Психофизиологические истоки мифологического мышления. Часть III

Dec 30, 2015 00:20



Ге - "А. С. Пушкин в селе Михайловском"

( предыдущая часть)

Остается еще одна существенная проблема: как первобытному человеку передать свое новое знание другим, в условиях, когда языковых средств, как мы рассмотрели выше, для прямой передачи недостаточно? И тут ему на помощь опять приходит использование эмоциональной реакции. Причем подобный способ для передачи информации так же широко используется до сих пор, например, в поэзии. Рассмотрим как это работает на примере, возьмем известное четверостишие А.С Пушкина из стихотворения “Зимний вечер”:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,

Приведенный фрагмент можно было бы переписать сухо, рационально и “информативно”: “над территорией проходит грозовой фронт, с сильным, временами шквалистым, ветром и осадками в виде снега” и так далее. Но при подобном изложении существенная часть исходной информации могла потеряться или потребовалось бы значительное количество дополнительных пояснений. Например какого типа грозовой фронт, сколько метров в секунду ветер, каков объем выпадаемых осадков и так далее. В поэтическом же варианте, благодаря эмоциональной составляющей, возникает вполне конкретная, узнаваемая практически для любого читателя, знакомого со снегом, картина. Прочтя всего четыре строки человек не только проинформирован о происходящем, но получает полную его картину, на основании которой, скорее всего, уже даже знает как ему в подобных условиях себя лучше вести.



Сэр Чарльз Скотт Шеррингтон (англ. Charles Scott Sherrington) - британский учёный в области физиологии и нейробиологии. Лауреат
Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1932 году (совместно с Эдгаром Эдрианом) «за открытия, касающиеся функций нейронов».

Тут мы подходим к еще одному крайне важному моменту, к закону так называемой “воронки Шеррингтона”, согласно которому:

  • “количество поступающих в центральную нервную систему импульсов превосходит возможности качественно отличных рефлекторных ответов” [2, 37]
В приложении к нашему случаю это закон будет звучать как: “количество “входных” сигналов поступающих из вне в нервную систему, всегда будет на порядки превышать ее способность выразить их словесно” [2, 37]. Хорошо проиллюстрировать это можно на примере цветовосприятия. Человеческий глаз способен отличать миллионы оттенков, но даже профессионалы, работающие с цветом, редко используют более нескольких десятков названий. При этом очень часто нюансы оттенков передается с помощью опять все тех же эмоциональных образов: кофейный, абрикосовый, лимонный.



Одним из следствием “воронки Шеррингтона” является то, что эмоции, в принципе, невозможно точно передавать через обобщение в абстрактных понятиях (то есть рационально). Поэтому, в любом случае для передачи необходимо использовать иные механизмы. Первобытный человек нашел свой способ передавать эмоции. Он стал делать это через ассоциативные пути передачи общего через конкретное. Так же поступил и А.С. Пушкин в стихотворении “Буря мглою небо кроет”, описав конкретную ситуацию, он сообщил читателю, что дело происходит в ненастный зимний день. И хотя, при подобном способе передачи, принятое сообщение неизбежно будет отличаться от исходного из-за искажений при его интерпретации слушателем, но в случае эмоционального мышления точность как раз и не требуется. Ведь целью передачи подобных сообщений является не передача информации как таковой, а вызов у слушателя, через индуцирование схожего эмоционального состояния, подходящего личного опыта. При такой схеме передачи, неизбежные искажения в интерпретации образов не оказывают существенного негативного влияния. Ведь в любом случае эмоциональность является уникальной для каждого человека, и это еще одна причина по которой точная передача эмоционального состояния невозможна.

Что же получается? Не имея возможности передавать сообщение словесно и рационально, человек начал делать это образно, через эмоциональное состояние, но ведь это и есть одно из рассмотренных ранее определений мифа:

  • «миф <...> предназначен для обобщения феноменов, в целом одинаково воздействующих на сознание человека; задачей обобщения является вызывать одинаковые эмоциональные и практические реакции.» [2, 39]
То есть выходит, что появление мифологического мышления является естественной адаптацией человеческого сознания к изменяющимся условиям существования. А так как эмоциональные состояния у человека вызывались в общем-то ограниченным набором типовых внешних (или внутренних) событий, то и способы индуцирования подобных эмоциональных состояний были схожими. Это, в свою очередь, привело к схожести и самих мифов даже у культур развивавшихся независимо. Что неоднократно отмечалось в множестве антропологических и этнографических исследований. [2, 49-60, 70-74]

Таким образом, миф на начальном этапе развития человеческой культуры, стал средством познания окружающего мира, при этом попутно обеспечив возможность накапливать и передавать информацию между поколениями. Что, все вместе, в свою очередь, дало толчок к дальнейшему стремительному развитию цивилизации.

( продолжение следует)

Литература
  1. Савельев С.В. Нищета мозга. - М.: Издательство «ВЕДИ», - 2014. - 192 с. ISBN 978-5-94624-044-4 {VI}
  2. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. - 247 с. - ISBN 5-02-017016-Х {7}
  3. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. - М. : Открытый Мир, 2005. - 160 с. - (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}
( к оглавлению)

n, Культпросвет, Конспекты, История, Культурный герой

Previous post Next post
Up