Георгий Свиридов. О повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Jan 12, 2016 14:57



«Не сотвори себе кумира…»
2-я заповедь
Чем больше читаешь о советской интеллигенции, тем больше берет оторопь. Какое-то дьявольское наваждение. Морок. Ведь все, что будет ниже, это говорил патриот и гениальный композитор. Но почему он так говорит? Что было у него в душе? Как гениальная музыка и, мягко говоря, «странные» взгляды уживались вместе? Загадка. Но после таких откровений ясно,что к 90-ым годам СССР духовно был уже не просто мертв, он - разлагался. И если лучшие представители интеллигенции, такие как Свиридов, думали и не стеснялись писать подобное, то о каких шансах на спасение можно было говорить? Какая банда «Ельцина-Горбачева» все погубившая? Что, в принципе можно было сделать при такой интеллигенции? И как же гениально советское самосознание было обрушено в пыль, в слизь, в ничто…
Очень странно получается: словно через музыку Свиридова говорит Бог, а через слова - осуществляется искушение. Это как Майн Кампф, который легко осуждать не читая, но ты попробуй сделать это прочтя. Многие ли будут в состоянии возразить искушению убедительно? Не зря последний запрещали к печати. Изначально хотел дать статью в цитатах, но в ней почти каждое слово на «вес золота». Ну убавить, ни прибавить. Реквием по мечте.

Георгий Свиридов. М. А. Булгаков «Собачье сердце» («Наш Современник», 2005 № 01)

В своей повести «Собачье сердце» Булгаков изумительно изобразил схему советской власти. Власть осуществляет один человек - Швондер, это олицетворение власти, и при нём несколько ассистентов, в том числе и одна русская барышня с аристократической фамилией Вяземская, что тоже очень характерно: были такие иуды из дворянского сословья.



Швондер, председатель домкома (Роман Карцев. Собачье сердце (фильм, 1988)

Швондеру противостоит русский интеллигент, не просто интеллигент, а частый для Булгакова образ русского гения, это именно русский гениальный человек - русское творческое начало, русская творческая мысль, русская гениальность. Также у него имеется психиатр, неслучайно носящий фамилию Стравинский - фамилию русского музыкального гения, а также профессор Персиков, который делает гениальное изобретение. И этот Преображенский.



Профессор Преображенский (Евгений Евстигнеев. Собачье сердце (фильм, 1988)

Обратите внимание на имена: Стравинский, Преображенский - это люди явно из духовного звания, как и сам Булгаков; Персиков - имеется в виду Северцев, замечательный учёный, портрет которого написан Михаилом Васильевичем Нестеровым и хранится в Третьяковской галерее.



М.В. Нестеров. Портрет А.Н. Северцова. 1934 год. Холст, масло. Третьяковская галерея.

В общем, это - символ России, её творческая мысль, её гениальность и борьба её и Швондера.

И вот что профессор делает. Он берёт русского же человека Шарикова - это человекоподобное создание, люмпен-пролетарий, неважно то, что это искусственный человек. Был бы человек из пивной - это было бы бытовое дело, бытовая повесть. Здесь же - фантасмагория, здесь интеллектуальные глубины человеческого духа, который вторгается в божественную природу созидания, в царство Бога, и в конце концов терпит поражение; и сам человек понимает, что в это лучше не вмешиваться, что всё идёт путём эволюции, всё идёт по воле Божьей со всеми потрясениями, нормальная жизнь эволюционирует постепенно, через драмы, через сложности, через высокую творческую мысль.



Полиграф Полиграфович Шариков (Владимир Толоконников. Собачье сердце (фильм, 1988)

Он берёт именно русского человека, но не человека - полусобаку-получеловека, Шарикова, Булгаков не даёт ему человеческого имени, а называет его «Полиграф Полиграфович», понимая, что было бы ужасно собаку называть человеческим именем, как теперь евреи называют своих собак русскими именами, унижая русских. Вот он берёт этого человека, в жилах которого течёт собачья кровь, но какие-то рудименты человеческого мозга присутствуют. И этот люмпен-пролетарий в сущности был человек, у которого взяли этот мозг, обитатель пивной, люмпен-пролетарий Клим Чугункин или Чугунков, музыкант, играющий в пивной на балалайке. Мир его интеллектуальный ясен, и чувственный мир совершенно ясен. Это - полуживотное, которое хочет немедленно исполнять любую свою потребность; где бы ни было, он должен её исполнить. Если ему захочется нагадить - он нагадит, если ему хочется половой акт совершить, то совершит.



Шариков и Преображенский (Собачье сердце (фильм, 1988)

Швондер действует как бы таким способом расслоения русского общества, он же не думает, что это собака. Нет, он думает, что это человек, он его воспитывает на марксистский лад, как воспитывали тогда всех русских людей, особенно тех, кого еврейство взяло к себе в союзники. Вот этого люмпен-пролетария он обучает, знакомит с перепиской Карла Маркса, не помню, с Бебелем или там с Каутским. Он его заставляет доносить, выспрашивать, он его делает соглядатаем, доносчиком. Первое дело - он устраивает его в отдел очистки, это же символическое название, ясно, что это такое - отдел очистки, и, наконец, он в решительную минуту даёт ему револьвер для убийства. Главное противостояние не между Швондером и Шариковым, а между Швондером и Преображенским. Потому что Швондер должен уничтожить Преображенского.



Швондер и Преображенский (Собачье сердце (фильм, 1988)

И жизнь нам показывает, что Швондеры уничтожали Преображенских, они их не просто уничтожили фигурально, они их стерли с лица земли, уничтожили интеллигенцию, сослали, истребили до седьмого колена, истребили духовенство. Потомкам этих людей, детям интеллигенции, которые готовы были к восприятию культуры, к получению образования, - не дали такой возможности, им не дали получить образования, ибо швондеры создавали свою советскую интеллигенцию, в значительной своей мере еврейскую интеллигенцию, мыслящую по-еврейски и видящую в русских своих врагов. Ибо Швондер видит в русском интеллигенте своего лютого врага, которого он должен уничтожить. Вот мораль и содержание этого произведения, а совсем не то, что показывают нам в театре, что русский человек такая скотина, свинья, что он похож на собаку и т. д. Это сопутствующие дела. Да он и не русский, да он и не человек, он не человек, в этом-то всё дело, тогда как Швондер (и в этом ужас!) - человек, а это - страшно. При всех условиях Шариков - все-таки фантасмагория, и он перестаёт существовать. А Швондер существовать остаётся. Мы знаем прекрасно, что он Преображенского убьёт. И Преображенских Швондеры уничтожили, а сами Швондеры живы до сих пор. Швондер жив и колоссально размножился, он пронизал всю нашу жизнь, все этажи, он сидит и правит нами, он ставит спектакль с фальшивым акцентом, ставит спектакль в детском театре и детям внушает мысль о том, что Швондер - славный, хороший, смешной человек, а Шариков - страшный, русский и опасный, берегитесь его, дети!



Кирилл Юрьевич Лавров - советский и российский актёр театра, кино и телевидения.

Он руководит театром, он руководит Театральным союзом. Вот что такое Швондер. Это Ульянов и Лавров. Вот Швондеры современные театральные - сидящие в театре. Арро, который сидит в союзе писателей, Петров в Союзе композиторов, вот Швондеры - Щедрин, Терентьев, который был когда-то Гольдбергом. Они руководят всей жизнью, они сидят в филармониях, консерваториях.



Михаил Александрович Ульянов - советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный деятель.

И этот Швондер издаёт теперь журналы. Журнал «Знамя», журнал «Октябрь». Этот Швондер издаёт газету «Московские новости».

Швондер - это тип послереволюционного времени, до революции этого Швондера не существовало, он появился только после Октябрьского переворота. Этот великий Швондер, который овладел всей Россией, занимал скромную должность, какое-нибудь скромное место, например фотографа на базаре, базарного фотографа в Свердловске. А завтра, когда его привлекли, он царя убил, самолично застрелил царя и его сына, его детей, его прислугу - всех пострелял этот Швондер по фамилии Юровский.



Я́ков Миха́йлович Юро́вский - российский революционер, советский партийный и государственный деятель,
чекист. Непосредственный руководитель расстрела бывшего, последнего Императора Российской Империи Николая II и его семьи.

Его сын (Свиридов ошибается, это другой Юровский, хотя и полный тезка. Сын Якова Юровского был военным моряком, дослужившимся до контр-адмирала,



тогда как в тексте речь идет о сценаристе) жив до сих пор, и жена его сына Галина Шергова ставит теперь спектакли, ставит телефильмы.



Юровский Александр Яковлевич - сценарист



Галина Михайловна Ше́ргова (р. 1923) - советский и российский сценарист. Супруга Юровского Александра Яковлевича

Швондер этот после революции сидел всюду, он сидел в каждом учреждении, в каждой клетке нашей жизни, в каждой конторе. Вспомните, у Булгакова были такие действующие лица, крупные советские бюрократы «братья Кальсонер» в его замечательном произведении «Дьяволиада», которое не издаётся, потому-то можно сообразить, что это - антисемитизм. Современный Швондер не даёт это печатать, хотя у нас гласность, но для Швондера наши разговоры о гласности не указ. Он по-прежнему владеет цензурой, он владеет издательством, он всем владеет в нашей стране, он сидит в каждом тресте. Швондер сидит в каждой творческой организации, в каждом учебном заведении, как он сидел в каждом обкоме партии, в каждом облисполкоме, вплоть до Совета Министров, ВЦИКа и т. д.

Ныне он ушёл в глубину, на второй этаж нашей жизни, сверху как бы редко показывается, но всё равно он правит страной в качестве консультанта. Это - замечательная профессия. Булгаков - гениальный человек, видевший сеть, которой опутана наша страна, наш народ, ведь неслучайно он сатану, этого Воланда, называл «консультантом», потому что такой консультант сидит при каждом руководителе любого учреждения, вплоть до Политбюро.

Шариков оказался форменной, сущей находкой для Швондера, который сразу привлёк к себе этого человека. Стоило тому сходить в жилконтору, как он (Швондер) опутал, взял его за глотку так, что Шариков и не заметил этого.



СССР. Конец 80-х - начало 90-х годов

Булгаков, Цитаты, Искусство, n, Мнение, Свиридов

Previous post Next post
Up