Michael Harner (Майкл Харнер) - The Way Of The Shaman (Путь шамана) (1980) - DIY Шаманизм

Nov 09, 2016 15:09


Вот я и завершил знакомство с этой небольшой (бумажный оригинал - 235 страниц), но очень емкой книгой. Узнал я об ее существовании из книги Грофа (по такой вот интересной цепочке выстраивается мой собственный путь ознакомления со всеми подобными вещами). Я начал читать в переводе, но быстро понял бессмысленность этого занятия -  они все оказались какими-то корявыми… Несмотря на наличие незнакомых мне редких слов, в общем и целом все изложено доступным и простым английским языком. https://yadi.sk/d/QHeenVW_wHZvH

Название «The Way Of The Shaman» слишком емкое и многозначное, чтобы его можно было перевести просто как «Путь Шамана». Несмотря на приписку автора «A Guide to Power and Healing» на русский проще и правильнее всего было бы перевести как «Шаманизм. Инструкция по применению». Это бы сразу убрало ненужные вопросы. В действительности (опуская разные нюансы), книга в своей "практичности" как раз и характеризуется подобным упрощенным названием.


Одна вещь сразу очевидна - к прочтению стоит приступать только после предварительного ознакомления с каким-либо историческим трудом по шаманизму. В идеале - «Шаманизм и архаические техники экстаза» Мирча Элиаде. https://yadi.sk/i/ogZ-HmnyyJJAv  И тогда затем  восприятие материала Харнера будет очень интересным дополнением и уточнением некоторых моментов, которые остались «за кадром» книги Элиаде (да видимо и любого историко-обобщающего труда по шаманизму). Потому что Харнер опирается непосредственно на стимулирование желания у читателя и предлагает ему самому испытать на себе некоторые простейшие вводные техники, рассказывает как это осуществить, что делать, естественно с поправкой на наше время и прочие нюансы.

В начале книги Харнер вкратце дает историю своего шаманского опыта, когда он, будучи еще просто антропологом  с помощью индейцев Канибо (Conibo Indian village) (и употребления Аяхуаски... :-) ) переживал «мистический» опыт и позже путешествовал в лесные дебри с помощью индейцев  Хиваро Jivaro к их священному водопаду, чтобы обрести своего духа-помощника… Такой личный опыт несомненно способен оказать ключевое воздействие на последующую жизнь буквально любого человека. Очень интересно - типа "затравка" для читателя...

Первые главы книги посвящены Путешествию в «Lowerworld» - «Преисподюнюю» - именно с практической точки зрения, как это осуществить, что нужно делать. И главное, как вести себя там, в этом состоянии, чего ожидать и как вернуться в здравии.

Харман описал связь "Шаманского Состояния Сознания" с "Обычным Состоянием Сознания".

4-я глава  посвящена поиску и обретению своего "Power Animal - Guardian spirit" - духа помощника в образе животного, защищающего и помогающего в шаманских путешествиях и техниках исцеления. Как его обнаружить во время путешествия в «Lowerworld», как не спутать, как "взять" с собой обратно и прочее.


Также много Харман рассказывает о "Spirit Helpers" - эти "элементы-сущности" (в ШШС они как животные, а в ОСС - как предметы) используются непосредственно в сеансах исцеления. Таких помощников может быть множество. Их основной смысл в том, что они имеют двойное значение для Обычного Состояния Сознания и Шаманского состояния Сознания и используются в качестве «ловушки» и проводника для шамана для извлечения из тела больного Harmful Intrusions (они также в ШШС они как животные, а в ОСС - как предметы), которые и являются источником всех болезней.

В книге по всем этим  (и многим другим) вопросам имеются интересные пояснения и тонкости.

К
ак уточняет Харман в последней главе «Послесловие» - он в своей книге касался лишь очень фрагментарных и отграниченных элементов. Самых простых из них, дающих начальное представление и помогающих читателю на собственном опыте непосредственно попытаться ощутить и понять, что же это такое, «Шаманизм».

Также Харнер указывает на пробудившийся уже длительное время интерес в «Западной» медицине и эмпирической психологии к шаманским техникам и приемам, своеобразно переработав их  в кажущиеся неподготовленному уму "новыми" такие техники как «visualization, altered state of  consciousness, aspects of psychoanalysis, hypnotherapy, meditation, positive attitude, stress-reduction, and mental and emotional expression of personal will for health and healing.»...

Харман подчеркивает, что  «путешествий» шамана он касался лишь в области «Lowerworld» - "нижний мир, преисподняя" (к Христианскому Аду не имеет никакого отношения), что это лишь более простая для доступа область. Есть еще и "Поднебесная" (К Раю не имеет никакого отношения). Он также не касался темы переживания своей смерти и возрождения и так далее. Все это есть в книге Элиаде, поэтому сначала и необходимо с ей ознакомиться (или с подобным трудом), чтобы получить общее представление по шаманизму.

Одним из основных практических элементов книги является указание на необходимую связь
музыкального ритма и акцентирующих шумовых эффектов с шаманским состоянием и самим путешествием, состоящим из определенных этапов. В качестве ритм-образующего инструмента выступают «шаманский» барабан и «rattle» - маракаса/шейкер. В приложении в конце книги приводятся конкретные примеры с названием моделей и где их можно было бы приобрести (в Америке). У нас в России, уверен, также нет никакой сложности с их приобретением. Упоминаются и аудиокассеты, на которые записаны специальные «барабанные» программы на 15 минут и полчаса с необходимым сигналом «завершения» путешествия в конце.
(Шаманское путешествие) Shamanic Journey Solo and Double Drumming by Michael Harner - 1990, MP3 (tracks), VBR 128-192 kbps https://rutracker.cr/forum/viewtopic.php?t=2715433

Но, к сожалению, каким бы заманчивым и многообещающим не казалось все это явление поддержания интереса к шаманизму, в наше время это совсем выродилось в обыкновенный откровенный бизнес, прикрывающийся идеями «самоисцеления, гармонии, личностного роста и саморазвития…бла-бла-бла…» Центров изучения «шаманизма» сейчас уже полным полно в мире. Один из ключевых центров, прикрывающихся именем Харнера https://www.shamanism.org/ Это все заметно смазывает действительное «мистическое» значение и суть шаманизма.  Делание его доступным «для всех»  опошляет идею, опускает ее до уровня местной аптеки, в которую может зайти каждый и так запросто купить лекарство от всех болезней… Уже Харнер  упоминает про его группы обучения всех желающих «шаманизму» и прочее в 80 годах… Но, к его чести, он неоднократно подчеркивает, что это не альтернативный способ замены традиционной медицины, а лишь вспомогательное средство. Он прикрывает свой тыл...


В книге «Путь Шамана» элементы «опошления» являют себя, например, в качестве описания «Игры в кости», где группа людей, возомнивших себя шаманами делятся на две части и они начинают обычную игру угадывания в каком зажатом кулаке лежит предмет, обставляя все так, словно они здесь осуществляют ритуал "шаманского чтения мыслей" и вселенского мистического переживания… по мне так это очень фальшиво и смазывает впечатление... Хотя Харнер и приводил аналогию подобных игр у индейцев, но это ведь совсем другая история...

Также в книге имеются некоторые примеры из практики, касательно применения «шаманских» приемов в качестве обычной социальной психотерапии, для воздействия на состояния, которые не были вызваны ничем иным как наивными заблуждениями и собственной ограниченностью восприятия себя и мира - например, какая-то девушка, знакомая одного из «учащихся» у Хармана впала в депрессию по поводу чего-то там ужасного (типа сломанного ногтя :-) ), и вот срочно требуется настоящее шаманское путешествие с барабаном, чтобы вернуть ей ее «Пауэр Энимал». И т.д... бред...

Тем не менее, "ПУть Шамана" - очень емкая и захватывающая книга, к которой просто необходимо возвращаться, если возник интерес к подобным вещам, отличающимся от традиционного "социального" время-провождения...

жизненное, гроф, психология, шаманизм, книги

Previous post Next post
Up