Эрик Джон Дингуолл (англ. Eric Dingwall; 1890-1986) британский антрополог, парапсихолог и библиотекарь - яркий пример энтузиаста от «парапсихологических» наук.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дингуолл,_Эрикhttps://en.wikipedia.org/wiki/Eric_Dingwallhttps://psi-encyclopedia.spr.ac.uk/articles/eric-dingwall Из предисловия от некоего John C. Wilson'а (1962)
Dr. Dingwall belongs to a very rare profession. He is one of perhaps a dozen full-time psychical researchers in the world today (if there are a dozen). There are very few of them, because there is almost no way for psychical researchers to make even a modest living at their chosen profession. (...) Only heroes and martyrs and extraordinarily courageous pioneers are likely to be found in such an unattractive profession.
В 1947 году (переиздание 1962) вышла его книга, посвященная критическому разбору случаев шести известных «необычных» личностей 17-19 веков, по первому взгляду совершенно не связанных между собой.
«Some Human Oddities. Studies in the Queer, the Uncanny, and the Fanatical»
БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ ЧЕМ ОТВЕТОВ
Как отмечает сам автор (в предисловии ко второй книге на эту тему «Very Peculiar People», выпущенной в том же 1962 году ), его задачей было показать на широком разбросе «Человеческих Странностей» как возможно, опираясь на различные архивные литературные источники, проанализировать ошибки, чтобы в новейшее время с более точными средствами постараться обойти недомолвки и получить более четкие результаты на новых случаях. А эти результаты уже смогут пролить свет на все неясности прошлого, в том числе упомянутые в книге.
I must again emphasize the fact that one of my principal aims was to present the reader with portrait studies each of which illustrated an unsolved problem. It was because I did not know what explanations could be given of the incidents described in Some Human Oddities that I drew attention to them, and pleaded for a more rational approach towards similar events which are still reported today, since adequate scientific examination of modern cases might throw light upon those recorded in the past.
В предисловии к первой книге он пишет:
Books about queer people are usually of two main types. There are those in which a vivid presentation of each character is made, unencumbered with any references to the documentary and other sources consulted. Then there are the more technical accounts which are mainly medical and psychological monographs, and which make no pretence to being anything else than case histories of the people concerned.
The present work aims at being a combination of the two. The author is convinced that there are many people who remain dissatisfied with popularly written accounts of odd people, and who feel the need of a more detailed treatment in which the points of interest to the scientific man are briefly discussed and original sources indicated.
Дингуолл постарался максимально емко обрисовать биографическую картину случаев, опираясь на множество источников - мемуары известных свидетелей, газетные статьи и прочее. Каждая глава дополнена обширнейшей библиографией с пометками, откуда была взята информация и с отсылками на другие источники для желающих продолжить изучение.
ГЛАВА 1 ЛЕВИТИРУЮЩИЙ СВЯТОЙ - ДЖУЗЕППЕ ИЗ КОПЕРТИНО
ST. JOSEPH OF COPERTINO : THE FRIAR WHO FLEW
https://en.wikipedia.org/wiki/Joseph_of_Cupertino На эту тему в 2015 году вышла целая книга Майкла Гроссо
Michael Grosso - "The Man Who Could Fly. St. Joseph of Copertino and the Mystery of Levitation"
https://books.google.ru/books?id=IZczCwAAQBAJ В ней он упоминает как впервые узнал о Джузеппе как раз из книги Дингуолла:
стр 70 I first read about the friar in Eric Dingwall’s scholarly collection of essays, Human Oddities.2 Dingwall, known for his skepticism, describes the levitations, basing his narrative on the original Italian sources. He notes the difficulties in trying to obtain many of these documents. Dingwall relied on Bernini’s biography, praising it because it closely follows the processi, the proceedings from trials where evidence was deposed under oath. Swearing under oath was especially serious business then, since belief in one’s immortal soul and postmortem judgment were more solidly entrenched in the conscience of the culture.
ГЛАВА 2 ТАЙНЫЕ ТРАНСВЕСТИТЫ СРЕДИ НАС
JAMES ALLEN : THE MAN WHO WAS NOT
Совершенно туманная история Джеймса Аллена в 19 веке, который после трагической гибели от несчастного случая оказался женщиной, причем он был женатым...
В этой же главе Дингуолл упоминает о множестве известных случаев женщин в мужском обличии, в том числе несколько историй про женщин, выдававших себя за мужчин на военной службе, что продемонстрировано в фильме Рязанова
Гусарская баллада Maximiliana von Leithorst (died in Wiener Neustadt on 29th August 1748)
Maximiliana was accepted as a cadet in a Lothringian regiment, and with this unit she served seven years, taking part in the Turkish campaign. Her courage was so striking and her success so marked that she hoped that she would reach the rank of officer ; and her pleasant appearance was such that she received many amourous proposals from a number of female admirers. In order more effectually to conceal her sex she became engaged to a young lady, but her plans went somewhat awry for she became ill and had a hard struggle to conceal her condition from the army surgeon. It seems that she was an unruly patient as the chief surgeon himself paid her a visit, and she was forced to divulge her secret to him, begging him to respect it and not to expose her and put her to shame before her regiment. He advised her to leave military service, which she did, having attained her coveted goal of officer rank.
Hannah Snell
ГЛАВА 3 ЛОВЕЦ ДЕМОНОВ В БУТЫЛКИ БЕРБИГЬЕ
BERBIGUIER : BOTTLER OF SPIRITS
Alexis-Vincent-Charles Berbiguier de Terre-Neuve du Thym https://vk.com/wall-125718650_7861 Алексис-Винсент-Шapль Бербигье был рoдом из Франции. Он считал себя экстрасенсом и демонологом, который был способен общаться и yправлять дуxами. Себя он часто называл «Укротителем бесов». Он видел духов и демонов, которые были скрыты от простых людей. Эти духи обладали самими разными способностями, от покорения женщин и похищения людей, до сбрасывания кошек с крыш домов. Однажды он объявил, что обнаружил список требований от демонов и если их не выполнить, то они вырвутся на свободу и всё погрязнет в хаосе и всё это были происки сатаны. В итоге Бербигье был пойман в момент распространения по всему Парижу серы и тимьяна, дабы защититься от демонов. Его поместили в хоспис и дальше содержали как психического больного.
Демонов он называл Фарфадетами (что значит "карлик" или "lutin") и с помощью знакомых опубликовал автобиографию «Les farfadets ou Tous les démons ne sont pas de l'autre monde» 1818-1820, которая сейчас есть в открытом доступе:
О Барбидье есть довольно подробный рассказ в самой известной книге о сатанизме от итальянца Массимо Интровинье
Massimo Introvigne - "Satanism. A Social History" (2016) (пер.с ит.)
https://en.wikipedia.org/wiki/Massimo_Introvigne Дингуолл упоминает книгу по Демонологии 1856 года Джо Янга
«Demonology or, The Scripture doctrine of devils»
Young, Joe (Joseph) I had not read, for example, the Rev. Joseph Young's Demonology (Edinburgh, 1856), where it is said that their number may exceed " not only the aggregate of one generation, but the countless myriads of all the generations of the human family." The good man then proceeded to inform me that Satan and his devilish crew, being neither omnipotent nor omnipresent, had, as it were, to divide up their work and direct their energies into the most appropriate channels.
ГЛАВА 3 ФРИК-ШОУ РЕЛИГИОЗНЫХ ФАНАТИКОВ-КЛИКУШ НА КЛАДБИЩЕ
THE DEACON OF PARIS : DEAD BUT STILL ACTIVE
Самая жуткая глава книги, посвященная полнейшей религиозной вакханалии 18 века, фрик-шоу Янсенистов-Кликуш на кладбище Сен-Медар в парижском квартале Сен-Марсель, спровоцированное мистическими исцелениями после прикосновеняи с мощами Frangois de Pari умершего в 1727 году.
https://openarium.ru/poi/49574179/?ysclid=lp5o0n3hz3987124592 С церковью святого Медара связана одна любопытная легенда. В семнадцатом веке церковь стала прибежищем янсенистов - последователей еретического религиозного движения. Один из лидеров янсенистов - дьякон Франсуа Парис - был похоронен на кладбище при церкви. Очень скоро его могила стала местом паломничества, сюда приходили безнадежно больные люди в надежде на чудесное излечение. Узнав об этом, Людовик Пятнадцатый в 1732 году приказал замуровать склеп Франсуа Париса, а кладбище закрыть. Рассказывают, что после этого на воротах церкви появилась надпись: " Король запрещает Богу творить здесь чудеса".
Вот как раз Дингуолл пытается с помощью различных источников восстановить подробности некоторых безумий на кладбище. Причиной описания именно этой истории является по мнению автора любопытная смесь религиозных фриков «припадочников» с пробудившимися в них исцеляющими и паранормальными свойствами - здесь и нечувствительность к огню и увечьям (типа прокалываниям), и исцеления ужасных гнойных ран посредством их зализывания... и так далее. Дингуолл приводит фрагменты из нескольких мемуаров.
She then laid hold of the child's leg and quickly unrolled the bandages which had been wrapped round it. Finally, she removed the bottom layer, which was sticky with blood and pus. The leg seemed covered with ulcers, some of which were so deep that the bone could be seen within. The odour was insupportable, and we had to cover our noses with our pocket handkerchiefs. (...) At this moment the face of the convulsionnaire regained its natural colour : a calm seemed to have taken the place of her previous agitation. She pressed her mouth against the child's leg, but immediately withdrew it. She was not yet entire mistress of herself, and had still to raise her eyes to Heaven for renewed strength. Finally, as if to overcome the repugnance which she was still experiencing, she buried her mouth within one of the largest ulcers and began to suck it. Having once started, she appeared no longer to feel the same repulsion : the Lord was pleased to remove her weakness : the law of the flesh was opposed to the law of the spirit, and it was only by prayer that the healer was enabled to overcome her repugnance and execute the necessary reatment.
Дингуолл упоминает несколько англоязычных книг на эту тему (помимо французских и прочих оригиналов) by
John Gregory Bourke:
«Compilation of notes and memoranda bearing upon the use of human ordure and human urine in rites of a religious or semi-religious character among various nations» (1888)
"Scatalogic rites of all nations" (1891)
ГЛАВА 5 ИСТОРИЯ ПОПУЛЯРНОГО МЕДИУМА ХЬЮМА
D. D. HOME : SORCERER OF KINGS
Daniel Dunglas Home - Wikipedia Дэниел Данглас Хьюм
[~ 1] (
англ. Daniel Dunglas Home, род.
20 марта 1833 года - умер
21 июня 1886 года) -
шотландский медиум-
спиритуалист, прославившийся феноменальными способностями к
ясновидению,
левитации и демонстрации других проявлений так называемого «психического феномена». В числе близких знакомых и почитателей Хьюма были европейские
монархи и члены их семей: император
Наполеон III,
императрица Евгения, российский император
Александр II (способствовавший заключению обоих браков медиума), германский
кайзер Вильгельм I, правители
Баварии и
Вюртемберга.
Автобиография Хьюма Incidents in my life 1864
ГЛАВА 6 ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ МОШЕННИЦА АННА ИЗ 18 века
ANGEL ANNA : THE WOMAN WHO FAILED
Подробно описанный с фрагментами из разных источников (в том числе мемуаров) случай мошенничества на модной и нынче теме эзотерических учений, открытий эзотерических школ и «сеансов» ясновидения. Дингуолл здесь несколько увлекается скуко-подробностями судебных разбирательств, стараясь очевидно показать разные стороны запечатления этого случая.
Яркое свидетельство того, как ничто не меняется. Как и сейчас мы видим практически то же самое расцветающее мощенничество с небольшими вариациями...
Но мошенничество ли все это в полном понимании смысла слова или нет? Вот здесь «скептик» Дингуолл старается столкнуть различные взгляды на случаи и попытаться прийти к каким-либо «протоколам» исследований для дальнейшего изучения как новых случаев, так и возвращения с новым «аппаратом» к прошлым.
ИТОГО
В общем, очень занимательнаея книга, хотя местами слегка утопающая в подробностях и достаточно тяжело читается (что очевидно, если она написана около 1947 года!) - много незнакомых слов, за которыми нужно лезть в словарь плюс тяжеловесность словесных «заворотцев».
Особенно интересны ремарки по источникам информации и подробным указанием изданий и страниц. Сейчас множество упомянутых книг находится в открытом доступе.