый человек, которого я мог бы сравнить с Леонардо да Винчи».
Сергей Павлович Дягилев родился 19 марта 1872 года в Перми в родовитой дворянской семье. С юных лет он питал страсть к русской опере, но после неудачных попыток стать оперным певцом и композитором, решил посвятить себя искусству в другом качестве.
Тайна таланта Дягилева заключалась в особом даре соединять прежде несоединимое - «низкую» практику антрепренерства и «высокое» искусство. На рубеже XIX-XX веков Дягилев стал выдающимся пропагандистом русской культуры - как художественный критик и как организатор зарубежных гастролей русских артистов. Познакомить Европу с русским искусством Дягилев считал делом своей жизни, своей культурной миссией*.
*Между прочим Дягилев был убежден, что является потомком
Петра Первого. По его словам, подобно тому, как Петр «прорубил окно» в Европу, он, Дягилев, должен был предъявить Европе подлинный лик России - прекрасный и грозный.
С 1909 года неотъемлемой частью культурной жизни Европы стали ежегодные «Русские балеты» Дягилева, открывшие 20-летнюю полосу триумфов русского оперно-балетного театра.
Август Макке. Русский балет. 1912
За это время Дягилев представил на суд зрителей 70 спектаклей от русской классической оперы до авангардных постановок современных авторов. В театральной труппе Дягилева в разное время работали величайшие деятели русского и мирового искусства: хореографы Фокин и Мясин, композиторы Дебюсси, Равель, Прокофьев, Стравинский, Штраус, художники Бакст, Бенуа, Серов, Пикассо, Матисс, балетные танцовщики Мариинского и Большого театра Павлова, Нижинский, Кшесинская, Павлова, Карсавина. Тонкий знаток классического искусства, Дягилев вместе с тем был вдохновителем целого ряда новых направлений в искусстве, в том числе музыкального неоклассицизма и балета с пением. Ему рукоплескали Европа, США, Южная Америка. По замечанию русского художника Бенуа, вместе с «Русским балетом» триумф справляла «вся русская культура, вся особенность русского искусства, его убежденность, свежесть и непосредственность».
Служение Дягилева искусству было бескорыстным. Огромные средства, добытые у меценатов, он тратил на дорогостоящие театральные постановки. За его «Русским балетом» всюду следовали 8 вагонов декораций и 3 тысячи костюмов. По словам итальянского композитора Казеллы, в последние годы своей жизни Дягилев «жил в кредит, не имея возможности оплатить гостиницу» в Венеции, и 19 августа 1929 года «умер один, в гостиничном номере, бедный, каким был всегда».
Могила Дягилева
Похороны великого импресарио оплатила
Коко Шанель - хороший друг Дягилева, при жизни маэстро дававшая деньги на многие его постановки.
Цитаты:
Сцену венчания надо поставить так, чтобы французы рехнулись от ее величия.
С. Дягилев - Н. Римскому-Корсакову о постановке «Бориса Годунова»
В конце концов самое сильное подавляющее впечатление оставляет поразительный, никогда еще не слышанный хор, который более всего ставит границу между оперной труппой Дягилева и всеми другими, какие когда-либо слышали в Лондоне.
«Таймс», 1911
Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы помимо слов и понятий не рассудочно, а стихийно, наглядно, бесспорно.
Дягилев, 1910
Тайна нашего балета заключается в ритме. Мы нашли возможным передать не чувства и страсти, как это делает драма, и не форму, как это делает живопись, а самый ритм чувств и форм. Наши танцы, и декорации, и костюмы - все это так захватывает, потому что отражает самое неуловимое и сокровенное - ритм жизни.
Л. Бакст
Мы - свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет. А потому, без страха и неверия, я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов! Так же, как и за новые заветы новой эстетики.
С. Дягилев, 1905
Его интуиция, его чувствительность и его феноменальная память позволяли ему запомнить неисчислимое множество шедевров (картин) и больше никогда их не забыть. У него была исключительная зрительная память и удивлявшее нас всех иконографическое чутье.
И. Грабарь
Он определял тему, выбирал композиторов, художников, хореографов, исполнителей главных ролей. Он руководил репетициями. Каждая постановка своей оригинальностью отражала его личное соучастие.
И. Стравинский