Мэри Роуч "Кадавр. Как тело после смерти служит науке" - 1

Dec 11, 2011 15:59

Слава Богу, фотографий в сети как приложение к этой книге найти не удалось (хотя и не особо искалось). Читала эту книгу, гуляя по беговой дорожке, чем спровоцировала любопытство мужчины, шагающего по соседней дорожке: "А вам это по работе срочно прочитать надо?" - "Нет" - "А зачем вы тогда это читаете?" - "Интересно". Ну не мог понять человек, что интересного может быть в использовании человеческих тел после смерти.

В пользе трупов разбиралась Мэри Роуч: "Зачем просто лежать на спине, если можно сделать что-то интересное и новое, что-то полезное?"

1. Первая глава посвящена голове. Отделенной от тела.

Отрезают головы от тел обычные люди, пытаясь при этом представить, что эти головы сделаны из воска (это называется деперсонификация). Кстати, когда люди выбирают в магазине мясо, они предпочитают по той же самой причине покупать отдельные части туши животного - филе, бедро и т.п.

Отрезанные головы обматывают марлей, чтобы скрыть в них то, что было при жизни - человеческую индивидуальность. Далее на головах практикуются врачи. Например, Мэри Роуч посетила лабораторию, где пластические хирурги отрабатывали на коже лица трупов свои приемы. Это дает хирургам незаменимый опыт работы с настоящей тканью (в отличие от стран, где такая практика запрещена. Лично я бы не хотела, чтобы мой аппендикс вырезал врач, ни разу в жизни не практиковавшийся на живом теле).

Кстати, а знали ли вы такой "забавный" факт о трупах: "неиспользованная, скажем, для пересадки обожженным людям кожа может быть применена в косметических целях для разглаживания морщин или увеличения размеров пениса".

2. Вторая глава посвящена воровству тел. Поскольку мертвое тело - ресурс не бесконечный - мертвые тела можно было продать за большие деньги. По крайней мере, так поступали похитители тел в Лондоне в начале 19 века. Они выкапывали "свежие" тела из могил (сезон длился с октября по май) и продавали врачам.  Как говорил известный в то время английский хирург-анатом Эстли Купер: "Тот, кто не тренировался на мертвых, будет калечить живых".

Кстати, если труп оказывался слишком испорченным и не подходил для экспериментов, у него "выдергивали клыки и другие зубы и продавали их дантистам для изготовления зубных протезов".

Что же потом делали с использованными трупами? "Чтобы избежать распространения запахов от неглубоко зарытых останков, анатомы придумали несколько других интересных решений. По слухам, они находились в сговоре с содержателями лондонских зверинцев. Также считалось, что для уничтожения останков некоторые держали при себе стервятников. Хотя, если верить Берлиозу, воробьи тоже справлялись с этой задачей".

Легально использовать трупы для медицинской практики нельзя было еще очень долго. Именно в это время хорошо продавались средства защиты мертвых тел от похищения: "Стали использоваться железные решетки, названные сейфами для мертвых, которые устанавливали на бетонном основании над могилой или под землей вокруг гроба".

Конечно, имело место и убийство людей с целью продажи их тел и наживы (в основном удушение и отравление).

"В 1960-х гг. были проведены первые операции по пересадке сердца и принят законодательный акт об анатомических пожертвованиях".

3. Третья глава - самая "вкусная", если можно так выразиться. Здесь журналистка рассказывает о том, как исследуют разлагающиеся тела. Это делается, в частности, криминалистами, чтобы можно было определить время смерти трупа по реакциям, происходящим в его организме. Исследования проходят позади Университета Теннесси.

Экскурсия Мэри по холму позади Университета, где под наблюдением специалистов разлагаются трупы:

"Отличительным признаком первой стадии разложения является процесс, называемый автолизом, или саморазложением. Человеческие клетки содержат ферменты, расщепляющие различные молекулы, чтобы получать из них необходимые для организма вещества. Когда человек жив, эти ферменты находятся под контролем и не могут расщеплять стенки клеток организма. После смерти ферменты начинают действовать бесконтрольно и разрушать различные клеточные структуры, в оезультате чего содержимое клеток начинает вытекать".

"Служите моргов называют это по-другому, они говорят, что "кожа соскальзывает". Иногда отслаивается кожа со всей руки. У служителей моргов нет для этого специфического термина, а у криминалистов есть. Это называется "снятием перчатки".

"В пупке у мужчины видны крупинки риса. Но рис обычно не шевелится. Это не может быть рисом. И эо не рис. Это молодые мушки".

"Арпад объясняет, что мухи откладывают яйца в отверстия тела: глаза, рот, открытые раны, гениталии. В отличие от более взрослых и более крупных личинок, мелкие не могут получать питание через человеческую кожу. Я допускаю ошибку, спрашивая Арпада о том, во что эти личинки превращаются потом".

"Арпад подходит к левой ноге трупа. Она синеватая, а кожа на ней прозрачная. "Видите их под кожей? Они едят подкожный жир. Они любят жир". Я их вижу. Они находятся друг от друга на некотором расстоянии и медленно перемещаются".

"Вскоре бактерии распространяются повсюду. Мы переходим ко второму этапу процесса разложения - вздутию". Бактерии внутри тела расщепляют белки на аминокислоты, выделяя газ. "Разница в том, что пока мы живы, мы выделяем газы. У мертвых мышцы и сфинктеры не работают, и трупы не выделяют газы. Не могут. Поэтому газ накапливается, и живот раздувается. Я спрашиваю Арпада, почему газ  один прекрасный момент не выходит сам собой. Он объясняет, что тонкая кишка практически слипается, перекрывая выход. Или, возможно, "что-то" блокирует выход".

"Арпад останавливается и смотрит вниз: "Вот это вздутие". Перед нами человек с раздутым туловищем. По объему оно больше напоминает труп коровы. Паха не видно - всю эту область заполнили насекомые, как будто на теле что-то надето.
Также скрыто и лицо. Личинки на две недели старше тех, что мы видели у подножия холма, и гораздо крупнее. Там их можно было сравнить с крупинками сухого риса, а здесь они больше похожи на вареный. Они ведут себя как слипшийся рис: единая влажная масса. Если подойти к трупу на расстояние одного или двух метров... можно услышать, как они едят".

"Вздутие продолжается до тех пор, пока что-нибудь не лопается. Обычно это бывает кишечник".

Последние стадии - гниение и распад. "Помните фразу злой волшебницы... в фильме "Волшебник из страны Оз": "Я плавлюсь!" Гниение - это замедленная версия такого плавления. Женщина лежит в луже из самой себя. Ее торс осел, органов нет - они вытекли на землю вокруг нее".

После осмотра этого места Роуч приезжает в морг посмотреть на процесс бальзамирования. Тело готовят должным образом: вместо глаз под веки подкладывают ватный тампон, лицо бреют, тело моют, челюсти сшивают (чтобы рот случайно не открылся) и т.п. Мэри Роуч спрашивает работника морга, как его работа повлияла на его сексуальные связи. Мне понравился ответ: "Я маленького роста, я худой, я небогатый. Я бы сказал, что моя работа стоит на четвертом месте в списке факторов, ограничивающих мою эффективность в поисках партнерши".

После омовения в артерию вставляют насос, и все тело наполнятся жидкостью для бальзамирования. Все морщины разглаживаются, тело выглядит молодо. Но этого хватает только на время похорон. Дальше природа берет свое.

В общем, как бы вы ни поступили со своим телом после смерти - завещание его для экспериментов или на органы или кремация, пожалуй, выглядят более привлекательно, чем традиционные похороны.

книги, обзор, трупы

Previous post Next post
Up