Кен Уилбер - 2003 - Космическое Сознание (Kosmic Consciousness)
http://www.soundstrue.com/store/kosmic-consciousness-5113.htmlhttps://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1149454 Contents 10 CDs (12 hours, 30 minutes)
Date Published September 01, 2003
ISBN-10 1-59179-124-3
ISBN-13 978-1-59179-124-9
Dimensions 11 x 10 inches
Product Code AF00758D
http://www.soundstrue.com/store/ken-wilber-5417.htmlhttps://en.wikipedia.org/wiki/Ken_Wilberhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Уилбер,_Кенhttps://vk.com/kenwilberhttp://www.kenwilber.com/home/landing/index.html Про существование Кена Уилбера я узнал из книги Станислава Грофа "Beyond the Brain: Birth, Death And Transcendence In Psychotherapy" (1985). В те годы Уилбер находился в области трансперсонального мировоззрения и еще не разрабатывал интегральной системы, которая, вероятно, совсем смутила бы Грофа. Тогда, в 1983 году Гроф указал, что в построениях Уилбера нет указаний на несомненное влияние на всю подобную систему опыта рождения и предвосхищения смерти. Но даже спустя 20 лет у Кена Уилбера обсуждение даже близко и не касается этих тем, унесясь в более социологически-политические области, которые почему то модно называются "духовными".
Почему из Уилбера стремятся сделать полноценного философа? Почему он ныне провозглашенный (пусть в интегрально-отграниченных кругах) мировой философ? Пускай да, он и затрагивает вопросы сознания и психологии, "бытия". Но это не философия в понимании "точки взгляда философа на мир" - у Уилбера это социология, поставленная на историческо-политические рельсы и сбагренная весомой долей статистики и бизнес-планирования. Это практическая историческая "философия" с социально-психологическими закосами, пытающаяся в своих фантазиях накинуть на себя мантию вселенской философии "развития", хотя это больше напоминает мечущихся к свету мотыльков в банке, не видящих себя снаружи.
АудиоЗапись представляет собой внушительное по содержанию и длительности интервью 15 летней давности для
http://www.soundstrue.com В те годы Уилбер был еще свеженький и полный гипоманиакальной бодрости и энергии, которые поддерживали яркий огонь беседы в течении всех 12 часов (запись велась сессиями в несколько дней). Лишь под конец выпуклая импульсная неврозность смеха смягчилась и ушла в грустно-усталое самоироническое суждение обо всей системе и своих заслугах в частности.
Встреча вызывает буквально калейдоскоп прямопротивоположных переживаний и мыслей. Спасает положение постоянное подчеркивание Уилбером, что вся его "карта" это условная схема, что он это сделал символически, что там полно дыр, что критика справедлива и что ему есть много к чему стремиться, но вот насчет основы - Квадрантов, Я, ТЫ, Это и т.д. - он совершенно уверен. Но не на все 100, это и позволяет фокусу моей критики прыгать из одной крайности в другую.
Встреча настолько многоплановая и насыщенная, что после ее завершения (а я слушал ее наверное дней 10 кусками) я начал все с начала, чтобы закрепить услышанное и прослушал по новому пару глав. Также в процессе прослушивания приходилось иногда чуть отматывать назад, когда мой мозг начинал вскипать от расшифровок сверх-скоростного словесного выпаливания Уилбером его мыслей.
На вопрос кем он себя сам считает Кен Уилбер отвечает, что он всего лишь Story Teller, рассказчик. Он приводит в пример Фрейда, который по его мнению был потрясающий рассказчик, что принесло тому единственную награду в жизни именно за литературное мастерство.
Надо отдать должное стилю складного устного повествования Уилбера, его дару рассказчика. Английский язык достаточно легко распознается на слух по причине использования им нормальных слов и выражений, несмотря на местами совсем уже невротически задранную скорость. Тем не менее, он ловкими софизмами обходит минные заторы, выставляемые ему каверзными вопросами Тэми Саймон (Tami Simon). Интересно как Уилбер заметил, что Нон-Фикшн литература по большей мере явлется такой же Фикшн.
Уилбер с самого начала прямо заявляет, что основной предпосылкой его работы было убеждение, что Все правы, но по свОему, по причине их нахождения на соответствующем уровне развития своего сознания... Он постоянно говорит, что ничего не изобрел, что все это есть во всех нас, он лишь соединил, что он никому ничего не навязывает.
Проблема в том, что не могут все быть правыми, каждый из нас это ощущает, мы просто не можем принять ярлык своего нахождения на какой-то там низшей ступени "правоты" по степени сравнения учрежденной кем-то там, пусть мы и неправы по таким понятиями всего на 10-20%... Нет. Что-то здесь совсем не то с точкой зрения и интерпретацией у Кена Уилбера. У него произошла какая-то подтасовка глобального взгляда, которую он не увидел, но радостно подхватил идею, стал затем ее развивать, оперевшись на условно подвешенные и мнимо совпавшие элементы.
Одна из основных явных проблем всех построений Уилбера (пусть и на момент 2003 года) заключена в его замкнутости внутри движения человеческой истории. Он описывает не Что?, Почему? и Зачем? мира, а только лишь КУДА? А это история "философии". Это даже не философия. Это такая же ошибка, совершенная бесчисленной армией историков "философии", которые ловко прикидывались философами, среди которых Гегель и марксисты-материалисты.
Интересно как позже я прочитал, что действительно на Уилбера и навешивают ярлык гегельянщины. Но по сравнению с ней он заметно более подвижен, практичен и социален. У него своего рода продвинутая теория Дарвина с учетом "псевдо-духовных" запросов нового века технического развития цивилизации. Но суть последвательности ступеней и перехода в результате количественного пресыщения остается - Уилбер завуалированный марскист-утопист с гегельянскими тенденциями саморазвития духа...
У Кена Уилбера никакая это не "философия", а скорее, заумная система самоактуализации и личностного роста для достижения всякого желаемого в жизни. В его системе нет желания понять жизнь и мир, а есть лишь желание объяснить и упорядочить в общую сумму достижений жизненный процесс с различных точек зрения для удобства и простоты овладения знанием для достижения илллюзии необходимости продолжения совершенствания... Происходит одрачивание людей иллюзией перехода на какие-то там новые уровни, не открывая им всю цельную картину суеты в клетке навязанного стремления.
Можно вполне назвать это Психо-Сектанством - как внедрением условной психо-системы в сознание личности. Системы, которой. тем не менее затем необходимо постоянно придерживаться для своего, а затем мирового блага.
Уилбер взял на себя смелость попробовать объединить, как ему показалось, все идеи и чаяния человеческой цивилизации. Но он рассматривает все исключительно в контексте развития. По умолчанию он встал на точку движения от "Большого взрыва" до какого-то бесконечно удаленного будущего... Подобный взгляд во время движения не позволяет отрешиться от суеты процесса, он оценивает все исключительно через развитие, сам находясь в развитии. Бесконечное стремление к достижению чего-то, что невозможно выразить.
Кен Уилбер настаивает на том, что он никому не навязывает своих книг, не навязывает своих идей и не защищает их с фанатической убежденностью. Он открыт для всего нового. Это открытая система. Повторюсь, что я ее расматриваю такой, какой она была описана в 2003 году. Сейчас, когда я капнул на сайт ,
https://integrallife.com/ и на всю эту тему с интегральной духовностью и прочей замудренной пылепускательной туфтой, мне просто поплохело... настолько это откровенно смахивает на психо-секту Интегрального Бога. Интегральное Психо-Сектанство...
Тут же вспоминается наш российский Ковалев, бывший НЛП-шник со своей
системой ИНП - интегрального нейропрограммирования.
https://psy-in.ru/Его текущие семинары и институт еще больше смахивают на замаскированные недо-религионые психо-сектансткие проповеди для современного мечущегося размягченного тех-прогрессом и медиа-мусором человеческого сознания.
Интегральная Система - своеобразный придаток текущего мирового техногенного сообщества, в котором появились новые понятия, слова и, поэтому, новые системы миросозерцания, которые при внимательном взгляде просто повторяют слегка переиначивая уже пройденное ранее. Это завуалированная партийная система, религиозная орагнизация со ступенями, через которые теоретически можно перепрыгнуть, но практически увы... Церковь интегрального мировоззрения с 7+++ уровнями развития.
Единственное реально действующее средство для развития и перехода через несколько уровней по мнению Кена Уилбера - это медитация. В аудиокниге довольно много рассказов о его опыте Осознанных Сновидений, медитации и прочих измененных состояний сознания в процессе его литературного творчества и общих жизненных событий. Слушать это было очень интересно.
Напрягло, что Уилбер часто пользуется софистическими приемами - типо, я увидел, что есть вот так. Например, он выбрал буквально наугад три категории - the Good, the True, and the Beautiful, которые ему понравились и он стал притыкать все под них, убедив себя, что это оно и есть кругом и во всем. В итоге происходит копание внутри закрытого этими отграничениями склада.
КогдаТэми Саймон пыталась неоднократно прижать его вопросами о смысле построений и идей, он тут в полной мере проявлял чудеса софистической ловкости своего таланта профессионального менеджера прямых продаж и ловко парировал, создавая словопостроениями видимость ответа на вопрос.
По большому счету, вся его система создана ради необходимости "Личностного Роста", который в свою очередь необходим для World Peace (мира во всем мире). Но когда Тами начинает его расспрашивать про возможный миропорядок в таком утопическом интегральном обществе будущего, тут начинается игра и увертки... Разумеется, по умолчанию ее вопросы пусть и имеют право и кажутся естественно возникающими, но не совсем корректны в случае открытости системы описания развития человеческой цивилизации. На лету Уилбер сочиняет оправдания своим слово схемопостроениям, пудря мозги Тами, которая чтобы не казатся глупой с понимающим видом (хотя нотки скептицизма и чувствуются) поддакивает заведомо софистическим нагромождениям. Видимо, как реакция на ее недопонимание и звучит часто очень хорошо мне самому (по моему опыту) знакомый невротический смешок Уилбера, который непроизвольно вырывается в моменты, когда нужно объяснять что-то кому-то, кто не обладает всем объемом данных и опыта, которые есть у объясняющего. Пару раз ведущая ловко его подковырнула, например, указав на то что Махавишну 20 лет медитировал и здоровье его в итоге было не очень, но он вполне ведь духовный лидер, а Кен настаивает на гармоничном развитии тела и духа для того чтобы быть настоящим "интегральным" лидером. На что Кен обходными софистическими приемами довел ответную линию до того, что в будущем лидеры с интегральным самосознанием будут буквально супермены бодибилдеры, так как мы все взращиваемся до сверх единения и высочайшего уровня самопознания и саморазвития. То есть, опять утопические идеи воткнутые софистическими приемами совершенствования ради неизвестной цели единения...
Уилбер и не скрывает утопичность своих построений, часто иронизируя на этот счет. Он приводит выражение "Метафизическая грыжа" - которая может вполне возникнуть у слушателя от всего этого.
Кен Уилбер - продавец интегрального воздуха. Его рамышления это как диалоги Платона - их нельзя читатать критически вникая глубоко в смысл и связи, по ним надо скользить, лишь ориентируясь на законы простой неглубокой логики построения фраз и имея перед глазами стандартные элементы благополучного существования и тогда возникает чувство удовольствия от постижения якобы "смысла". Плюс к этому обязательно прибавится усиление мотивации к достижению навязваемых обществом мало-ненужных для действительного саморазвития вещей.
Состояние "Universal Care" - очень надуманная вещь, которая не выдерживает критики, оно имеет право лишь в поэтическом смысле. Также очень софистические его рассуждения о состоянии низкого морального уровня развития с высоким уровнем технологии. Когда якобы с развитием технического прогресса возникает бОльшая опасность оказаться слаборазвитым с высокотехнологическим, что бы привело случись такое (и здесь стопроцентная софистика и надуманность) в прошлые века в скорейшие мировые катастрофы - это откровенная подтасовка надуманного под видом возможного.
Интересно его указание на Прерациональне и Трансрациональное - Пре-/транс-заблуждение : Когда произошла ошибка спутывания "пре" и "пост", как Фрейд например все "пост" отправил в "пре" т.е. инфантильное, а Юнг наоборот, из "пре" в "пост" как чрезмерное доверие к мифам.
Еще наивная подтасовка заявления что, вот, якобы только сейчас люди стали задумываться об экологии. Чистая софистика вырывания из контекста.
********
Интегральная Психология - это продвинутая психо-религия для жителя современного общества. Общества модного и техногенно-стремительно развивающегося. Она предназначена для человека, оглушенного развитием и медийным хаосом, члена такого общества. Этого человека можно легко ввести в транс словом "духовность" и "самосознание", не уточняя что и откуда там возникло, о чем собственно, вообще идет речь и так далее. Это системы, заигрывающие к умам, склонным к статистическим схемо-построениям как неизбежным придатком нашей жизни состоящей из финансово-бухгалтерских подсчетов. Сюда удачно и подтасовалось слово "Интегральный", намекая на математику как "самую точную науку"
Слово "Интегральный" никак не может нести в себе нечто "духовное "и "сознающее", мы сами навешиваем в него эти предикаты. Интеграл - это искусственный математический термин, описывающий условно произошедший факт бесконечного приближения (сумму бесконечных элементов) через абстрактную конкретизацию.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Интеграл Интересно, как Уилбер говорит о том, что для познакомившихся с его системой назад дороги не будет. Что типично для сектантского системопостроения.
Разумеется, Уилбер и не собирался изначально превращать систему в сектантскуй институт. Но в этом то как раз прикол единственно возможного развития подобных построений - они обречены рано или поздно превращаться в секту со своими правилами, распорядками, институтами и кодексом существования, которые должны возникать по их убежденно-просветленно-духовному мнению совершенно естественным "интегральным" развитием. Например: "Интегральная" йога Шри Ауробиндо.
В этом и заключена опасность глобальных пирамидальных, ступенеобразных, якобы сухих философски-психологических систем, потому что они необходимо превратятся в сектоподобное моральное явление будучи привиты в нашу жизнь.
Негативное значение СЕКТЫ заключено в групповой зависимости, часто добровольном рабстве (под воздействием психических и физических факторов). Именно полное личное осознанное рабство и зависимость от руководства в группе и делают секту опасным явлением для основной главной секты - нашего традиционного общества.
Скорее всего я еще вернусь к знакомству с работами Уилбера. Это вероятно будут "Проект Атман" (1980) о котором он также рассказывал в интервью. И дневниковая книжка "One Taste: The Journals of Ken Wilber, 1999" (2000).