Сегодня утром впервые за много дней открыла новости и ознакомилась с креативной идеей (пока идеей) усилить пошлины с загранпаспортов. Вроде как, чтобы создавать фонд для возвращения на родину наших сограждан, если во время их отдыха вдруг раз - и цунами. Или, скажем, закрылся туроператор.
У меня всегда новости с этого фронта вызывают массу чувств. Главным образом, в этом меня крайне волнует, почему мы должны платить за безголовость других людей? Это, в общем-то, основной вопрос, на котором можно поставить точку. Насчет цунами я еще могу понять. Хотя вывезти своих граждан из зоны стихийного бедствия (война, наводнения, нашествие инопланетян) - вполне посильная для государства задача, и без дополнительных пошлин. Особенно если вспомнить, что свое здоровье путешественник может (и вообще-то должен) за три копейки застраховать перед выездом.
Так что куда больше чувств у меня вызывает кейс с банкротством туроператора. Слушайте, ну представьте, что все производители колбасы объединятся и предложат ввести пошлину на случай отравлений их колбасой? Причем уплата пошлины - по факту входа в магазин, и неважно, вегетарианец ты или знатный колбасоед.
Несмотря на грубость сравнения, я убеждена, что путевка к морю - такой же рыночный продукт, как колбаса или любая другая услуга. И выбирая поставщика этой услуги, покупатель принимает связанные риски. Особенно оплачивая супер-дешевый тур в экзотическую страну, куда в нормальной жизни перелет стоит дороже, чем весь тур вместе со шведским столом. Экономишь на горящем туре? Перестрахуйся и договорись с друзьями, чтобы в случае чего, они перевели быстренько денег на обратную дорогу. Не понадобится - и слава богу.
В 4 случаях из 5 я путешествую самостоятельно, и это еще одна причина, почему я не хочу участвовать в этой "кассе взаимопомощи". И я думаю, меня поддержат командировочные: вот им-то вообще непонятно, зачем платить дополнительно за проблемы туристов.
Но что хуже всего, тем самым, мы поощряем безответственное отношение в целом и к своему отдыху в частности. Это не значит, что я призываю всех отказаться от услуг туроператоров. Вовсе нет, курортный отдых у них действительно дешевле. Но я призываю относиться внимательно не только к цене и качеству отеля, но и к тому, кто и как будет все организовывать. Призываю перестраховаться там, где это необходимо.
Приведу пример. В июне я горящим образом полетела на Крит - через турагентство/оператора. Мои риски: оператор может не оплатить перелет-проживание, может забыть организовать трансфер, а также время чартерных рейсов может сильно меняться. Последнее для меня было актуально потому, что вылет домой планировался в последний вечер действия визы, и задержка рейса на три часа была для меня уже критичной.
Что я делаю, готовясь к поездке? 1. Изучаю визовый вопрос: с точки зрения практики, просрочка визы на один день - это не так страшно, так что можно выдохнуть по поводу задержки перелета. Главное - не забыть потом в аэропорту прихватить справку о позднем вылете рейса. 2. Сохраняю себе адреса-телефоны-время работы Российского посольства. Если что, пойду к ним консультироваться про продление визы, и вообще. 3. Смотрю, куда отступать, случись что. С Крита хорошо отступать в Турцию, она не в шенгене (т.е. я покидаю зону действия визы), туда дешево лететь и не нужна виза. 4. Смотрю цены в забронированном отеле и фиксирую, что смогу оплатить его сама, если оператор облажается.
Теперь, если вдруг бы оператор накрылся медным тазом (здоровья и процветания БиблиоГлобусу), то у меня был бы план Б и неприкосновенный запасик денег (моих или занятых до получки) для маневра по спасению себя самой. Останется сохранять чеки и от души судиться с оператором после возвращения.
Не думаю, что провернуть тот же набор действий - такая уж проблема для каждого выезжающего, тем более что самые популярные курортные страны еще и безвизовые, что снимает один вопрос сразу.
PS Чтение книг Умберто Эко очень сильно помогает не поддаваться на сыплющиеся со всех сторон теории заговора, одна другой краше. Это к слову :)