Противоречивая, но местами очень интересная книга
Алан Уоллеса - «Пробуждённые сновидения. Тибетская йога сна и практика осознанных сновидений». [2012] Оригинал
B. Alan Wallace, Brian Hodel - Dreaming Yourself Awake (2012) http://www.ganga.ru/author/Alan_Wallace Рассуждая об «иллюзорности» материальных объектов автор не смог придумать ничего лучше метафоры про безнадежность будущих цивилизаций, когда даже обычную чашку они отчего-то смогут принять лишь за плевательницу. А карандаш - за оружие. То есть, и в далеком будущем мы обречены убивать и плевать, в том числе друг на друга...
Мы, к примеру, склонны приписывать реальное существование разнообразным феноменам, даже если они не обладают стабильностью и независимостью относительно течения времени. Простой объект - такой как чайная чашка - совсем недавно был обычной глиной, а до этого водой и твёрдой горной породой. В будущем эта чашка станет осколками, о которых будет трудно сказать что-либо определённое, а затем и обычной пылью. Даже если чашка останется невредимой на протяжении тысячелетия, цивилизация будущего, у которой не будет культуры чаепития, не сможет определить предназначение этой чашки или даже припишет ей иное предназначение. Если, например, её примут за плевательницу, то именно плевательницей она и будет. Объекты - это не более чем их названия, достоверность которых определяется лишь общей договорённостью в рамках отдельно взятого сообщества. Они полностью пусты - не обладают какой-либо абсолютной, неотъемлемой идентичностью. Если мы начинаем исследовать объекты, пытаясь обнаружить что-то неизменное и определённое, мы ничего не можем найти.
Even if a teacup were preserved intact for millennia, a future civilization that didn’t drink tea might have no idea what it was or identify it as something else. If it were thought to be a spittoon, for instance, that is what it would become.
Дерево, графит, металл и другие компоненты, включая всю историю их обработки, а также сам процесс изготовления из них карандаша, - всё это предшествующие причины и условия карандаша. Его компоненты и атрибуты - это совокупность материалов, из которых он состоит, а также его функция как пишущего инструмента. Он концептуально обозначен как «карандаш» - объект, который обладает всеми соответствующими компонентами и атрибутами. Но, без сомнения, нет ничего, что было бы «обладателем» этих компонентов и атрибутов. Древесина, графит и все остальные элементы карандаша ничем не обладают. Карандаш существует только в уме, который обозначает и воспринимает этот конкретный объект как карандаш. Если представитель цивилизации будущего обнаружит на раскопках отличный, остро отточенный карандаш, он может принять его за разновидность оружия. Таким образом, карандаши, как и все другие материальные объекты, на самом деле не существуют. Они пусты - лишены независимого существования. Единственный способ их существования - это условное, взаимозависимое существование.
If future civilizations dug up a nice, sharp-pointed pencil, they might designate it as a weapon.
Сразу вспомнился фильм
«Кин-Дза-Дза» (1986) Click to view
Уэф: Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать.
Скрипач: Зачем?
Уэф: Удовольствие получать...
Скрипач: А какое в этом удовольствие?
Би: Молодой ещё...