Храм Христа Спасителя. Часть 11

Jan 18, 2017 22:33

Оригинал взят у alise84 в Храм Христа Спасителя. Часть 11
Оригинал взят у eho_2013 в Храм Христа Спасителя. Часть 11
Предыдущие части: http://eho-2013.livejournal.com/920509.html



Трудные времена Храма
В послереволюционные годы в Москве Храм для многих становился оплотом веры, противостоящим произволу и безбожию. Один из тех, кто принял Храм в свое сердце, - Даниил Андреев, сын писателя Леонида Андреева, человек, с первых дней жизни обреченный на несчастья, и достигший при этом удивительных высот духа. Его мать умерла после родов, а отец, проникновенно писавший о страданиях своих персонажей, возненавидел новорожденного сына, обвиняя его в смерти несчастной женщины. Даниил воспитывался в доме родственников матери, где его любили, но от бед защитить не могли. Потеря близких, болезни, революция и Гражданская война, невозможность найти себя в профессии, Отечественная война и служба в военной похоронной команде в блокадном Ленинграде, фронтовая инвалидность, арест и 25 лет лагерей за «создание антисоветской организации и террористические умыслы» (и одновременно - арест его родных и друзей, общим числом 19 человек, для придания «организации» массовости)… Трудно представить, какие еще беды можно пережить…
Даниил обладал литературным талантом и писал с детских лет, но все его рукописи - стихи, поэмы, романы, философские трактаты - при аресте в 1947 году попали в НКВД и были уничтожены. То, что Андреев создал позже, включая знаменитую «Розу мира», при жизни он так и не увидел напечатанным.

Когда ковчегом старинной веры
Стоял над столицею Храм Христа,
Весна у стен его, в тихих скверах,
Была мечтательна и чиста.

Даниил Андреев, писатель и религиозный философ



Собрание сочинений Даниила Андреева

Храм для Даниила Андреева, человека глубоко верующего, был местом, где утихали боли и скорби. Он бывал на богослужениях, или проводил время поблизости, в скверах, окружавших Храм Христа Спасителя. И там его настигали удивительные мистические откровения. В 14 лет, в августе 1921 года, у стен Храма Даниилу открылась картина «Небесного Кремля», как религиозно-философский символ, к которому он будет снова и снова обращаться в своем творчестве.

…Мальчик, который столько часов провел у белого храма Христа Спасителя и в лежащих вокруг него тихих переулках, стал юношей. И на него жарко дохнула другая Москва - темная, душная, полная затягивающих соблазнов. Не дорогая, привычная картина из знакомых домов, быта, друзей, - нет, живое существо, которым был для Даниила город, обернулось к юноше ликами городских демониц.

Алла Андреева, жена писателя, «Плавание к Небесному Кремлю».




Беспризорные дети на лестнице Храма Христа Спасителя

Между тем, за здание Храма развернулась борьба. Сформированное под патронажем советских органов движение священников-обновленцев, не только лояльное новой власти, но и относящееся к ней с подобострастием, претендовало на захват церковных зданий, в том числе и Храма Христа Спасителя. Людям, далеким от церковных конфликтов, обновленцы казались анекдотическими персонажами.
Однако в 1922 году, еще при жизни патриарха Тихона, по доносу обновленца В.Д. Красницкого был арестован и позже расстрелян причт Храма Христа Спасителя. Настоятелем захваченного обновленцами Храма оказался сам доносчик. В 1923 году обновленцы открыли в Храме так называемый Второй Поместный Собор, превратившийся в пародию на Собор 1917 года и заслуживший название «лжесобора». По его решению патриарх Тихон был лишен сана, звания и монашества. Депутация обновленцев явилась к нему с требованием ознакомиться с их постановлением и снять с себя одеяние священнослужителя. Патриарх отказался признать их требования.



Городской пейзаж с Храмом Христа Спасителя

Впоследствии Храм (вплоть до закрытия) находился в ведении обновленческого Синода, а его новым настоятелем стал лидер обновленцев митрополит Александр Введенский. Продолжалось разграбление церковных ценностей - изымались оклады икон, предметы церковной утвари и украшения Храма, среди которых было много уникальных антикварных изделий. Они описывались как «лом драгметаллов». Только в апреле 1922 года в Храме Христа Спасителя были изъяты: «34 пуда 18 фунтов 8 золотников 48 долей серебра, 510 бриллиантов, жемчужная корона, 8 больших алмазов и много ценных вещей с драгоценными камнями».
Одновременно шла дискредитация Храма, как «памятника монархизма и милитаристского культа». О героях войны 1812 года, проливавших кровь за отечество, вспоминать считалось ненужным. Зато старыми спорами архитекторов и живописцев воспользовались те, кто ненавидел Храм - его объявили объектом низкой художественной ценности…
В 1922 году, на Первом съезде Советов возникла идея сооружения в Москве величественного Дворца Советов. Как говорил А.В. Луначарский, Дворец Советов задумывался не только как «вместилище необычайно многочисленных, соответственных нашей истинной демократии, народных собраний, но и для того, чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, чтобы дать Москве - красному центру мира, - зримый архитектурный центр».
Идея прижилась. Но только в 1931 году был объявлен конкурс на проект Дворца Советов. Было представлено 160 проектов, причем 24 предложения поступили от иностранных участников. Три высшие премии были присуждены архитекторам: И. Жолтовскому, Б. Иофану, Г. Гамильтону (США).


Проект строительства Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя (вариант 1934 года)

ВЦИК СССР 13 июля 1931 года постановил: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Храм Христа Спасителя оказался обречен.

Продолжение следует...
Previous post Next post
Up