Александр Павлов. Постыдное удовольствие

Sep 28, 2016 22:18

Оригинал взят у e_bath в Александр Павлов. Постыдное удовольствие
М.: ВШЭ, 2015



Это неплохая книга. Будет интересна для интересующихся кинематографом и философией, что понятно уже из подзаголовка: «Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа». Но есть у неё и несколько недостатков, о которых я хотел бы поговорить.

Том «Постыдное удовольствие» - это сборник статей, написанных в разное время и по разным поводам, и это чувствуется. Некоторые из них я уже читал до того, как книга попала мне в руки: что-то в киножурналах («ИК» или «Сеанс»), что-то в качестве предисловий к книгам других писателей (например, одна из статей о Славое Жижеке - их, посвящённых словенскому философу, в книге три - предваряла его монографию «Искусство смешного возвышенного» о фильмах Дэвида Линча). Подзаголовком автор попытался их концептуально объединить, с натяжкой это принять можно, но цельности в сборнике нет.

Некоторые статьи серьёзно отличаются по стилю друг от друга, в достаточно мере для того, чтобы возникло ощущение антологии. Временами казалось, что я читаю статьи разных авторов (например, отличная и глубокая статья о творчестве Кроненберга кардинально отлична от злобной, почти склочной, рецензии на переводное издание «"Южный парк" и философия»).

Интересно, что в понятие «массового кинематографа» по Павлову входят порношик и грайндхаус, Кубрик и Кроненберг, мультсериал «Южный парк» и слэшеры. Хотя, по-настоящему массовым являются, наверное, лишь три из исследуемых им проекта: «Симпсоны», «Бойцовский клуб» и «Секс в большом городе».

В общем, тем, кто ожидает дотошной исследовательской монографии о кинематографе, тем не стоит беспокоиться, эта книга не для них; но кто не прочь прочесть сборник неглупых статей на самые разные темы - от вампирского кинематографа до феминистического кино - добро пожаловать! Представьте, что открыли раздел «Кино» в каком-нибудь «Слоне» или Esquire - и вперёд.

К несомненным достоинствам книги можно отнести насмотренность автора, который упоминает множество фильмов по определённым тематикам, давая им беглую характеристику. Например, статья о маньяках подарит вам список размером в десяток-другой кинокартин «а ля "Молчание ягнят"», то же происходит в материалах о вампирском кино, зомби-муви и т.д.

Жаль, что за общей насмотренностью и начитанностью (упоминаемых книг других авторов в сборнике тоже великое множество) редко видно самого Павлова. Он спрячется за пересказом чужих произведений, будь то философские труды Жижека или кинематографические опусы Копполы, а мне всё же думается, что Павлову есть что сказать и самому.

Previous post Next post
Up