Столько в последнее время разговоров, статей и споров по поводу демократии, либерализма и прочих понятий современности, что я задумалась: а что всё это значит? И ещё: о каких, собственно, ценностях идёт речь и что они значат именно для нас? Эти простые вопросы пришли в мою голову вовсе не случайно, а потому как сама на лекциях по культурологии и
(
Read more... )
Что касается российского общества, то хочу возразить, что социокультурные традиции у нас достаточно сильны и устойчивы. Как мне кажется, на том и стоим. Кроме того, лично я совсем не стремлюсь, чтобы моя страна "влилась" в "Запад" :))) Если же говорить о защите интересов индивидуума, то в западноевропейских так называемых "цивилизованных и демократичных" странах тоже далеко не всё так однозначно. Недавно я поменяла в своём лексическом наборе фразу "демократическое общество" на "гражданское общество", поскольку считаю, что это более правильное определение социума страны, в которой жители являются равноправными гражданами.
Ну а по поводу Японии и вовсе готова спорить. Потому как "решение" стать конституционным режимом пришло вовсе не добровольно, а только после жёсткого прекращения режима самоизоляции страны, причём осуществлённого извне в том самом XIX веке. И с тех самых пор наследница Ямато никак не может вернуться к себе самой, а уж после Хиросимы и Нагасаки так и вообще оказалась сломленной. На сегодняшний день социокультурная ситуация в Японии - это внутренний слом, который неизвестно чем ещё закончится. Во всяком случае, радужных иллюзий по поводу будущего Японии у меня нет.
Reply
Другой наглядный пример из начала 1980-х. У нас был глухой сосед (инвалид 2-й категории). Он приносил на дом продукты тяжелобольным людям, которым трудно было даже выйти на улицу и тем более стоять в очередях. Однако он это делал не даром, а за небольшое вознаграждение. Хотя никому из соседей не приходило в голову обвинить его в безнравственности, объективно он рисковал получить срок за спекуляцию. Т. е. закон не только не отражал представления о морали, но и прямо противоречил им.
В этом принципиальная разница между Россией и "западной" моделью. Если бы в России была не имитация либеральной демократии, а защита собственных базовых культурных стандартов - вот как они есть, - она бы оказалась гораздо ближе к западному миру.
В отношении Японии. Насколько я понимаю, решение о переходе к конституционному режиму в период Мэйдзи не было навязано Западом. Осознание отсталости сёгуната и вынужденное открытие страны для торговли конечно имели внешние причины. Однако гражданская война (Босин) была внутренним конфликтом, а потом был кризис в руководстве вокруг вопроса о завоевании Кореи. Эти сугубо внутренние проблемы и привели к поиску более стабильной формы правления. И выбранная модель прижилась, потому что взяла под охрану традиционные ценности и уцелевшие после всех потрясений социальные институты.
Reply
Начало 80-х рассматривать не совсем корректно, потому как была совершенно иная структура государства: как политическая, так и идеологическая. Обсуждать же СССР - это долгая история :)
Что касается подлинной либеральной демократии или её имитации, то не вижу никакой значительной разницы между российской практикой и западноевропейской. Уж, слава Богу, понасмотрелась на "западную правовую систему". Это же самое касается коррупции.
Я, к примеру считаю, что самая главная проблема нашей страны - это как раз коррупция. Но потом, обсуждая этот вопрос с американской подругой, услышала следующее: "Ваша коррупция - это ерунда, по сравнению с нашей! Вопрос лишь в масштабах". Изучив вопрос, поняла, что да, так и есть.
Весь наш с Вами разговор во многом сводится к давнему противоречию между западниками и славянофилами :))))))) Проблема в том, что я не считаю западный либерально-демократический путь наиболее оптимальным, верным и направленным на человека. То есть этот путь позиционируется как "во благо человека", однако в результате приводит к ослаблению и вырождению социума, который как раз и состоит из отдельных "человеков".
Аргументы в защиту моей точки зрения может быть изложу в какой-нибудь статье, поскольку это не уложится в комментарий. Но на текущий момент даже не все старые статьи ещё выложила.
По Японии. Период Мэйдзи, столь бойко воспеваемый по части демократизации японского общества, вовсе не является такой уж победой Японии. Я говорю о том, что политическая программа Мацухито безусловно замечательно укладывалась в европейские представления о развитии общества, но в корне противоречила социокультурным традициям. Компенсатором этому в программе служили скрытые националистические идеи (в том числе и идеи об исключительной нации). Конечно, это появилось не на пустом месте, а стало продолжением идеологии сёгуната Токугава и началом той политики, которая в первой половине 20 века привела к формированию военизированного государства.
И Вы совершенно не правы: выбранная модель не прижилась. Она искусственно привнесена и поддерживается извне, разрушая исконные связи и обычаи. Привнесённая модель вовсе не "взяла под охрану традиционные ценности и уцелевшие после всех потрясений социальные институты". Она их скрутила и перемолола. Фактически Япония была несколько раз побеждена и унижена с момента падения самоизоляции и по 45-й год. На сегодняшний день японский социум находится в жесточайшем кризисе.
Опять таки, я далека от идеализации феодальной системы и идеологии периода самоизоляции. Но насильственное вскрытие этой системы (явно не для улучшения жизни местных жителей) не могло не привести к социальным катаклизмам.
Reply
Reply
А "правовой порядок" я ни в коей мере не ассоциирую с "западом". По-моему, "правовой порядок" в своём абсолютном варианте всё-таки больше соотносится с авториторизмом и даже диктатурой, которая как форма правления меня вовсе не радует.
Здесь очень важно соблюсти некий баланс, а это уже великое искусство.
А вот за это - "копирование западноевропейских или американских решений бессмысленно, потому что широкую поддержку могут иметь только такие законы, которые защищают культурные нормы, признанные внутри самого российского общества" - аплодирую :))) Спасибо
Reply
1. Прохоров А. П. Русская модель управления. С. 58-64.
Автор - доцент Ярославского гос ун-та. Утверждает, что неправовой характер государства и игнорирование правил являются неотъемлемыми чертами русского образа жизни.
2. Фурсов А. И. Русская власть, история Евразии и мировая система.
Автор - историк, завотделом Азии и Африки в ИНИОН РАН. Считает, что в России особый, надзаконный, тип власти.
3. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. Стр. 118-123, 278-280.
Автор - специалист по сравнительному правоведению, профессор Гарвардского ун-та. Утверждает, что папские реформы XI века породили первый образец западного государства нового времени, и его особенностью было то, что оно управлялось законом.
4. Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США. Стр. 9-10.
Автор - политолог, редактор известных политических и популярных журналов в США, по происхождению мусульманин из Индии. Пишет, что конституциализм и независимый суд в большей степени олицетворяют западную цивилизацию, чем демократия.
Reply
Спасибо.
Reply
Leave a comment