Торговые города-государства Ближнего Востока

Sep 18, 2015 09:21




( предыдущая часть)

Северную часть земель, находившихся на восточном побережье Средиземного моря, называли Сирия и Финикия. Эти страны, разделенные горами внутри и ограниченные горами извне, были географически разобщены друг от друга и обособлены от других стран. Эта разобщенность не позволяла создать единого государства. Поэтому здесь с древних времен существовал целый конгломерат городов-государств. Окруженные сильными соседями (Египтом, Хеттским царством, Ассирией), эти города-государства постоянно подвергались нападениям и были плацдармом ведения военных действий между крупными державами. На территории Сирии и Финикии государства возникли в III тыс. до н.э. Центрами их были в Сирии - Угарит, а в Финикии - Библ. К середине II тыс. до н.э. весь регион был подконтролен Египту. С XIV в. до н.э. земли часть региона (Сирия) попала под контроль хеттов.




Карта Финикии



Карта Сирии (XII век до н.э.)
Сирия и Финикия находились на пересечении торговых путей Египта и Азии, между северными и южными странами. Высокий уровень развития земледелия и успехи ремесел способствовали раннему возникновению и бурному развитию внутренней и внешней торговли. Вначале товарообмен был в основном сухопутным. Вьючные и колесные караваны шли от берегов Красного моря, вдоль всего побережья на север до Малой Азии. Но уже в IV тыс. до н.э. главной стала морская торговля, которую в основном вели финикийцы, и скоро вся ближневосточная и средиземноморская торговля оказалось сосредоточена в их руках.



Торговые маршруты бронзового века
Но с начиная середины XV в. до н.э. сначала минойцы, а потом и микенцы вытесняют финикийцев из восточного средиземноморья, и к XIII в. до н.э. финикийцы вынуждены перенести район своей торговли в западную часть Средиземного моря.



В колониальной политике финикийцы не стремились к созданию новых государств, а основывали лишь фактории, служившие исключительно торговым целям. Политику фактории вели очень прагматичную, где не могли решать вопросы силой, там решали вопросы деньгами. Пиратство, контрабанда и работорговля составляли существенные статьи доходов финикийских мореходов.



Финикийский торговый корабль (XV век до н.э.)
Во время катастрофы бронзового века торговые города-государства были зависимы от «великих» держав и соответственно разделили из судьбу. Все города на территории восточного средиземноморья были разрушены. Но если Финикия благодаря факториям и морскому сообщению быстро восстановилась и стала одним из политических лидеров в регионе, то Угарит был разрушен полностью и навсегда ушел в историю.

Литература
  1. Авдиев В.И. 'История Древнего Востока' - Ленинград: Госполитиздат, 1953 {1}
  2. Поляк Г.Б. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002.-727 с.: ил. ISBN 5-238-00066-9. {17}
( к оглавлению)

Бронзовый век, n, Конспекты, Катастрофа бронзового века, История

Previous post Next post
Up