Мирча Элиаде
Аспекты Мифа
https://ru.wikipedia.org/wiki/Элиаде,_Мирча http://academ-pro.ru/index.php?id_product=753&controller=product&id_lang=7 Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. - 5_е изд.-М.: Академический проект, 2014. - 235 с. - (Философскиетехнологии. Религиоведение).ISBN 978-5-8291-1670-5
Эта книга - своеобразный конспект. "(...) является изложением основных теоретических взглядов Элиаде, касающихся проблем архаиче ской культуры имифологического мышления, которые, по мнению автора, служат архетипическими основаниями сознания современного человека."
"Аспекты мифа" легко (и бесплатно) находится в сети в электронном и отсканированном виде, хотя я (что достаточно нетипично для меня нынешнего), читал ее в бумажном виде - как краткий результат маньячески возрожденной страсти к бумажным изданиям, когда я "под шумок" набрал себе их некоторое количество - остановило только безумное ценообразование... Но понятно, что можно хотеть при тиражах от 500 экземпляров...
Видимо, основная идея "Аспектов Мифа" заключалась в том, чтобы дать нам всем понять, что мы не настолько ушли в генетическом смысле от наших предков, что склонность к мифологическим ритуалам мы сохранили в себе посредством их естественной эволюционной адаптации и переработки. Эта адаптация сейчас настолько кардинальна, что многих вводит в заблуждение, но если попытаться исследовать тему, то все встает на свои места.
В последней главе Элиаде намекает, как современный человек посредством страсти к книгам, кинофильмам и прочим медийным продуктам (в частности Комиксам), в которых развертываются героические эпические события, реализовывает для себя необходимые "обновление" и "инициацию" в архаическом космологическом смысле. Мирча Элиаде все ставит на рельсы "историчности" и его идеи вращаются вокруг извечной "борьбы против времени".
"Можно задать вопрос: исчезнет ли когда-нибудь это желание выйти за пределы собственного, исторического и личного времени и погрузиться во время «чужое», экстатическое или воображаемое. Пока существует это желание, можно сказать, что у современного человека остаются хотя бы в какой-то мере рудименты «мифологического поведения». Черты такого мифологического поведения обнаруживаются также в желании обрести ту интенсивность, с которой мы пережили или познаем нечто в первый раз: в желании обрести далекое прошлое, блаженное время «первоначал»."
Мне особенно интересно было читать "Аспекты Мифа" до момента, когда пошло исследование размывания значения Мифа в область Вымысла в Древней Греции. После этого, то ли и само содержание стало размазываться, то ли я предвзято потерял фокус и стал испытывать все возрастающие элементы скуки, которые все же рассеивались по мере их накопления до степени, достаточной для продолжения и завершения чтения.
Из особенно обратившего на себя внимание:
• Начальное понятие Мифа совсем не означало Вымысел, как раз наоборот, Миф - действительно имевшее место событие.
• Роль мифов в исцелении. Тут же я вспомнил историю из сериала "Секретные Материалы" в 1 серии 3 сезона когда Малдера лечил шаман и старательно рисовал песком странный красивый рисунок, который после исцеления безжалостно уничтожил. Посредством этого рисунка воспроизводились "мифические" условия "Начал" когда только и возможно было действительное исцеление:
"Обряд представляет собой исполнение сложных рисунков на песке, символизирующих различные этапы сотворения мира и мифическую историю богов, предков и человечества в целом. Рисунки (странным образом похожие на индо-тибетские мандалы) воспроизводят один за другим события, произошедшие в мифические времена. Слушая чтение космологического мифа (следующего за мифом о происхождении) и созерцая рисунки на песке, больной располагает себя вне времени настоящего и земного и уносится во времена первоначального изобилия; он восходит к прошлому, к началу мира, он присутствует, таким образом, как бы при сотворении мира."
•
я прояснил (даже пробудил) для себя значение "НОВОГО ГОДА" как символа обновления и возвращения к "началам" или как средство "Тоски по Раю" когда просходит завершение прошлого с целью создания Нового.
"Возможно, что мифо-ритуальный сценарий Нового года сыграл такую важную роль в истории человечества как раз потому, что, сохраняя космическое обновление, он давал вместе с тем надежду на обретение первоначального счастья. Образ «года - круга» приобрел космически-жизненное двойственное символическое значение, одновременно «пессимистическое» и «оптимистическое». Ведь протекание времени предполагает все большее удаление от «начала», а следовательно, и утрату первоначального совершенства. Все, что происходит во времени, разрушается, распадается, вырождается и в конце концов погибает. (...) Неисчерпаемость и могущество присутствуют в начале: в этом источник «пессимизма», свойственного этой идее. Но следует сразу же добавить: хотя неисчерпаемость быстро утрачивается, она периодически восстанавливается. Год имеет конец, то есть за ним автоматически следует новое начало."
Сюда же можно обосновать важность для России Новогоднего Поздравления Президента:
"Легко понять, почему ритуал коронования повторяет космогонию или празднуется в Новый год. Считается, что монарх обновляет весь космос. Обновление в основном осуществляется как раз в Новый год, с наступлением нового сезонного цикла. Но обновление, ритуально осуществляемое в это время, является по сути повторением сотворения мира. Оно повторяется каждый новый год. И именно космогонические мифы напоминают людям, как был создан мир и что произошло впоследствии."
Как же забавно на этом фоне смотрятся плоские рассуждения и критика значения "Нового Года" исходящие от "Психолога Всея Руси"
Михаила Евремовича Литвака "Или возьмем празднование Нового года. Чем занимаются в эти дни животные и растения? Они продолжают расти. А мы начинаем деградировать. "
• Мифы Нового времени.
"Страсть к «благородному происхождению» "
"Маркс воспользовался одним из самых известных эсхатологических мифов средиземноморско-азиатского мира - мифом о справедливом герое-искупителе (в наше время это пролетариат), страдания которого призваны изменить онтологический статус мира."
• Мифы и средства массовой информации .
"Мифологическое поведение раскрывается также в навязчивом стремлении достигнуть «успеха», столь характерном для современного общества и выражающим темное и неосознанное желание выйти за пределы человеческих возможностей. "
Также Элиаде исследует тенденции современного искусства и стремление к разрушению, что необходимо делать чтобы создать новое.
"По сути, гипноз недоступности, непонятности произведения искусства выдает желание обнаружить новый, тайный, неизвестный до этого смысл мира и человеческого существования. Налицо желание «инициации», желание найти скрытый смысл этого разрушения художественного языка, всех этих «оригинальных» опытов, которые на первый взгляд не имеют ничего общего с искусством."
"(...) сведение «художественной вселенной» к первоначальному состоянию materia prima, первоматерии представляет только момент более сложного процесса. Как и в циклических концепциях первобытных обществ, за «Хаосом», регрессом всех форм к первоформам materia prima следует новое творчество, подобное космогонии."
Итого: Очень полезное для расширения кругозора произведение, расширение содержания которого находится в классическом многотомнике Элиаде "История Веры и Религиозных Идей" и прочих работах.