Начну с призыва не рассматривать эту книгу в качестве сакрального текста, у нее есть иные преимущества. Хотя сразу должен не согласиться с ее аннотацией, где прописано, что фигура Иисуса лишена в книге всякой героики, что Иисус в ней - простой человек со всеми своими сомнениями и ошибками.. Да, если мы станем примерять здесь привычное нам понятие героики. Предлагаю вернуться к истокам. Именно это «возврат» меня больше всего и очаровал в книге Ж.Сарамаго. Поясню. Существует бездна книг по богословской тематике, человечество 2000 лет времени зря не теряло, и подобных размышлений произвело множество. Я не специалист по христианской ортодоксии и «Евангелие от Иисуса» для меня только художественный текст. Причем текст, стилистика и художественные приемы которого отсылают читателя к мифологии и раннехристианским преданиям. Отсюда - мое несогласие с аннотацией.
Иисус Сарамаго - это герой по всем понятиям мифа, т.е. рожденный от бога и земной женщины, имеющий своей целью «проведение в жизнь» определенной, вначале даже недоступной его пониманию, задачи. Да, он лишен физической силы и прочих «атрибутов» первых мифических героев, зато он вполне соответствует поздним героям, с их определенными интеллектуальными, художественными задачами. И сопровождает его «по жизни» не «отеческая божья помощь», а наука Пастыря, который оказывается Сатаной. В конце книги Иисус противится воли Бога - героический мифологизм. Да и сам «образ бога», впрочем, как и «сатаны» выписан в соответствии с жанром.
Чем же привлекло меня «Евангелие от Иисуса»? Я думаю, что остатки мифологии сидят у большинства людей в голове, как неизбывный элемент, несмотря на все виды эволюций. /А где-то даже именно благодаря этой эволюции они и процветают/. Сарамаго и пробует провести читателя от «начала», т.е. мифа к сознательному выбору и разумному пониманию христианства. Только человеческим ходом. Иисус, как простой смертный своего времени, плотно укорененный в наличествующей вере, начинает ее осмыслять, задаваясь вопросами, и в поисках ответов начинает формулировать для себя новые положения, он по-человечески противопоставляет бывшее «до» и то, что надлежит привнести ему. Можно сказать, что со становлением самосознания героя одновременно происходит процесс начального понимания и у читателя. Роскошный финал книги - это и есть самая большая загадка. Что такое свобода человека? Как возможен свободный выбор в христианстве? И наша рука самостоятельно тянется к Новому завету..