Владимир Михайлович Бехтерев. "Внушение и его роль в общественной жизни" (1908)

Dec 18, 2016 15:23


Книга представляет собой развернутое изложение на исследования темы "Внушение". В сокращенном варианте содержание вошло в сборник "Гипноз. Внушение. Телепатия." Также в приложении приводится несколько статей, которые опять таки, слегка измененными словами пересказывают уже рассмотренные моменты в основном произведении. То есть, познакомившись с одним из больших произведений, можно вполне в достаточной степени получить представление о ходе мысли и взглядах на проблему "Внушения" у Бехтерева.

Даже сейчас эта книга очень хорошо читается и не потеряла актуальность. Именно своим критическим и самокритическим подходом к обозначенному предмету. К пониманию того, что здесь очень сложно не то что понять без остатка, а даже вообще четко сформулировать и выделить проблему, очистив ее от шелухи побочных вещей. Чего стоит только попытка привести различные определения внушения к какому-то общему знаменателю - в них полный сумбур и хаос двусмысленностей и туманностей.

Бехтерев - практик, можно даже сказать - неубежденный материалист, который может и хотел бы видеть мистическое, он признает его факт, не закрывает на него глаза,  но только если оно будет иметь под собой материальное обяснение. И это делает его труд вневременным. Но например, в разделе на исследование телепатического внушения на собачке - он так и не смог прийти к какому бы то ни было теоретическому обоснованию и буквально зашел в тупик.

Некоторые моменты, которые обратили на себя внимание:

- различение понятий Внушения как процесс и Внушение как результат.

- неспособность найти причину, почему сознательное "Я" не может распознать и заблокировать внушение, словно воля парализуется верой в силу внушения или субъект не может сосредоточиться волевым вниманием на этом и внушение входит в сферу общего, а не личного сознания.

- очень отрезвляюще для склонного к мистическим интерпретациям приводятся размышления на тему групповых и "семейных" галлюцинаций, которые объясняются исключительно "внушением", то есть вхождением в такое согласное состояние сознания, в котором мозг подтасовывает желаемое за действительное. Это же в полной мере относится и к единичным случаям самовнушения.

- излюбленное "объяснение" Бехтеревым всех мистических исцелений посредством сведения всего к обычному внушению. В этом вся суть практичности Бехтерева. Иисус всего лишь силой убеждения исцелял больных истерическими параличами. Месмер - вообще мошенник, он также исцелял только истеричных, которые поддаваясь силе группового внушения, избавлялись от своих надуманных болезней....

- таким же образом объясняются всевозможные судорого-мании средних веков на религиозной почве. Ведьмо-мания во времена инквизиции туда-же. И чуть позднее, в наших краях такое явление как кликушество  - туда-же... Все это "типа" просто психическая зараза внушения по цепочке, когда один начинает дергаться, а другие вдруг впечатляются и начинают из симпатии вторить, часто помимо своей осознанной воли. В этом же контексте объясняется тарантелла-танце-мания. ...Однобокие и сомнительные подведения под общий знаменатель, но, тем не менее, подобные отрезвляющие взгляды помогают оставаться на поверхности способности критиковать и не позволять уносить себя в мистические глубины, где можно запросто исчезнуть под грудой домыслов и спекуляций.

В целом создается впечатление, что Бехтерев в своих исследованиях неоднозначной темы внушения ходит наощупь, заходя сбоку и  в обход, пытаясь прийти к какому-то общему среднему из данных, которое можно округленно приткнуть под объяснение, но без особого успеха.

****
Некоторую аналогию переживания состояния самовнушения можно найти в известном буквально каждому случае текстового самообмана, когда мы, не дочитав полностью какое-либо слово уже получаем его полностью в мозг сигналом, но затем, поняв каламбур, быстро возвращаемся и теперь уже внимательно перечитав обнаруживаем, что в действительности было написано совершенно другое слово.

Засевшая в мозг мелодия, кстати, представляет собой яркий пример действия навязанного внушения. Это переживание такого особенного состояния, когда не можешь усилием воли остановить ее "верчение" у себя в голове и остается только отдаться ей, пока она сама себя не успокоит.

Мне кажется, что действие внушения в очень высокой степени обуславливается тем, что внушаемый находится в состоянии радостного приятия внушаемых воздействий. Даже когда и говорится о "насильственном" внушении, тем не менее, перед этим ведь человек  внутренне согласно отдается принятию возможного воздействия на себя.

Мыслительные процессы не связаны с внушением, они приходят на помощь позже для подыскивания условных оправданий своим действиям по результатам внушения. Это ярко свидетельствует о вторичности мышления перед первичным инстинктивным действиям по раздражителям внутренним и внешним.

Общество выстроено на инстинктах и навязываемых потребностях как скелете. И когда человек, как сознательный необходимый член этого общества вдруг проявляет отсутствие каких либо элементов этого "скелета" в виде отказа от навязываемых потребностей, что позволяет теперь ему обойти традиционно прилагающииеся к навязанному трудности, то общество естественно начинает считать такого человека врагом, относится с опаской, избегает и в отдельных случаях прямо боится. У такого человека внимание фокуса сознания из "мозгового" подчинительного перемещается в целое, что позволяет ему реагировать соответственно словно из центра и неизбежно выходить победителем, будучи избавленным от необходимости тратить силы на борьбу с навязанным.

гипноз, почему так - не знаю, жизненное, психология, книги

Previous post Next post
Up