Первый урок РКИ

Aug 28, 2012 23:23

Материал рассчитан на тех, кто никогда не изучал русский язык.

ПЕРВЫЙ УРОК РКИ (для тех, кто никогда не изучал русский язык)

Это самый ответственный момент. Надо задать темп и обозначить планы на будущее. Как правило, я начинаю с алфавита - читаю ЗВУКИ (не буквы!), предварительно предупредив об этом студентов и напомнив им о разнице между звуком и буквой. Студенты повторяют за мной. На каких-то звуках они «спотыкаются» - не акцентирую слишком много внимания, иду дальше. Худо-бедно представив им алфавит, проходим по нему второй раз. Вопрос к студентам: какие буквы русского и их родного языка похожи по написанию? Какие могут привести к путанице? Какие буквы совсем не знакомы? Какие звуки не получаются? Вообще первые 2 урока посвящены работой над алфавитом и звуками.



ВАЖНО: Все буквы преподаватель и студенты пишут только печатными буквами. Так как прописные сильно отличаются от печатных, изучение и тех, и других одновременно приведет к страшной путанице. Вернуться к изучению прописных символов можно будет либо тогда, когда в этом возникнет необходимость (на моей практике такого не было), либо когда студенты сами проявят к этому интерес.

Для примера для разбора первого урока я возьму европейца, который владеет английским языком. У азиатов свои трудности, например, японцы не слышал разницы между ‘л’ и ’р’ - нужно быть к этому готовыми.

Первый урок логично начать с артикуляционной гимнастики. Она поможет подготовить язык к русскому языку, размять мышцы.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
  1. Данное упражнение поможет нам различать губно-губные и губно-зубные звуки. Мы произносим вместе с учениками: б - в - б - в - б… (упражнение можно выполнять беззвучно, просто выполняя необходимые движения беззвучно)
  2. Выдвигаем язык вперед-назад, вперед-назад… (стоим сначала лицом к ученикам, сопровождая движение языка таким же движением руки, чтобы продемонстрировать то, что нужно сделать, после этого поворачиваемся боком и показываем то же самое). Примечание. Для некоторых национальностей на начальном этапе крайне сложно добиться правильной работы, поэтому не стоит слишком настаивать на точном выполнении упражнения.
  3. Делаем язык широким, затем узким. Повторяем упражнение несколько раз (упражнение сопровождаем  движением руками - кладем одну ладошку на другую, располагаем их вместе горизонтально, после этого как бы наполняем пространство между ладонями воздухом, «надуваем» ладони, потом возвращаемся в исходное положение). Примечание. Данное упражнение крайне важно, так как поможет нам в дальнейшем поставить мягкость, а именно с мягкостью чаще всего возникают проблемы при овладении русским языком.
  4. Ставим кончик языка на кончики верхних зубов. Далее кончиком языка проводим от кромки зубов по всему верхнему небу, ощупывая его (правильное выполнение упражнения можно показать руками).
  5. Кончик языка касается кончиков нижних зубов и прижимается к верхним (мы это делаем для того, чтобы поднять спинку языка). Чтобы проверить, правильно ли вы выполняете упражнение, попробуйте произнести звук [т], прижав кончик языка к кромке нижних зубов, а затем сделать то же самое, только прижав кончик языка к верхним зубам - у вас должен получиться [т']. Данная форма помогает перейти к мягкости.
  6. Кладем язык во рту вниз, максимально близко к нижней челюсти. Расслабляем его. Далее резко напрягаем, при этом он слегка раздувается, как тесто, которое поднимается из кастрюли. Данное упражнение также поможет подготовить учащихся к мягкости.

Маленькое отступление.

Чтобы пробудить интерес студентов к занятиям фонетикой, можно попросить всех немного помолчать, а затем задать вопрос: «В каком положении у вас во рту находится язык, когда вы молчите?»

Для русского языка характерно дорсальное положение - кончик языка находится у нижних зубов, а спинка языка поднимается вверх. Такое положение помогает нам произносить мягкие звуки. (Если провести этот эксперимент среди русскоговорящих, всегда найдутся люди, у которых язык расположен не так, как у большинства).

Для английского языка, к примеру, характерна апикальность - кончик языка направлен вверх, а сам язык располагается у нижней челюсти, напоминая немного ложечку или перевернутую радугу.

Ответы зависят от того, студенты каких национальностей присутствуют в аудитории. Таким образом, люди не только по-разному говорят, но даже молчат по-разному.

Для работы над произнесением звуков крайне желательно иметь схему строения речевого аппарата (можно примитивную, главное, чтобы она была понятна учащимся). Я, например, использую вот такую.



ВНИМАНИЕ, ВАЖНО! При объяснении правильного произношения звуков мы можем опираться ТОЛЬКО на ОЩУТИМЫЕ моменты произношения. Что это такое? Например, мы можем почувствовать движение кончика языка влево-вправо, можем почувствовать выход струи воздуха и т.п. Однако мы не можем сознательно поднять спинку языка (среднюю часть) к нёбу. Это неощутимый момент произношения. Соответственно, для того, чтобы вызвать нужную нам работу, мы должны опираться только на ощутимые моменты произношения (нельзя просто дать студенту инструкцию поднять спинку языка к небу).

Итак, мы сделали артикуляционную гимнастику (записав этапы в тетради для самостоятельной практики дома), прочитали пару раз алфавит и выявили те звуки, которые вызывают трудности.

Можно заняться ими на этом же уроке, а можно и отложить до следующего, рассказав студентам немного о правилах речевого (и не только речевого) поведения в России.

Логично будет разобрать:
  1. Речевой этикет - слова «Здравствуйте», «Привет», «Спасибо», «До свидания», «Пока», «Извините» и конструкции «Меня зовут…» и «Как дела?» - «Хорошо».
  2. Рассказать студентам об особенностях поведения. Например, им будет интересно послушать о наших традициях и приметах. Например, что русские «присаживаются на дорожку», дарят нечетное количество цветов на праздники, не пожимают руки через порог, не возвращаются домой, если забыли зонтик и т.п. То, что кажется нам таким привычным, вызовет бурю обсуждения. Особенно важно рассказать про чувство времени и расстояния, так как иностранцы с этим столкнутся: фраза «буду через 5 минут» или «да здесь пройти всего 100 метров» абсолютно ничего не значит. Я могу прийти через полчаса, а нужное мне здание может располагаться в километре. И таким мелочей много.

Либо на первом занятии можно заняться постановкой трудных звуков. Ниже я приведу список наиболее распространенных трудностей.

Развивая фонетический слух учащихся, мы неизменно проходим определенные этапы.
  1. Объясняем, как произнести определенный звук, вызывая нужную нам работу.
  2. Говорим разные слова с данным звуком. Если учащийся слышит этот звук, он должен поднять руку (хлопнуть в ладоши, поднять карточку и т.п.) Т.е. мы учим слушать и слышать.
  3. Этот этап подразумевает слушание и последующее повторение звука (МЕДЛЕННОЕ). При этом если учащийся говорит звук неправильно, возвращаемся к первому этапу.
  4.  Просим учащегося самостоятельно прочитать звук.
  5. Диктант для закрепления. Может представлять собой разные виды работ - например, запись слов под диктовку, запись только тех слов, которые содержат требуемый звук, подчеркивание в карточках слов или звуков, которые произносит преподаватель и т.п.

При данной работе, конечно, крайне важной является совместная работа всех анализаторов - слух, чтение, зрительный образ, моторика.

ПОСТАНОВКА «ТРУДНЫХ» ЗВУКОВ
  1. Звук «Ш».

Произносим звук «С» (при этом язык продвигается вперед, а его кончик опускается вниз) и чувствуем трение воздуха в передней части языка, далее поднимаем кончик язык вверхи получаем искомое «Ш».
  1. Звук «Щ» - произносим «Ш» и продвигаем язык вперед, при этом он становится широким.
  2. Звук «Ц» - ставим его через звук-помощник «Т». Язык во рту принимает положение при произнесении звука «Т» - кончик языка касается нижних зубов, тело языка прижимается к верхним, зубы чуть-чуть разведены. При произнесении «Ц» зубы слегка сжимаются. Проверить правильное произношение можно словом «отца» - его нельзя смешивать с «отса».
  3. Звук «Ч» - касаемся СЕРЕДИНЫ альвеол, язык касается зубов, он широкий. При произнесении «Ч» кончик языка находится наверху, «Т» - внизу.
  4. Звук «Х» - постановка идет через «Х’». Произносим поочередно твердый и мягкий вариант - Х-Х’-Х-Х’… Язык поочередно становится широким и узким. Для всех мягких звуков язык касается зубов.
  5. Звук «Р» - можно использовать звук-помощник «З», так как при его произнесении ощущается легкая вибрация на кончике языка. Или использовать сочетание «ЖР», так как «Ж» похож на «Р» по месту образования.
  6. Звук «Ы» - при произношении «И»  кончик языка опущен вниз, сам язык поднят вверх. Отодвигаем язык назад, при этом кончик можно поднять (чтобы язык ушел назад). Сочетания «КЫ», «ГЫ» также продуктивны.
  7. Звук «У» - губы вытянуты вперед и округлены, язык перемещен назад, он узкий (у французов язык перемещен вперед, в результате чего получается «УЮ»). При произнесении «О» язык также перемещен назад, но не так далеко, как при «У», губы шире, круг больше.
  8. Постановка мягкости - в каждом мягком звуке есть призвук «И». При произношении мягкого звука средняя часть языка поднимается вверх к твердому нёбу. Главное при постановке мягких  - разграничивать сочетания вроде  «ТИ», «ТЯ»,  «ТЬЯ», чтобы в дальнейшем студенты не произносили «СЪЕЛ» как «СЕЛ». Задача - поставить «j». Кончик языка выдвинут вперед и направлен вниз, края тела языка прижаты к боковым зубам и ощущают его.
  9. Если возникают проблемы с глухостью-звонкость с парах вроде «С»-«З», «Ш»-«Ж», «В»-«Ф» можно проконтролировать себя, положив руку на гортань. При произношении звонких звуков рука ощущает вибрацию. Поочередно включаем-выключаем голос: с-з-с-з-с-з…
  10. При трудностях со звонкими звуками также можно использовать сонорные как помощники, например «МБ» (или «БМ», в зависимости от языка) - МБА-БА. Для немецкого языка - между гласными: АМБАР.


КОММЕНТАРИИ: Не стоит отчаиваться, если не все звуки получается произнести сразу - дайте студентам время. Особенно трудно даются звуки «Ы», «Р» и любые мягкие.

Хорошо запомнить буквы и отработать звуки в первом уроке поможет чтение слов. Для этой цели идеально подходят интернациональный слова, такие как: журнал, ваза, менеджер, организация, статус и др. Студентам будет приятно читать и понимать читаемое. Это также поможет развеять миф о русском языке как невообразимо трудном для изучения. Кстати, на мой взгляд, в учебнике Эсмантовой «5 элементов» предложены идеальные упражнениятакими словами.

Для первого урока это, пожалуй, все. Домашнее задание - артикуляционная гимнастика и чтение алфавита.

урок, рки

Previous post Next post
Up