Robert L. Okin - "Silent Voices. People with Mental Disorders on the Street" (2014)
https://silentvoicesbook.com/ Мы отводим глаза, когда встречаем их на улице: бездомные психически больные люди с их нацарапанными от руки плакатами, тележками для покупок и картонными коробками. Из-за нашего страха и отвращения мы не видим никакой человеческой связи с ними.
Тем не менее, нам любопытно: как они оказываются на улице? Как они переживают стресс и лишения такой жизни? Какое сочетание биологической уязвимости, детских травм, наркотиков, психических расстройств и финансового опустошения свело их на нет? И как некоторым удается, вопреки всем обстоятельствам, выбраться из этой отчаянной ситуации?
Бывший уполномоченный по вопросам психического здоровья Роберт Окин провел два года на улице, встречаясь и фотографируя бездомных людей с психическими заболеваниями, чтобы найти ответы на эти вопросы. Он мастерски оживляет этих людей с помощью историй и изображений, которые являются интимными и суровыми. Это книга о надежде, а не только о горе и отчаянии. Она бросает нам вызов, чтобы взглянуть ситуации в лицо и что-то с ней сделать, а не просто отвернуться.
Эта книга посвящается щедрым людям на улице, которые верили, что их голоса и образы могут изменить мир. Без их готовности высказаться и поделиться со мной своими переживаниями эта книга не была бы возможна. И храбрым семьям некоторых из этих людей, которые вели бесконечную битву за людей, которых они любят, как в личной, так и в политической сферах.
Я подходил к большинству людей, которых я интервьюировал для этой книги, более или менее случайно и без предварительного представления. Некоторых мне рекомендовали их социальные работники. Чтобы обеспечить осознанное согласие, я объяснял каждому человеку, что хочу сфотографировать его или ее и получить рассказ от первого лица о его или ее жизни для включения в книгу, которую я писал. Я спрашивал, будет ли человек заинтересован в участии в проекте. Я просил согласия как до, так и после проведения каждого интервью или фотографирования. Таким образом, человек имел возможность отозвать свое согласие после того, как выслушает и ответит на мои вопросы или будет сфотографирован. Сюда включены только те люди, которые дали согласие как до, так и после интервью и фотографирования. Люди, фотографии которых появляются на страницах 57-59, 128 и 167, дали свое согласие на фотографирование для книги, но не были опрошены. Таким образом, хотя я и встречал их на улице, я не знаю наверняка, были ли они бездомными или психически больными.
В этой книге представлены истории людей, которые одновременно психически больны и бездомны. Большинство людей с психическими заболеваниями не становятся бездомными, и наоборот. Но психические заболевания могут привести к бездомности, когда симптомы людей становятся настолько серьезными, что их функционирование нарушается. Их вызванная бедностью бедность выталкивает их на улицу. И наоборот, стрессы от бездомности увеличивают вероятность того, что кто-то на грани психического заболевания будет вынужден перейти эту черту. Именно особое взаимодействие между биологической уязвимостью, тяжелыми экологическими ситуациями и уличными наркотиками может привести как к психическому заболеванию, так и к бездомности.
Мой первоначальный план состоял в том, чтобы просто завязать разговор с людьми, которых я встречал на улице, надеясь, что они не сочтут меня слишком странным, и попросить их рассказать мне о своей жизни. Но после нескольких встреч я был настолько заинтригован и тронут некоторыми из их историй, что у меня появилось желание поделиться ими с более широкой аудиторией. Я хотел передать человеческое лицо психических расстройств в качестве противовеса страху, враждебности и безразличию, с которыми обычно видят и изображают психически больных людей. Дав им голос в публичном пространстве, я хотел дать им возможность выразить свои стремления, сожаления, радости, тревоги, надежды - свою сущностную человечность.
Моим первоначальным намерением было сосредоточиться на людях, у которых предположительно диагностировались психические расстройства, по крайней мере, исходя из моих наблюдений на улице. Но со временем мне стало ясно, как и в клинических контекстах, что очень большое количество людей, с которыми я встречался, не вписывались четко в формальные диагностические категории. Тем не менее, многие из них были крайне обеспокоены; плохо справлялись в своей жизни по любым стандартам; и страдали от некоторой комбинации генетической уязвимости, сложных семейных ситуаций, детского насилия, травм войны, наркомании, бедности и социальной маргинализации. Большинству, казалось, не хватало определенных важных способностей, необходимых для нормального функционирования в обществе. Именно людей в рамках этого более широкого определения того, что значит быть психически больным, я решил включить в эту книгу. Некоторые из людей, которых я выбрал для интервью, были вовлечены в программы психического здоровья и были направлены ко мне их социальными работниками. Однако к подавляющему большинству я подошел напрямую и спонтанно на улице без какого-либо представления.
Когда я впервые вышел на улицу, я не был уверен, что смогу привлечь людей к участию, особенно когда я объяснил, что хочу записывать их рассказы и фотографировать их, пока они говорят со мной. Однако я обнаружил, что большинство людей, с которыми я встречался, соглашались участвовать, часто после того, как мне удавалось преодолеть их первоначальное недоверие, беспокойство, стыд и гнев. Многие были готовы говорить со мной с удивительной откровенностью и чувством об очень интимных вещах. Они часто говорили со слезами на глазах.
Хотя люди в целом были очень дружелюбны ко мне, были некоторые болезненные исключения. Иногда они относились ко мне с недоверием, которое я не мог преодолеть, и они отмахивались от меня, махнув рукой. Это было особенно актуально, когда на улице было много метамфетамина. Больше людей, чем обычно, были под кайфом, раздражительны, подозрительны, непостоянны и очень сумасшедшие. В такие моменты я боялся, что даже слишком прямой взгляд на кого-то может быть воспринят как провокация и привести к гневному взрыву. Возможно, потому что я был осторожен, со мной этого никогда не случалось в серьезной степени, хотя у меня было несколько тривиальных встреч. Однажды молодой человек увидел, как я фотографирую кого-то, подумал, что я не спросил разрешения, и пришел к выводу, что я проявляю неуважение. Он бросил в меня яблоко, попав мне в грудь. Позже он извинился, когда я спросил его об этом. В другом случае женщина внезапно и неожиданно разозлилась на меня из-за того, что я подошел к ней, схватила свой костыль и стала угрожать мне им.
Я встретил нескольких людей, которых было трудно понять, потому что их мысли были настолько запутанными и бредовыми. Этих людей можно было бы легко списать на «сумасшедших», потому что они, казалось, жили во внутренних мирах, которые были чрезвычайно опасными и приводили в ярость. Часто люди, которые казались самыми разъяренными и взрывными, были также самыми напуганными. Некоторые из них, возможно, на самом деле были ранены или подверглись вторжению ранее в своей жизни и выражали свои устойчивые реакции на эти переживания на единственном языке, который они знали. Нахождение с этими людьми всегда было тревожным опытом, тем более, когда я наконец смог выделить тревожные темы из их запутанных мыслей.
Почти сразу, как я начал встречаться с людьми, я боролся с вопросом, насколько вовлеченным быть в их жизнь. Занимая отстраненную и «объективную» позицию, принимая более классический антропологический подход, ограничиваясь наблюдением, записью, свидетельствованием и в некотором смысле оставаясь вне их опыта, казалось, подрывали мое первоначальное намерение глубже понять их жизнь. Мое решение в конечном итоге было обусловлено не столько этими интеллектуальными соображениями, сколько моей неспособностью противостоять тяге к вовлечению в жизнь определенных людей, которые приветствовали меня в своей жизни. В некоторых случаях это просто казалось правильным. В других случаях я сильно привязывался к ним и чувствовал себя подпитанным взаимными уступками, неформальностью, взаимным принятием и легкостью отношений.
Я пытался помочь некоторым из этих людей с проблемами, с которыми они боролись, иногда с хорошим эффектом, а иногда безрезультатно. Мало что может быть столь же просветляющим и столь же унизительным, как попытка помочь кому-то решить, казалось бы, простую практическую проблему и полный провал. Несмотря на эти неудачи, когда они случались, я всегда удивлялся тому, как простые акты человеческой доброты могли иметь такое, казалось бы, большое значение. Хотя я, возможно, и пожертвовал определенной долей объективности из-за своего участия в реальной жизни, я считаю, что я приобрел гораздо более глубокое понимание жизни людей, чем это было бы возможно при более отстраненном подходе.
ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ 2015 ГОДА
https://silentvoicesbook.com/ Книга Silent Voices получила престижную награду «Выдающаяся книга года» 2015 года от Independent Publisher. Жюри высоко оценило ее за то, что она дает голос бездомным людям с психическими расстройствами и передает их фундаментальную человечность посредством фотографий и повествований от первого лица.
ОБ АВТОРЕ
https://silentvoicesbook.com/meet-dr-okin/ Доктор Окин был начальником службы отделения психиатрии больницы общего профиля в Сан-Франциско; профессором клинической психиатрии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско; и заместителем председателя отделения психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, где он курировал разработку важнейших услуг для наиболее острых и хронических психически больных пациентов Сан-Франциско, включая Программу управления случаями отделения неотложной помощи отделения психиатрии SFGH (которая получила премию Национальной ассоциации государственных больниц и систем здравоохранения Safety Net Award в 1999 году). Как всемирно признанный эксперт по правам человека для лиц с психическими расстройствами, доктор Окин помог разработать международное консенсусное заявление, осуждающее использование электросудорожной терапии без анестезии. Его много раз цитировали в New York Times, он был показан в программе 20/20 на канале ABC о своих усилиях по закрытию Ocaranza и помощи бывшим резидентам в жизни общества, а также опубликовал множество статей в психиатрических журналах. В 2009 году он получил престижную премию Американской психиатрической ассоциации в области прав человека.
ОТЗЫВ О КНИГЕ
https://theopolisinstitute.com/leithart_post/silent-voices/ «Silent Voices» Роберта Окина - прекрасная, тревожная, грустная книга. Практикующий психиатр, Окин провел время на улицах Сан-Франциско, знакомясь с бездомными этого города.
Книга включает в себя общий анализ связи между бездомностью и психическими заболеваниями. Десятки тысяч психически больных людей живут на улицах американских городов, а еще четверть миллиона находятся в тюрьмах. Окин обнаружил, что большинство бездомных, с которыми он встречался, «пережили множественные травмы в детстве» - родители-наркоманы или алкоголики, родители и родственники, склонные к сексуальному насилию, брошенность, словесные оскорбления. «Почти половина бездомных психически больных женщин, с которыми я встречался, подвергались сексуальному насилию в детстве, иногда жестокому» (19). Они обращались к наркотикам, чтобы облегчить боль травмы, или сами становились сексуально беспорядочными. Одиночество, дезориентация, трудности бездомности сами по себе наносят вред психическому здоровью. Один мужчина сказал Окин: «Жить на улице так плохо, что нужно быть либо обкуренным, либо сумасшедшим, чтобы это вынести» (22). Они открыто выражают свой гнев, сожаление, вину, депрессию. Наиболее распространенная самооценка: «Я - неудачник. Зачем бы еще мне жить на улице»?
Однако эта книга выделяется тем, что в ней сосредоточена на личном. Большая часть книги - это сборник личных историй, которые Окин собрал с разрешения персонажей у самих бездомных мужчин и женщин. Книга также наполнена трогательными фотопортретами, которые Окин сделал, опять же с разрешения персонажей.
*************
СКАЧАТЬ