Мэри Роуч "Кадавр. Как тело после смерти служит науке" - 2

Dec 15, 2011 00:37

4. Четвертая глава называется "Мертвец за рулем". Понятно, что речь здесь пойдет об использовании трупов в разного рода краш-тестах. "Многие, наверное, считают, что при проведении краш-тестов труп сажают на переднее сиденье настоящего автомобиля, однако управление автомобилем не относится к числу тех дел, которые мертвые умеют делать хорошо. Обычно труп либо бросают с высоты, либо оставляют сидеть и направляют на него контролируемую сдавливающую силу". Это сдавливающей силой обычно бывает воздух.

"В последние годы животных стали использовать в краш-тестах только в тех случаях, когда необходимо было иметь функционирующие органы, которых у мертвецов нет". Также животные используются в краш-тестах вместо маленьких детей.

5. Тела пассажиров потерпевшего крушения самолета также исследуются для того, чтобы определить, что произошло в самолете непосредственно до катастрофы.

Кстати, многие думают, что могут выжить, выпрыгнув из падающего самолета в воду. Однако это иллюзия - вход в воду с большой высоты мало чем отличается от прыжка на асфальт. При ударе о воду тело резко останавливается, а внутренние органы продолжают движение, пока не ударятся о стенки тела. В этот момент, как правило, происходит разрыв аорты. Плюс при падении часто ломаются ребра, что затрудняет дыхание.

При падении самолетов у пассажиров велика вероятность выжить, если они сидят близко к аварийному выходу. Паника, которая царит в самолете, приводит к тому, что многих людей затаптывают с центре салона, пока они бегут к выходам, а также многие погибают от дыма в салоне, так как огонь очень быстро распространяется. Самолеты можно сделать более безопасными, если сделать много аварийных выходов, а также оборудовать самолет внутренними системами пожаротушения. Это точно спасет несколько десятков жизней в год. Однако это приведет к излишним расходам, а этого авиакомпании допустить никак не хотят.

6. "Мертвец в армии". Конструкторы пытаются изобрести такое оружие, которое бы ранило противника и лишало его боеспособности, но не убивало бы. Часто трупы используются, чтобы посмотреть, какого рода повреждения вызывают те или иные пули. Впрочем, тесты проводят не только и не столько на мертвых телах: "колено человека очень напоминает колено бурого медведя", "мозг человека больше всего похож на мозг шестимесячной коровы джерсейской породы", "бедро у человека фактически такое же, как у страуса эму".

Однако калечить животных не этично, а достать трупы для исследований тяжело. Поэтому для тестирования оружия используют баллистический желатин, отражающий среднюю плотность человеческой ткани. "Подобно другим продуктам на основе желатина, баллистический желатин изготавливают из обработанных фрагментов коровьих костей и "свежесрезанной" свиной шкуры". Что интересно, "желатин из коровьих костей и свиной кожи также входит в состав жевательного зефира и мармелада, начинки для шоколадных батончиков, лакрицы, конфет с лакрицей, карамели, энергетических напитков, масла, мороженого, капсул витаминов, суппозиториев, а также безвкусной беловатой оболочки на поверхности салями".

Еще одна интересная вещь, о которой можно узнать из этой главы, так это то, что после выстрела в человека последний падает сразу не от боли, а, скорее, от шока. То есть этот эффект больше психологический. При экспериментах на животных (например, выстрелах в бегущих быков) быки не падают сразу, так как просто не знают, что "должны" :) падать.

Главу номер 7 я пропущу, поскольку в ней идет речь об использовании трупов в моделировании распятия Христа на кресте, дабы убедиться в подлинности туринской плащаницы.

А вот глава 8 рассказывает не только о трупах с бьющимся сердцем, но мертвым мозгом (органы таких людей используют для пересадки), но и о похороненных заживо. Дело в том, что стетоскоп был изобретен только в середине 19 века, а до этого при определенном роде заболеваний (наркотическое опьянение, инсульт) биение сердца слышно не было. Чтобы убедиться в том, что человек действительно мертв, врачи использовали много разных трюков: "Кожу на подошвах ног отслаивали бритвой, под ногти засовывали иголки. Дули в уши из охотничьего рожка и издавали "отвратительные крики и ужасный шум". Один французский священник рекомендовал засовывать раскаленную кочергу в отверстие тела, которое Бондесон вежливо называет "задним проходом". Другой французский врач изобрел щипцы для оттягивания соска специально для реанимационных целей". Я молчу уж про  табачную клизму, заливание в рот теплой мочи и остро отточенный карандаш в носу :)

Сейчас мы определяем, что человек жив, если функционирует его головной мозг и сердце, раньше же ученые отдавали пальму первенства печени, а вообще сильно сомневались, где же живет самая суть человека: в большом пальце ноги или где-то еще.

9. Девятая глава посвящена гильотине. Безусловно, людей во все времена волновала одна проблема: если отрубить человеку голову, сможет ли эта голова что-то почувствовать, будучи отрубленной? Сможет ли она что-нибудь сказать? Или после отрубания головы сразу наступает смерть?

В общем, ответ на этот вопрос до сих пор не получен: по крайней мере, отрубленная голова ничего так и не рассказала.

А вот отрезать от одного тела голову и пришить ее к другому телу удалось. "В 1971 г. Уайту удалось невозможное. Он отрезал голову одной обезьяны и присоединил ее к основанию шеи второй обезглавленной обезьяны". "В конечном итоге, голова была отрезана от системы циркуляции в собственном теле".

Вот как описывает Уайт поведение обезьян после операции: "Каждая голова воспринимала внешние проявления. Глаза следили за перемещением людей и объектов, попадавших в их поле зрения. Головы оставались в достаточно недружелюбном настроении, что выражалось в том, что они кусались при оральной стимуляции".

"Когда Уайт поместил им в рот пищу, они ее пережевывали и пытались проглотить (что было злой шуткой, учитывая, что их пищеводы не были соединены с желудком)." Обезьяны жили от 6 часов до 3 дней.

В общем, эксперимент интересен тем, что раз получилось пришить голову обезьяны к телу другой обезьяны, возможно, то же можно сделать и с человеком. Вот только помимо проблемы финансирования, есть еще проблема того, кто захочет стать первым в этом эксперименте.

10. Почти гастрономическая глава. Открывает ее рецепт медового человека - популярного товара в 12 веке. "Медовый человек представлял собой мертвого человека, пропитанного медом".  Другое название - засахаренный человек. Единственное отличие - засахаренного человека не употребляли в пищу, а использовали как лекарство.

Как приготовить засахаренного человека? "В Аравии встречаются мужчины в возрасте от 70 до 80 лет, которые хотят отдать свое тело, чтобы спасти других. Такой человек не ест пищи, он только пьет мед и купается в меду. Через месяц он выделяет только мед (моча и экскременты состоят из меда) и вскоре умирает. Его помощник укладывает его в каменный гроб, заполненный медом, в котором он вымачивается. На гробу записывают месяц и год смерти. Через стол лет гроб открывают. Засахаренное тело используют для лечения сломанных и раненых конечностей. При принятии небольшого количества внутрь боли немедленно прекращаются". (рецепт конца 16 века в Китае)

"Люди глотали куски разложившихся человеческих трупов, чтобы лечить синяки! Аптекарь 17 века Иоганн Бехер, которого упоминает Вуттон, утверждал, что такие препараты "благотворно влияют на скопление газов" (если он имел в виду, что они являются их причиной, то я в этом не сомневаюсь). Вот другие примеры фармацевтических средств на основе человеческих тканей, которые вызывали больше проблем, чем могли разрешить: полоски кожи трупа, обернутые вокруг голени для предотвращения судорог, "старая жидкая плацента" для "успокоения пациентов, у которых волосы встают дыбом безо всякой причины", "светлый жидкий кал" при глистах ("запах заставляет насекомых выползти изо всех отверстий тела и прекратить раздражение"... Я не буду перечислять здесь все премудрости медицины, такие, как лекарство из человеческих и собачьих фекалий, рецепт приготовления человеческого мозга. Поистине счастье в неведении того, каким лекарством тебя лечат. Особенно, если лекарство - измельченный человеческие пенисы на спирту.

В 1928 г. советский хирург Шамов решил попробовать перелить кровь трупа живому человеку. Эксперимент удался, однако использование крови трупов для переливания (практиковалось в течение 28 лет) нигде, кроме СССР, не прижилось.

11. Последняя глава вполне логично посвящена способам ухода из этой жизни. Помимо традиционных похорон, автор рассматривает крематорий (и дороговизну этого метода), а также предлагает превращать людей в компост (используя щелочь для расщепления тела). Метод этот экономичен, гигиеничен, но психологически трудно принять тот факт, что человек после смерти станет удобрением.

Я не знаю, что буду делать со своим телом после смерти. Наверное, и правда самым логичным будет отдать его науке. Чтобы приносить пользу и после отхода в мир иной :)

книги, обзор, трупы

Previous post Next post
Up