Картина, о тупоумном ретро-мечтателе, прозябающем в маленьком городке и его попытках изменить мир вокруг себя.
Главный герой, как бы, неудачник, с богатым внутренним миром и духовными устремлениями, окруженный обычными людьми. Он совсем не имеет друзей, любит комиксы, слушает музыку тридцатых, смотрит порно семидесятых и сходит с ума по давно забытой актрисе.
Торгуя чем-то напоминающим хот-доги из старой машины своего отца, он предается мечтаниям и раздумьям о несправедливости устройства этого мира. Словно бодлеровский странник, он смотрит по сторонам, безмолвно возвышаясь над бесцветной слякотью окружающей его реальности и не находит в себе сил, что либо изменить. Запертый в маленьком мирке, он таится от окружающих, боясь непонимания. Единственным утешением, для него, становится коллекционирование старых порно-записей с участием любимой Моники Велюр. Это связующая нить между вымыслом и реальностью.
Люди, окружающие его, как на подбор, представляют собой пугающе-жалкое зрелище. Пьяница отец, разгуливающий по дому в грязных трусах, странноватого вида пухлощекий мальчик-сосед, ведущий с героем длительные беседы, наполненные вселенской мудростью. И, самое главное, толстая китаянка, сохнущая по юному Ромео. Внимания на нее он не обращает: должен ведь я иметь хоть какие-то принципы, - говорит он. Понятное дело, что как только предоставляется возможность, герой «делает ноги» из этого гадюшника и отправляется на встречу мечте.
Фильмы про неудачников универсальны по своей природе. С одной стороны, они развлекают более удачливых, заставляя их смеяться над злоключениями персонажей в сюжетных линиях. С другой стороны, они помогают самим неудачникам, как бы крича с экрана: эй, парень, посмотри, как он мучается, но ведь у него все получится, он сможет, так что брось все свои плохие мысли и двигайся дальше! Будь самим собой!
Есть ли в этом смысл? Скорее нет чем да. Ведь у героя картины всегда все получится и наладится, а вот у зрителя вряд ли. Фильмы внушают ложную надежду.
В этом смысле картина «Я и Моника Велюр», на удивление, трезво отражает положение дел, являясь наглядной иллюстрацией поговорки «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Завершающие сцены фильма указывают герою-неудачнику его место. Встреча с настоящей жизнью, ее проблемами и неурядицами, отрезвляет героя, меняя его представление о счастье, трансформирует его в нормального человека, освобождает от ложных идеалов.
Герой никому не утирает нос, не доказывает, что он «тоже может». Он просто занимает свое место и обретает счастье. Всё просто и это хорошо.