В прошлый выходной небольшой компанией посетили Ту-104 в Бердске.
Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт. Этот экземпляр СССР-42382 1958 года выпуска, летал до 1978 года. Экипаж самолёта - 5 человек.
В 1978 году прилетел из Толмачево в Бердск, здесь и стоит до сих пор.
За девяностые и двухтысячные его успели хорошо разграбить, самолёт был в печальном состоянии: многие приборы вырваны, другие - разбиты.
Идея восстановить самолёт появилась у Марии Кармановой -
maryka84 в 2009 году, когда она побывала тут первый раз. Для этого пришлось изучить литературу по устройству самолёта, описание спецоборудования, пообщаться с людьми, которые на нём летали.
У Маши есть большое желание, чтобы самолёт использовался как музей, в котором всё наиболее приближенно к оригиналу. Сейчас все силы брошены на то, чтобы восстановить кабину.
Идем вовнутрь?
Часть приборов смог починить местный инженер-авиатехник Владимир Алексеевич, остальные приходится искать через интернет. Детали присылают из разных частей страны: Южно-Сахалинска, Калининграда, Краснодара, Сыктывкара, Симферополя. "Я ездила в Ульяновск, чтобы сфотографировать их кабину и понять, чего еще не хватает, потому что не все оборудование есть в описании. Фотографировала, чтобы понять, как щитки выглядят, которых у нас нет", - рассказывает Мария.
Сейчас левая доска выглядит так (место КВС), штурвала пока нет:
- Какова вероятность найти левый штурвал?
- Надеюсь, что не нулевая, - шутит Маша.
Правая доска - так (место второго пилота):
Средняя доска была наиболее уцелевшей.
Место бортрадиста:
Автомат защиты сети - просто магия:
Один автопилот АП-6Е. Сначала на этот тип ВС ставился другой автопилот АП-5-2М, но он плохо выдерживал заданные параметры, поэтому был заменен на АП-6Е.
У КВС был нтересный рычаг "ЧР" - чрезвычайный режим, его использовали при отказе двигателя, после использования этого режима двигатель приходилось снимать с самолёта.
Краткая инструкция по использованию стояночного тормоза?
Ещё в кабине было замечено место для аварийного топора, но самого топора нет :(
Из разговора двух споттеров:
- А зачем нужен был аварийный топор?
- Прорубить окно в Европу, например.
Кабина штурмана была сильна разграблена, поэтому все приборы поставлены заново.
Вычислитель астрокомпаса в кабине штурмана (предназначен для вычисления курса самолёта):
Наушники с сопротивлением в 1,5кОМ. Кто-нибудь знает, зачем такое большое сопротивление? Просто для согласования с другим бортовым оборудованием?
Маша показывает лампы-кнопки противопожарной системы, поставленные не так давно на верхний электрощиток.
- А очки - это дань Оззи Осборну или Джону Леннону?
- Коту Базилио, - ответила Маша.
Салон самолёта пустой. Обратите внимание на полки ручной клади, они не закрывались. Экстремально!
На авиафоруме нашлась картинка со схемой салона ТУ-104А. В кабине был гардероб для экипажа, а в хвосте - для пассажиров. По-моему, очень удобно. Разделение на мужской и женский туалет удивило.
В салоне сохранился шильдик с серийным номером - 8350602.
Аварийный выход, мне кажется, мелковат :)
Тем временем, на улице совсем стемнело и мы собрались по домам. На последок общее фото:
В этом году я побывала в самолете-музее Бе-12 в Калининграде и хочу сказать, что наш Ту-104 выглядит внутри намного лучше!
Огромное спасибо Маше за гостеприимство (кстати, в её ЖЖ
maryka84 вы можете проследить всю историю восстановления самолёта) и Саше - главному адмистратору группы
"Сибирский споттинг" за организацию этого мероприятия.
Отдельное спасибо вообще всем за компанию и за всякие разговоры на отвлеченные темы:
- А что слышно про эйрбас? Я слышала, что он хочет двухуровневую компоновку в экономе сделать?
- Лёжа?
- Нее, сидя и стоя!
- А мне, кстати, лежа лучше. Можно же, как в поезде, полки три в высоту сделать.