ТУ-104 в Бердске | 10.10.2015

Oct 20, 2015 17:06

В прошлый выходной небольшой компанией посетили Ту-104 в Бердске.



Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт. Этот экземпляр СССР-42382 1958 года выпуска, летал до 1978 года. Экипаж самолёта - 5 человек.
В 1978 году прилетел из Толмачево в Бердск, здесь и стоит до сих пор.



За девяностые и двухтысячные его успели хорошо разграбить, самолёт был в печальном состоянии: многие приборы вырваны, другие - разбиты.
Идея восстановить самолёт появилась у Марии Кармановой - maryka84 в 2009 году, когда она побывала тут первый раз. Для  этого пришлось изучить литературу по устройству самолёта, описание спецоборудования, пообщаться с людьми, которые на нём летали.

У Маши есть большое желание, чтобы самолёт использовался как музей, в котором всё наиболее приближенно к оригиналу. Сейчас все силы брошены на то, чтобы восстановить кабину.

Идем вовнутрь?



Часть приборов смог починить местный инженер-авиатехник Владимир Алексеевич, остальные приходится искать через интернет. Детали присылают из разных частей страны: Южно-Сахалинска, Калининграда, Краснодара, Сыктывкара, Симферополя. "Я ездила в Ульяновск, чтобы сфотографировать их кабину и понять, чего еще не хватает, потому что не все оборудование есть в описании. Фотографировала, чтобы понять, как щитки выглядят, которых у нас нет", - рассказывает Мария.

Сейчас левая доска выглядит так (место КВС), штурвала пока нет:



- Какова вероятность найти левый штурвал?
- Надеюсь, что не нулевая, - шутит Маша.

Правая доска - так (место второго пилота):



Средняя доска была наиболее уцелевшей.



Место бортрадиста:



Автомат защиты сети - просто магия:



Один автопилот АП-6Е. Сначала на этот тип ВС ставился другой автопилот АП-5-2М, но он плохо выдерживал заданные параметры, поэтому был заменен на АП-6Е.



У КВС был нтересный рычаг "ЧР" - чрезвычайный режим, его использовали при отказе двигателя, после использования этого режима двигатель приходилось снимать с самолёта.



Краткая инструкция по использованию стояночного тормоза?



Ещё в кабине было замечено место для аварийного топора, но самого топора нет :(



Из разговора двух споттеров:
- А зачем нужен был аварийный топор?
- Прорубить окно в Европу, например.

Кабина штурмана была сильна разграблена, поэтому все приборы поставлены заново.



Вычислитель астрокомпаса в кабине штурмана (предназначен для вычисления курса самолёта):



Наушники с сопротивлением в 1,5кОМ. Кто-нибудь знает, зачем такое большое сопротивление? Просто для согласования с другим бортовым оборудованием?



Маша показывает лампы-кнопки противопожарной системы, поставленные не так давно на верхний электрощиток.



- А очки - это дань Оззи Осборну или Джону Леннону?
- Коту Базилио, - ответила Маша.

Салон самолёта пустой. Обратите внимание на полки ручной клади, они не закрывались. Экстремально!





На авиафоруме нашлась картинка со схемой салона ТУ-104А. В кабине был гардероб для экипажа, а в хвосте - для пассажиров. По-моему, очень удобно. Разделение на мужской и женский туалет  удивило.



В салоне сохранился шильдик с серийным номером - 8350602.



Аварийный выход, мне кажется, мелковат :)



Тем временем, на улице совсем стемнело и мы собрались по домам. На последок общее фото:



В этом году я побывала  в самолете-музее Бе-12 в Калининграде и хочу сказать, что наш Ту-104  выглядит внутри намного лучше!

Огромное спасибо Маше  за гостеприимство (кстати, в её ЖЖ maryka84 вы можете проследить всю историю восстановления самолёта) и Саше - главному адмистратору группы "Сибирский споттинг" за организацию этого мероприятия.

Отдельное спасибо вообще всем за компанию и за всякие разговоры на отвлеченные темы:

- А что слышно про эйрбас? Я слышала, что он хочет двухуровневую компоновку в экономе сделать?
- Лёжа?
- Нее, сидя и стоя!
- А мне, кстати, лежа лучше. Можно же, как в поезде, полки три в высоту сделать.

ту104, бердск, споттинг

Previous post Next post
Up