https://ru.wikipedia.org/wiki/Лилли,_Джонhttps://en.wikipedia.org/wiki/John_C._Lillyhttp://www.johnclilly.com/ https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5484100 Джон Лилли - 1968 Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера (изд.София, 1994) / John C.Lilly - 1968 Programming and Metaprogramming in the Human Biocomputer. Theory and Experiments (2 ed,1972)
Я очень рад, что прочитал книгу уже после "Центра Циклона" - очень многие "сухие" описания из "Биокомпьютера" получают понимание только из нее. Также здесь снова важна польза обладания "историческим" объемом по теме ЛСД и прочих психоделических исследований. Натолкнись я на "Программирование" до всего этого (...а возможно и натыкался) я бы вероятно прошел мимо или начав читать, просто мало чего бы понял. Сейчас же содержание открыло себя очень интересным и понятным практически во всем. Но я думаю, что много чего осталось за кадром "проглатывания" книги и, вероятно, если я прочитаю ее через пару лет, то открою в ней гораздо больше мыслей чем сейчас.
Мне кажется, что основной и даже катастрофически отталкивающий момент содержания книги касается ее центральной темы - "Человек - как БиоКомпьютер." Подобная аналогия была модная в середине 20 века и оправдывала себя тем, что просто еще не были созданы настолько мощные компьютеры..., но сейчас стало очевидно, что аналогия притянута за уши. В результате "нафталиновость" темы книги вероятно нанесла мощный удар по популярности и поддержанию мирового интереса к работам Джона Лилли в области исследований Сознания и Межвидовой коммуникации (в частности с возможными внеземными контактами). А он ведь ставил глубокие правильные вопросы и предлагал варианты их разрешения.
Несмотря на устарелость аналогии - многие моменты сосуществования в нашем сознании "установок", условно называемыми "био-программами", а также возможность их перепрограммирования актуальны и в наше время, но "ново-открыватели" отчуждают себя от имени Лилли. Видимо, чтобы мысли Лилли не казались такими "нафталиновыми" требуется их переработка в какую-то более продвинутую "не-компьютерную" аналогию.
(Введение ко 2 изданию) "Я написал отчет таким образом, что его основное содержание было скрыто за тяжелым длинным введением, предназначенным остановить обычного читателя. Однако, когда слово сказано, такая уловка уже не останавливает интересующихся. Основные идеи оказались важными для достаточного числа читателей, и работа приобрела неожиданную популярность. "
Из Интервью с Лилли для Thinking Allowed
YouTube: PZ9cJ5wFqrkhttp://www.thinkingallowed.com/2jlilly.html С переводом на русский
YouTube: 4Jjn9DgHkrA "LILLY: (...) Remember Human Biocomputer? I was doing that work with LSD in the tank in St. Thomas, and the National Institute of Mental Health, from which I was on a fellowship, thought I was just working with dolphins. So when I sent them Human Biocomputer as the report for fiveyears of the fellowship, they wrote back, "We didn't realize we were going to get a monograph from this work." I don't think they read it. (...)"
Из затронутых интересных моментов:
• Лилли рассматривал необходимость изолированного ненарушаемого одиночества в подобных исследованиях. Рассматривал основные моменты набора минимально необходимого персонала, важность проработки до и после всех само-исследований с депривацией материала с хорошим Психоаналитиком. (...что конечно в нашей современной реальности мало достижимо по многим параметрам, не затрагивая финансовые аспекты и не затрагивая того, что в наше время намешано под "психоанализом"). Лилли - яркий пример человека, оказавшегося в нужное время и в нужном месте. Его статус и род занятий позволили создать для себя необходимые условия ненарушаемой изоляции, плюс его смелость исследователя ими воспользоваться, что в итоге принесло результаты.
• Я не знал или не фокусировался на одной тонкости в момент запрета легальности ЛСД в конце 60-х. ЛСД не просто запретили, а обязали все организации отослать обратно в Сандос купленные ампулы. Очевидно, оборот был такого размаха, что даже после возвращения на "отмашку" властям препарата, исследователям оставалось его еще вполне достаточно... Также Лилли касается момента чистоты препарата, когда ЛСД стал нелегальным с этим возникли проблемы, а оригинальный ЛСД-25 это образец чистоты и качества, что является ключевым фактором успешного использования в опытах.
• Лилли останавливается подробно на чувстве СТРАХА в подобных состояних депривации - страха нарушить естественные биологичексие процессы в организме по причине потери контроля, страха не вернуться обратно.
• Рассматривает важные аспекты воздействия ЛСД в условиях сенсерной депривации - он может запустить до этого сдерживающиеся или частично выпускающиеся повторяющиеся паттерны "детства" или "архетипов". В результате человек просто не сможет контролировать их мощную атаку, что способно привести к суицидным попыткам и прочим негативным результатам. Чтобы предотвратить и постараться обезопасить себя как раз и необходима вышеупомянутая работа с Психаналитиком или если есть достаточный опыт - постоянно быть Само-Психоаналитиком. Плюс иметь в своем штате проверенного человека - контроллера, на которого можно положиться. В результате оголения "паттернов" открывается возможность попытки их перепрограммирования. Лилли подчеркивает временный результат такого воздействия, так как паттерны вероятно слишком глубоко сидят и так просто не сдадутся.
• "Сущности" и наиболее яркие проецируемые словно-извне переживания являлись только в результате приема ЛСД.
• Один из самых ярких моментов книги - это ее НАУЧНОСТЬ как трезвость оценки переживаний, которые возникают в состояниях депривации с приемом ЛСД. Лилли предлагает исследовать результаты в виде различных сознательных Допущений видений, ощущений и взаимодейтсвий с "сущностями" (как если бы они были правдой). Но он в итоге подчеркивает, что для удобства и необходимости стояния на научной почве он признает все переживания лишь как продукт ума, как продукт проекции вовне своих внутренних "элементов", которые по причине отсутствия внешних воздйствий / сигналов на тело становятся их заместителями.
• Критика тех, кто (типа Лири) излишне впечатлително принял религиозные переживания под ЛСД и прямо провозгласил их истиными-вселенскими.
• Не до конца мне понятный момент теории с "Белым Шумом" который вероятно создает прием ЛСД. Я понимаю и сам испытал воздействие, когда мозг начинает сам вносить в хаос подобие порядка, начинает слышать и видеть конкретные слова и узоры/образы.
• По теме коммуникации с Дельфинами в книге не слишком много материала - но имеющейся интересен своим особым подходом к контакту как открытому взаимодействию. В частности - здесь подражание действиям и звукам рассматривается не как тупое автоматизированное копирование и дрессировка, а как открытость к контакту, как манифестация своей готовности найти формы и средства налаживания контакта и пр. Очень интересно.
• Занятие Йогой под ЛСД. Тут же Лилли указывает на опасность травм в результате забывания плюс опасности Нарциссизма. Но он подчеркивает необходимость подобных упражнений с целью обнаружения и осознания пределов своего физического тела. Этот момент рассматривается и в "Центре Циклона" как "оптимальное физическое состояние", основа которого - определение крайних состояний выносливости для своего тела. В "Центре Циклона" много примеров (часто экстремальных) его занятий в группе с Оскаром Ичазо и прочее.
и еще много чего интересного...
Итого: Интересная и сложная книга, к которой не стоит приступать не получив предварительно материала по рассматриваемым темам хотя бы в общих чертах. И уж точно не стоит приступать к чтению, если внутри себя не ощущается искренний интерес к подобным темам "исследования сознания" и готовность не просто справочно "для развлечения" ознакомиться с материалом, а быть готовым к поднятию себя на другие уровни образования и принятию расширяющего взгляда на себя и окружающий мир.
Ставшая классической фраза Лилли: "In the province of the mind what one believes to be true, either is true or becomes true within certain limits. These limits are to be found experimentally and experientially. When so found these limits turn out to be further beliefs to be transcended. In the province of the mind there are no limits. However, in the province of the body there are definite limits not to be transcended. / В сфере ума то, во что веришь, как в истинное, истинно или становится истинным в пределах, которые можно установить на основе внутреннего и внешнего опыта. Эти пределы проявляются как дальнейшие убеждения, за которые тоже можно выйти. В сфере ума нет пределов."
Несмотря на то, что впоследствии Лилли открыто перешел на "метафизическую" точку принятия реальности, книга "Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера" показательно критически (пусть веротяно и намеренно, чтобы не пугать научный мир и не ставить под удар своих коллег) оценивает возможности сделать реальными мысленные образы и проецировать их вовне и рассматривает их условно только в контексте иллюзии принятия "на веру" внутреннего субъективного за внешнее объективное.