По материалам «
A Survey of Art Forgeries» by Matthew D. Young(
Окончание)
Ситуация изменилась в 1977 году, когда компания Пате-Маркони рекродз приобрела права как на само произведение, так и на его запись Менухиным в 1934 году.
Иегуди Менухин. 1947. США
Ранее Казадезюс, как лицо «окончившее» произведение, имел авторские права на оркестровки и гармонизации «Аделаиды», теперь же новый правообладатель решил не только пренебречь указанием Казадезюса на вновь издаваемой продукции, но главное - больше не платить ему авторских отчислений.
Для Казадезюса подобное было совершенно неприемлемым, так как отчисления за «Аделаиду» были существенным источников его финансового благополучия. Поэтому у него не осталось иного выбора, кроме как вскрыть мистификацию, обнародовав «тайну» создания произведения. Всем же кто теперь сомневался уже в его авторстве «Аделаиды», 84-х летний музыкант публично рекомендовал сначала найти оригинальную рукопись.
В итоге Мариусу Казадезюсу удалось отстоять свои отчисления, сам казус вошел в учебники по авторскому праву, а красивая легенда о концерте, написанном 10-ти летним Моцартом, оказалась развенчана. Но, справедливости ради, надо заметить, что мистификация оказалось живучей, и в 2010 году в Москве была защищена диссертация на тему «
Скрипичные концерты В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации». В которой читаем:
- «Не до конца решен вопрос и о количестве собственно скрипичных концертов, так как кроме пяти, принадлежность которых Моцарту не вызывает никакого сомнения, существуют еще три, которые ему приписываются, хотя автографов их не обнаружено. Первый, концерт D-dur, получивший название «Аделаида», был опубликован в 1933 г. французским скрипачом и композитором М. Казадезюсом.»
- «Произведение имело посвящение старшей дочери короля Людовика XV Аделаиде, датировано 26 мая 1766 г. Однако авторитетные ученые отрицают моцартовское авторство.»
- «В комментариях к монографии Аберта К. К. Саква резюмировал их мнение: «Действительно, если бы концерт возник в то время, то Леопольд Моцарт не преминул бы включить в свой венский список 1768 г. концерт, посвященный члену королевской семьи. Но в его перечне нет никаких указаний на скрипичный концерт. К тому же Моцарты прибыли в Версаль только 28 мая 1766 г., «посвящение» же указывает на их пребывание в Версале двумя днями раньше.»
- «Посвящение» кажется подозрительным еще и потому, что оно приложено к рукописи, а это не было принято при обращении к столь высоко поставленным лицам, как французская дофина: для такого случая подобало подносить печатные издания. Странной кажется и та секретность, которая окружала автограф, находившийся во владении мадемуазель Лаваль де Монморенси: манускрипт был объявлен недоступным для обозрения или фотографирования даже для из дательства Шота, опубликовавшего концерт. Все это побудило А. Эйнштейна поместить концерт «Аделаида» как KV Anh. 294, т.е. в число «приписываемых произведений».
То есть и научный руководитель (профессор, доктор искусствоведения), и маститые оппоненты, и другие деятели культуры видимо оказались не в курсе истории со скрипичным концертом D-dur «Аделаида». И более того, материалы диссертации вышли отдельной книжкой, так что мистификация будет продолжать жить даже несмотря на то, что в 1989 году эта история вошла в «Книгу рекордов Гиннеса» в номинации «Самая удачная музыкальная подделка»:
- «Когда французский скрипач Мариус Казадезюс впервые исполнил концерт „Аделаида“, авторство приписали 10-летнему Моцарту. 1977 Казадезюс, одурачивший большую часть музыкальной общественности, признался, что он написал его сам».
А заключение вторая часть «Аделаиды» в исполнении Иегуди Менухина
Click to view
«Violin Concerto in D ’Adelaide’ KAnh294a/C14.05 [by Marius Casadesus] (1990 Digital Remaster):
II. Adagio» by Yehudi Menuhin/Orchestre Symphonique de Paris/Pierre Monteux
И вариант «Аделаиды» в исполнении Ванессы Мей:
Vanessa-Mae Violin Concerto part 1 (’Adelaide’, in the style of Mozart) in D major, KAhn.294a
Vanessa-Mae Violin Concerto part 2 (’Adelaide’, in the style of Mozart) in D major, KAhn.294a
Vanessa-Mae Violin Concerto part 3 (’Adelaide’, in the style of Mozart) in D major, KAhn.294a
Текст и иллюстрации из журнала
Культпросвет (стр. 198)