Когда речь заходит об Илье Эренбурге, то сам собой возникает образ советского писателя, певца революции и новой жизни, непримиримого борца с фашизмом и автора “Убей немца!”. Но жизнь, как часто бывает, оказывается сильно сложнее, хотя поначалу все выглядит канонически. Революционной деятельностью Эренбург занялся в 1905 году, причем примкнув к большевикам. Потом, в 1908 году он был арестован и полгода находился в тюрьме под следствием. Однако, Эренбург был выпущен до суда и сразу эмигрировал во Францию, где прожил восемь лет, постепенно отойдя от политической активности. В 1917 году вернулся в Россию, но победу большевиков не принял и в 1921 опять эмигрировал. И тем ни менее, Эренбург с 1923 года плотно сотрудничает с советской властью. Сначала он работает корреспондентом советских газет. С 30-х годов он начинает часто бывать в СССР, с восхищением описывая происходящие там перемены в прозе. Например, знаменитый роман “День второй” написан, оказывается, в каком-то смысле иностранцем, так как в то время, Эренбург все еще был интуристом из Парижа. Ну и дальше начинается история более привычного образа Эренбурга: антинацистская пропаганда, гражданская война в Испании, оккупация Парижа и бегство через советское посольство в СССР.
Статья “Интеллигенция и революция” написана в 1918 году, и показывает Эренбурга отвергающего советскую власть. Но не это главное в статье, на мой взгляд. Горький, например, тоже революции не принял, уехав из СССР как и Эренбург в 1921 году. Зацепило другое, интонации, позиция, какое-то отстранение от реальности. Империя обрушилась, все распалось, в мире мало кто не верит, что СССР выживет, а Эренбург пишет:
“Вся остальная интеллигенция и мы, писатели (кроме Ясинского, Серафимовича и, увы, Блока), отвергнутые, затравленные, оплеванные, кричим: "Что вы делаете?" “
Что значит вся остальная интеллигенция? А из кого состоит ген.штаб Красной армии? А Луначарский, Богданов, Красин, Чичерин, Литвинов? В каком смысле все писатели? И что, Маяковский тоже? Читая со сцены, в этом же, 1918 году, революционным матросам “Левый марш”?
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Маяковский.
Левый марш А ведь в 1908 году они оба были под следствием, оба отошли потом от политики, а в 1918 встретились, но уже по разные стороны интеллектуальных баррикад…
В судьбе Эренбурга много мистического: и совпадения дат, и странных, но сбывшихся предсказаний, и неожиданных связей. Да и сама эта статья тоже необычная, напоминающая голос коллективного бессознательного существенной части отечественной интеллигенции. Той части, что еще до революции начала перерождаться во что-то иное, непонятное, но уже не разделяющее гуманистические взгляды на мир. Вольно или невольно эта интеллигенция станет опорой для сил, в итоге сумевших сделать то, что оказалось не под силу ни Антанте, ни Гитлеру, ни всему объединенному капиталистическому миру. А статья Эренбурга, это один из ранних симптомов начинающиеся в обществе духовной волчанки, что через пол века охватит все советское общество и убьет красный проект изнутри. Но пока еще только 1918 год и Эренбург “всего лишь” осуждает Блока за симпатии большевикам...
И. Эренбург Интеллигенция и революция.(Ответ Александру Блоку)
Напечатано в газете "Труд" - органе Московского комитета эсеров - 27.01.1918. (Воспроизведено по тексту, опубликованному в "Литературной газете" [9.03.1994, №10, с. 6], )
ЕЩЁ ОДИН писатель выступил с прославлением большевизма. На сей раз не вздох о субсидии ницшеанца Ясинского, не рассказы о зверстве офицеров (за приличное вознаграждение) Серафимовича - раздался искренний, пламенный голос большого русского поэта Александра Блока. В статье (прим.ред. Речь идет о статье А. Блока "Интеллигенция и революция”), напечатанной в газете левых с[оциалистов]-р[еволюционеров] "Знамя Труда", Блок прославляет "рабоче-крестьянскую революцию" и обличает интеллигенцию, которая, по его словам, ныне идет против народа.
Александр Блок. Интеллигенция и революция
"Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России" - слышу я вокруг себя.
Но передо мной - Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский; та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой. Россия - буря.
Демократия приходит "опоясанная бурей", говорит Карлейль.
России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой. (
полный текст)
Усмехаясь при известиях об "обращении" разных Ясинских, все мы, интеллигенты, в частности русские писатели, к которым обращается А. Блок, с глубокой скорбью читаем его исступленные и недостойные обвинения. Не только потому, что Блок истинный поэт, но потому что большой и многострадальной любовью любит он Россию.
Иероним Иеронимович Ясинский (1850 - 1931, Ленинград) - русский писатель, журналист, поэт, литературный критик, переводчик, драматург, издатель и мемуарист.
Как свидетельствуют публикации Ясинского начала XX в., Ницше для него определённо представляет центр и средоточие современной культуры. В Ницше Ясинский видит, в первую очередь, великого «нигилиста», отрицателя идеологий, систем, теорий, тесно связанного с русской культурной традицией: «Ницше - блестящий нигилист, приведший в своих сочинениях в систему все действительно отрицательные веяния XIX века. России было суждено стать колыбелью нигилистического индивидуализма». Однако ницшеанский нигилизм для Ясинского приобретает чересчур узкий, откровенно личный, можно даже сказать «литературно-домашний» оттенок, а в годы революции «лично-партийный» оттенок. (
источник)
Во всей его поэзии главное место принадлежит России. Она появляется еще давно в туманном облике Прекрасной Дамы, она мелькает в снежных вьюгах, она дремлет в вековечном снегу, она - отроческая и жертвенная - бьется на Куликове, пьяная мечется, темная плачет, нищая поет, страдает, любит, верует.
И теперь А.Блок всецело исходит из любви к России, в отличие от многих иных его мало интересует, насколько различные эксперименты над живой плотью родины выгодно отразятся на опыте и развитии германской с[оциал]-д[емократии]. Но, любя Россию, Блок ее не видит, не хочет видеть. Ему мнится, что она ныне ветер, что она несется с силой бури к новому, к иному. Мчись! и нашу болящую родину, изнемогающую мать нашу, голодную духом и телом, днем творящую самосуды, вечером от стыда ревущую, вьющуюся от муки червем с единым стоном "доживу ль до завтра", - он представляет в роли мировой акробатки, с юным задором прыгающей в новый мир.
Блок зовет нас понять происходящее, прислушаться к музыке революции, к ритму ее. Мне кажется, что я сейчас, закрыв глаза, слушаю. Вот крики убиваемых, пьяный смех, треск револьверов, винтовок, пулеметов, плач "подайте хлебушка, милостивец", - целых губерний и бодрый гимн марсельцев (прим.ред. имеется ввиду Марсельеза), запеваемый чисто по-русски на похоронный лад...
Обстоятельства появления «Марсельезы» не предвещали того значения, которое она получила впоследствии. Автор музыки и слов Клод Жозеф Руже де Лиль служил инженер-капитаном королевской армии. Песню он написал в порыве патриотизма, когда узнал о том, что Австрия объявила Франции войну. И назвал её «боевой песней рейнской армии».
Значение революционного гимна она приобрела благодаря марсельцам. С этой песней в Париж входили отряды из Марселя, прибывшие, чтобы поддержать борьбу против короля. Слова и музыка боевой песни вызвали восторг, тогда её и назвали «Марсельеза» или «Гимн марсельцев». Декрет датированный 14-м июля 1795 года объявил «Марсельезу» национальной песней. (
источник)
Я слышу, как поют, стреляют, хоронят... Кто? Кого?.. "Товарищи красногвардейцы" - большевики Пресненского района РСДРП расстреливают "товарищей" меньшевиков Пресненского района РСДРП (прим.ред. имеется ввиду разгон большевиками демонстраций 5-го января в поддержку Учредительного собрания)...
5 января произошёл разгон демонстрации в поддержку Учредительного собрания в Москве. По официальным данным (Известия ВЦИК. 1918. 11 янв.) число убитых более 50, раненых - более 200[16]. Перестрелки длились весь день, было взорвано здание Дорогомиловского Совета, при этом погибли начальник штаба Красной гвардии Дорогомиловского района П. Г. Тяпкин и несколько красногвардейцев (
источник)
Я слышу много голосов, но нет среди них радостного, кроме разве сентиментального чириканья германских радиотелеграмм, над всем слышу один крик - всех, всех, большевиков, меньшевиков, просто людей: "Доколе? Доколе?"
Блок говорит, что ныне старое сменяется новым, истинным, справедливым. Надо лишь понять... Разогнана "учредилка", но сколько предвыборных махинаций, как гнусен парламентаризм на Западе, и, наконец, Бог знает "кого выбирала темная Русь".
А Советы? Или туда выборы происходят не подсчетом голосов, а сошествием Св. Духа? Или та же "солдатская, рабочая и батрацкая Русь" перестает быть темной, просветляется, выбирая в Советы? Конечно, много темного и отрицательного не только в парламентах, но в существе демократического государства, но все же лучше избирательная система французской палаты, чем прусского ландтага.
Ландтаг (земский парламент) - это орган, члены которого избраны из представителей народа. Он является высшим конституционным органом земли. Ландтаг принимает законы, утверждает бюджет и выбирает премьер-министра. Кроме того, ландтаг участвует в формировании правительства и осуществляет контроль его работы.
И встает вопрос: А чем французские палаты лучше прусского ландтага? А выборы в Советы тем отличаются от выборов в презренную "учредилку", что это выборы, как в прусский ландтаг, классовые, а не всеобщие. Старое заменится не новым, справедливым, а лишь карикатурой на старое.
Дальше Блок говорит - "долой суды!" Разве это не понятный клич? Суд, правосудие чуждо духу русского народа. Но разве суды отменены? (Только разве для проворовавшихся комиссаров.) Конечно, мы теперь любим слова благородные, иностранные. Вот иностранцы для определения законов самодура употребляют русское "слово "Oukase", а мы не закон - декрет, не суд - трибунал. Разве не злые карикатуры на суд разыгрываются в Митрофаньевском зале (прим.ред. скорее всего имеется ввиду резонансное
дело Наморси А. М. Щастного)?
Алексей Михайлович Щастный - первый помощник начальника военного отдела Центробалта (1918), фактически командовал Балтийским флотом, руководил Ледовым походом Балтийского флота (февраль 1918)
Самые трагично-пророческие предположения Жданова (прим. ред. имеется ввиду адвокат Щастного) подтвердились в ходе состоявшегося в июне 1918 суда над бывшим начальником морских сил Балтийского флотакапитаном I ранга А. М. Щастным, обвинённым в государственной измене. Щастный сумел сохранить Балтийский флот, выведя все до единого корабля из Гельсингфорса(Хельсинки) по замерзающему морю в безопасное место - в Кронштадт, а затем в Ладожское озеро, но его заслуги обернули против него же: «Щастный совершая героический подвиг, тем самым создал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против Советской власти…». Верховный трибунал вынес смертный приговор, вопреки отмене смертной казни II Съездом Советов. Свидетелем и обвинителем Щастного был нарком Л. Д. Троцкий. Интересно, что Троцкий нарушил тайну совещательной комнаты: находясь среди судей, он участвовал в обсуждении приговора (
источник)
Суд как суд, только судьи подобраны по партийной принадлежности, защитников арестовывают и пр. Это ли. Блок, замена старого новым?
"Мир и братство народов" - вот как определяет Блок смысл происходящего. Да, эти слова часто раздаются в речах большевистских ораторов и пестреют на "заборных" воззваниях. Но разве не великие слова: "Братство, Свобода, Равенство" значатся над воротами парижских тюрем, на тысячефранковых билетах, на левом уголке смертных приговоров! "Мир, братство народов", Гофман, Кюльман, карта и палец Гофмана, показывающий услужливому Троцкому судьбы племен.
Р. Кюльман - дипломат, глава немецкой делегации на мирных переговорах в Брест-Литовске.
М. Гофман - немецкий генерал, участник этих же переговоров.
Разгром татар в Крыму, поход на Дон, завоевание Украины... Бедные мы! Слова "мир", "братство" звучат для нас непостижимым, и на говорящего смотрим с опаской: не убьет ли…
Мне все равно, как это вы делаете, мне важно, что, - откровенно заявляет Блок. Но разве от "как" не зависит "что"? Во имя Христово и для насаждения Его учения гибли плотью первые мученики, каждым предсмертным хрипом укрепляя веру истинную, и во имя Христово и для насаждения Его учения сжигали кротких индейцев в Мексике, гонимых марранов в Испании, гуситов в Богемии, всюду, - сжигая и губя веру. Разве "как" не меняло "что"?.. Сам Блок, описывая в статье ужасы и пошлости европейской войны, заявляет - ее зовут освободительной войной, но так нельзя никого освободить. Но разве "так" могут дать мир - не Европе, не России, хотя бы одной Великороссии, разве можно насадить братство хотя бы меж меньшевиками и большевиками Пресненского района?
РУССКИЙ народ жаждет подлинной правды, хочет построить жизнь по-своему, лучше, справедливее прежней. Интеллигенция, "просвещение" (в понимании XVIII века), "культура" (поверхностная) за это объявили ему войну. Писатель А. Блок это заявляет под одобрительный гул молодцов, чинящих быстрый суд над "саботажниками" ...
Нет, не в прививке простой "просвещения" видела спасение русская интеллигенция десятками лет. Она томилась и верила в душу России. Не только о "четыреххвостке" и хороших порядках она тосковала. Не та же ли тоска о родной правде сжигала Гоголя, искажала усмешкой отчаянья и слезами умиления лицо Достоевского, гнала из норы умирающего старца Толстого? Ради России, правды народной, любви ради пролилась на желтый петроградский снег кровь декабристов, любви ради стриженные, выращенные в холе, такие беспомощные девушки тысячами умирали на каторге, любви ради - да, да! взяв на себя тяжелый крест любви - шли убить и умереть Каляев, Сазонов, иные.
Иван Платонович Каляев - российский революционер, террорист, эсер, поэт.
2 февраля 1905 Каляев не бросил бомбу в карету, потому что увидел, что рядом с Великим князем сидят его жена и малолетние племянники. Знаменитая фраза Каляева о том, что в случае решения организации он бросит бомбу в карету, не считаясь с тем, кто в ней будет находиться, была продиктована необходимостью отдать должное партийной дисциплине; И. П. Каляев хорошо понимал, что решение убить всю великокняжескую семью организацией принято никогда не будет. 4 февраля 1905 в Москве, на территории Кремля, он бомбой убил Великого князя Сергея Александровича и был задержан полицией. Казнен. (
источник)
Егор Сергеевич Созонов (1879-1910) - эсер, убийца министра внутренних дел В. К. Плеве
Вы скажете - это было! Нет! тот же крест вы могли видеть на плечах гимназистиков в октябрьские дни, 5 января - когда на флагах было "Да здравствует Учред. Собрание!", а в сердце - "умираем за Россию и за правду", тот же крест приняли умученные Шингарев и Кокошкин. "Буржуй"? Кадет? конституция и пр. А вот прочтите недавно напечатанные письма Кокошкина из Германии - сколько в них отвращения к благоустроенной буржуазной стране, сколько веры в великую, еще нераскрывшуюся душу России.
Андрей Иванович Шингарёв (1869 - 1918) - земский, общественный, политический и государственный деятель,
специалист в области государственного хозяйства и бюджета от либеральной общественности, врач общей практики, публицист.
Фёдор Фёдорович Кокошкин (1871 - 1918) - политический деятель, один из основателей Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы), юрист.
Депутат Государственной думы I созыва (1906). Государственный контролёр Временного правительства (1917).
Убийство Шингарёва и Кокошкина - убийство революционными матросами 7 января 1918 года в порядке самосуда депутатов Учредительного собрания от партии кадетов А. И. Шингарёва и Ф. Ф. Кокошкина. По мнению ряда историков, это убийство явилось первым актом «Красного террора»
7 января 1918 года по приказу Ленина была образована следственная комиссия в составе В. Д. Бонч-Бруевича, наркома по морским делам П. Е. Дыбенко и наркома юстиции, левого эсераИ. З. Штейнберга. В течение нескольких дней комиссии удалось установить личности всех участников убийства и арестовать 8 человек (С. И. Басова, Куликова, Рудакова, Блюменфельда, Михайлова, Арметьева, Семёнова, Розина). Флотские экипажи отказались выдавать матросов О. Крейса и Я. И. Матвеева; оба к суду так привлечены и не были под предлогом, что «не были разысканы».
7 января 1918 года Совнарком, заслушав доклад наркомюста Штейнберга, поручил НКЮ «в кратчайший срок проверить основательность содержания в тюрьмах политических заключенных… всех же, кому в течение 48 часов не может быть предъявлено обвинений, освободить». Не удовлетворившись этим, левые эсеры подняли вопрос о привлечении в комиссию по расследованию убийства «представителей от Центральных комитетов всех партий». (
источник)
Блок заверяет - народ хочет "все или ничего". Интеллигенция - по-мещански трезво рассуждает. Поэт Блок будет прекрасен, если в своей жизни сотворит нелепое страшное безумие. Но этого ли хочет народ? Миллионы крестьян, хотят они гибельного и прекрасного безрассудства - или земли, дешевых товаров, порядка? Опыт делается без их ведома, но за их счет. Делается кучкой интеллигентов, которым интересы доктрины важнее жизни России.
Вся остальная интеллигенция и мы, писатели (кроме Ясинского, Серафимовича и, увы, Блока), отвергнутые, затравленные, оплеванные, кричим: "Что вы делаете?"
Александр Серафимович Серафимович (настоящая фамилия - Попов; 1863 - 1949) - советский писатель.
Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года.
Мещанская мораль? Отвратительное благоразумие? Нет, отчаянье зрячих среди слепцов, губящих себя и то, что не их, не наше, а общее - Россию. Или матери, которая хватает падающего в воду ребенка, вы тоже скажете - "не будь мещанкой! Он бы упал и погиб бы в сем водопаде".
Сам Блок подтверждает, что не ради "земных благ" борется с большевистской волной интеллигенция... У нас нет сейфов, и не о новом Галифе мы мечтаем.
Гастон Александр Огюст де Галифе, Галиффе, Галлиффе - маркиз, французский кавалерийский генерал, военный министр (1899-1900 годы),
отличился при подавлении Парижской Коммуны, где действовал с такой энергией и решимостью, что заслужил упрёки в расстреле невиновных.
Мы боремся за народную душу, против течения идем. "А! в воротничках! буржуи! саботажники", и, повседневно распинаемые, мы приняли и ваш гвоздь, Александр Блок! Вы грозите - если не уступите, будет еще хуже! Может быть, но этого мы уступить не можем, ибо надо через годины смуты пронести те источники, из которых пила и будет вновь пить, возжаждав, Россия.
Вы правы, когда говорите, что ужасны те, кто ныне отрекаются от России. Разлюбить страдающую мать нельзя, ибо "любовь все покрывает". Правы и когда верите, что Россия будет вопреки всему жить, что она не может умереть. Мы все помним прекрасные строки к России, написанные вами давно, задолго до революции:
...Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
Не пропадет, не сгинет Россия, хоть отдала свою разбойную красу ныне "чародею" - не Стеньке Разину, не Бронштейну даже, а деловитому Германцу.
Опомнится она, опомнитесь и вы, Блок, и мне горько и страшно за вас.
Вы увидите, не "одной слезой река шумней" - кровью русской, не "одной заботой боле" - рабами германцев будем - вы увидите обманутую Россию и далеко непоэтическую, скорее коммивояжерскую улыбку чародея. Вы скажете себе - в судный час, когда Россию тащили с песнями на казнь, и я! и я! тащил, и я кричал тем, что хотели удержать, боролись, молились, плакали.
А вы не с нами?
Враги народа!
1918 год. Илья Эренбург