fashion of depression

Apr 06, 2017 23:29

На первый взгляд, этот разговор не имеет предмета. Потому что, в отличие от хлеба насущного и крова над головой, следование моде не является условием физического выживания. Обостренное внимание к внешним проявлениям человеческого бытия - расточительная роскошь для людей, постоянно испытывающим нужду в предметах первой необходимости - выискивающим средства на полноценный ужин для семьи, оплату ипотеки и коммунальных услуг, обучение детей, транспортные расходы... Что бы нам не говорили с экранов телевизоров и из радиоприемников, на большей части нашей необъятной родины проживают именно нуждающиеся люди. Я далека от политики, поэтому защитники правящих партий и патриоты, пожалуйста, не набрасывайтесь, я вам никто. Пишу о том, что вижу вокруг себя, в прослойке "интеллектуальной элиты", живущей на заработные платы в размере, установленном государством. Средний доход россиянина составляет 35 тысяч рублей. Средний доход профессора в провинициальном вузе на полную ставку - 30 тысяч. Служение родине и науке, интересная творческая профессия, постоянное общение с молодежью и что угодно еще могут мотивировать стремиться к достижениям на научно-образовательном поприще, но только не материальная составляющая. Если даже на вершине горы, которую обычно покоряют годам к 50, тебя ожидает доход ниже, чем средний по стране, имеет смысл примерить на себя позу альтруиста, отвергшего материальные ценности ради общества. И сегодня я задаюсь вопросом о моде среди людей, называемых когда-то интеллигентами: что она из себя представляет?


Для начала вспомним, что термин "мода" обозначает явление не только культурное - временное господство определённого стиля, но и математическое - наиболее часто встречаемое наблюдение во множестве. А значит, там где есть выборка - в нашем случае, люди, - правомерно говорить о моде (большинстве). И вот вопрос, является ли модным с точки зрения математики интерес к моде с точки зрения культуры? Поскольку мои заметки - это пространство моего личного мнения, я избегаю претензий на научность, вооружаясь только логикой и собственными наблюдениями. Ответ на поставленный вопрос, в моем прочтении, безжалостен: нет, большинству мода неинтересна. Потому что сознание среднего россиянина занято насущными проблемами, например, как уместить семейный бюджет в крохотную сумму его заработной платы и дотянуть до следующего перечисления. Какая мода может быть актуальна при таком раскладе? Поэтому в качестве моды мы имеем пассивное равнодушие к моде как таковой. Приличность воцарилась в виде основного критерия при выборе наряда, при этом наиболее желательно "соответствовать", то есть продолжать линию большинства и ничем, упаси Боже, не выделяться. Ниже приведены примеры того, что, как мне кажется, сейчас претендует на массовость при понимании "в меру элегантности, в меру сексапильности", допустить которые в деловом гардеробе можно. Эти образы, если можно их таковыми назвать, стали униформой, набившей оскомину, своего рода защитными костюмами от внимания посторонних.    









Разумеется, встречаются исключения. И их много - около 8-10 %. Если оперировать статистическими терминами, то, наверное, они как раз впишутся в стандартное отклонение от среднего. И я всячески симпатизирую дамам, рискнувшим покинуть большинство, надев хотя бы что-то цветное. Неудивительно, что на таком-то фоне выпадение из черно-серо-сине-белой гаммы уже воспринимается как заявление о себе. Если личность готова к тому, чтобы выдержать внимание окружающих, можно войти во вкус и продолжать расширять границы общепринятого. И примерно там, где в воображении для нас маячило роковое пересечение (за пределами диапазона стандартного отклонения), ждет озарение - зачем все это нужно и что мы пытаемся собой символизировать.

Наконец, вверну, почему мне сегодня хочется об этом писать и размышлять. Я убедилась, что ощущение счастья, такое сложное, трудноописуемое, неуловимое, особенно в океане всеобщих разрухи и абсурда, связано с цельностью личности, при которой воля, эмоции и тело взаимодействуют осознанно и гармонично. Внешнее проявление - тело - это не только наша физическая оболочка, но материя, цвет и форма, которыми мы ее окружаем в соответствии со своими настроением и намерениями. Иными словами, органичный облик и собственный стиль являются свидетельством того, что у нас есть жизненная позиция, в которой мы уверены, и нам нестрашно ее транслировать. Ключевое слово здесь - это "страх" - боязнь потерять уже заработанное, такое необходимое нам и тем, за кого мы отвечаем. Неудивительно, что самыми яркими бунтующими образами сегодня могут похвастаться те, кто еще не заработал то, что можно потерять, и кому еще не за кого отвечать, кроме себя самого - подростки и люди юношеского возраста. Пусть невсегда их облик адекватен и вызывает эстетическое удовольствие, зато такой пестроты и разнообразия в одежде как в студенческой столовой мало где встретишь. Радует то, что далеко не все нынешние яркие школьники и студенты позиционируют себя как фрики или носители молодежных субкультур. Так было в мое время (конец 90-х-начало 2000-х), а сегодня попадаются взвешенные проявления индивидуальности и вкуса. Хотя бы в этом глобализация нам на руку: обеспеченность информацией вооружает, а интернет-магазины предлагают бюджетные решения амбициозных задумок. Так что отнюдь не платежеспособность является критическим фактором при выборе манеры подать себя: это отговорка для тех, кому стало страшно, или всегда было, - идти не то, чтобы вразрез с большинством, а в ногу с самим собой.

Резюмируя выше сказанное, заявляю, что мода сейчас - на скованность и конформизм, причем не только в стиле одежды, но и в высказывании мнений. Слишком тонкий слой финансового "буфера" защищает нас от физического небытия, которого мы генетически привыкли бояться, проживая в стране с такой историей последнего столетия. Незнание ответов на вопросы "что мы будем делать, если начальник нас уволит? на что будем покупать еду и рассчитываться за съемную квартиру?" становится непреодолимым препятствием для того, чтобы трезво взглянуть на происходящее и в зеркало. Обилие внешне одинаковых людей (не путать с дресс-кодом! это совсем другое) в учреждении свидетельствует о тоталитарном способе управления, или, что больше похоже на правду, тоталитарном способе мышления тех, кто вечно чувствует себя уязвимым. Итог моего рассуждения - непростая истина: наличие собственного курса во всем, включая стиль в одежде, проявляет самодостаточность и независимость, которые вооружают куда более серьезно, чем невзрачная серость. Риски, безусловно, возрастают. Личность становится видной, заметной, читаемой, и уже это может не понравиться кому-то из окружающих. Но мы не должны стремиться к тому, чтобы нравиться всем. Оставим это дело невротикам с тяжелыми травмами детского периода. Мы ДОЛЖНЫ, - здесь долженствование уместно, - нравиться себе, то есть находить себя сообразным своим мыслям и желаниям. А симпатии иои антипатиии окружающих да пребудут на их совести. По-моему, зрелая личность с устоявшимися ценностями и мировозрением вне зависимости от предпочтений большинства всегда магнетична и вызывает уважение. Скрываться, камуфлироваться, во-первых, очень затратно в психологическом плане, во-вторых, опасно, потому что хорошо подогнанная маска подчас прирастает, а тогда дивидендов не жди. Претендовать на роль самого себя куда выгоднее и, что уж там, увлекательнее. Тернист и бесконечен путь к открытию своего стиля, ведь мы растем, взрослеем, меняемся, и поиск соответствия скрытого в нашей душе и явного в нашем облике всегда будет опытом эквилибристики - балансирования, что, между прочим, до сих пор является одним из лучших способов держать себя в тонусе.
Previous post
Up