Третий слой - интродукция губной фонемы W. Фонема W имеет яркую губную окраску и, на мой взгляд, наиболее вероятно могла быть порождена развитием из губного веляра Xw, а потому её интродукция в язык могла осуществляться заменой Xw на W в уже установившихся корнях с развитием их сем в нужную, возможно - ярко губную, отрасль. Другим источником W могло быть дефективное произношение R в виде, близком к W или Y. Возможно, по причине дефективного образования из R, фонемы W и Y взаимно подменяют друг друга в языках многих кланов (особенно в семитских языках).
Само губное происхождение намекает на возможность доминирования «очковых» (устных = губных) сем, по сравнению с веточными (ветошными = устаревающими). Посмотрим, так ли это для корней третьего слоя ностратического праязыка.
#13. XwW [Хо(у)В)], №171 (в БЯА)
ХОВа ≈ ХОВОд: холод, метель, холодный ветер > одежда, одеваться, обуваться = ХОВо > морозно, мёрзнущий, силиться > купол, укрытие
Изначально, в тёплых краях, ощущение холода и происхождение его корня могло произойти из-за намокания - до посинения губ или даже герпеса, но и упрятывание в оке пещеры на время ночного похолодания и ночных страхов не следует сбрасывать со счетов:
XwX «промокнуть» > XwR «хворь» > XwW «холод» ~ XyW «возвращаться домой»
С учетом табу на сдвоение архаичных фонем образование XwW из XwXw невозможно, поэтому очевиден дефективный источник W, по крайней мере, в корнях с Xw. Указанием на переход XwR > XwW, как возможный источник этого корня, служат: «одежда» у Шиллок or, «холод» у Вано nggore, у семитов *qr и эскимосов qura, а также близкий к ним дравидийский «холод» *KÅr; *gir, *kir. Эскимосский «холод» qura интересен в совокупности с порожденным корнем одежды XwW (akuvǝ). Отметим, что возможно именно сема «холод» определила часть сем корня K(w)R < X(w)R как «ночной, тёмный, чёрный»
#14. WXw [ВоХо(у)] , №146
ВАВА (wound), УВЕЧЬЕ: рана, ранить, вонзать, пронзить, разить, пораниться 2) кровь, кровеносный > разъяриться, израненный, настороже > УВечье
Любая колотая рана (вава) - это око.
XXw «срубать ветку» > RXw «срубить/сломить ветку/ сук для вырывания корней» > WXw «вава - укол - рана».
На R, как дефективный источник W в корне WXw с семой «укола-раны», указывают «ранить (животное)» rap < RXw у Динки, «рана» je-raha < ..RXw в Суахили и «поразить» a rka < RX(w) у Айну. Закóленный и закалённый кол появляется при помешивании веткой углей костра - см. в слое Y корень YXw ~ WXw.
#15. XyW [Хи(е)В], №163
«ХiВ» > ХИБ-ара: возвращаться домой, убежище, жильё, укрытие от непогоды, уютный > в селитьбу > клеить (остаться) *čabАл < KyB* < XyW
Тут, кстати, о Киеве, который по сути - дом, убежище.
XyX(w) «огонь» > XyR «случайное высекание огня» > XwW «хов - холод» ~ XyW «хованье в укрытии»
XwX «промокнуть» > XwR «хворь» > XwW «холод» ~ XyW «возвращаться домой»
Корень «холода» XwW (собственно поэтому и нужно ховаться в укрытии) можно произнести и как XyW, что собственно до сих пор происходит в близкородственных славянских диалектах: хiв = хов. «Хижина» eri Шиллук и протосемитская «ноша» *ʕib; *kirāʔ указывают на ещё один возможный дефективный источник корня XyW < XyR. Ещё проще «ошибиться» до XyW из корней XXw («топор-рубить») и XyXw («хайва»).
#16. WXy [ВХи(е)], №143
«ВЕХи > ВЕТКИ, ВОЗ, ВЕШКИ, отмечающие путь [way, vie, via], который может ветвиться»: (пере)-возить, (пере)таскивать, (пере)во-лакивать, (пере)водить, (пере)езжать > везти, перекочевье, заготовительный, семейно > ветка-волокуша, рассвет, ...
Тут очевидно веточное (мужское) происхождение, а не оковое (женское).
XXy «жизн. сила» > RXy «ставить вешки, считать» > WXy «вехь, воз - волочение волокуши по дороге»
Когда мужчины идут в авангарде и постоянно отрываются, иногда теряясь безвозвратно, появляется необходимость оставления знака. Здесь очевиден самый первый ЗНАК человека - ветка-вешка, которую потом будут загибать (см. GyN). Сломленная с дерева «ветвь», таким образом, является самой первой «вещью» человека в виде «волокуши» WXy и «кола» WXw, а также и первым дорожным знаком «вешкой». К правещам этого слоя примыкает и самая первая вещь из духовной сферы - WX, порождающая очень материальные вещи в виде «сыновей» Динки - wɛ̈ɛ̈t (ветки) < WXy. Отметим, что у Динки указан путь образования этого корня из «отделения ветви» WXy: «оторвать / отрезать ветку с дерева» wak < WX.
#17. WX [ВХа], №141
WaKy > vahina, vagina > «ОКО» > ВИЖь (ведать - «изведать»), ИГО = ярмо: влагалище, врозь, разжимать > разделение, вагинальный > 2) отдалившийся на расстояние, звать, призывать; отделенный
Происхождение может быть напрямую от пракорня XwX, а может быть и от корня RX («развилка реки»):
XwX «вода, родильные воды» > (RX* “Ра, река как источник воды и пищи” >) WX «родовые воды из влагалища, роды» ≤ ≥ WXy, WXw «ветки, вешки» > WX «раздвигать ветки-ноги»
Изначально WX - это не только влагалище, но и промежность вообще, в т.ч. и мужская (см. дополнительно, например, корни XN, XwY,…) и промежность реки (притока), т.е. то, что открывается при раздвигании ног-ляжек. Отмечу, что из WX «вбок» идёт и наш (а также папуасский) «бок». «Вавилонская башня» по поводу «бока» даёт следующую сентенцию: « Ср. алт. *biūka 'бок, бедро', и.-e. (слав. *bokъ etc.) < *bVq̇wV. Сходные основы имеются и в СК языках (ср. *büg_a 'бок, поясница', NCED 314; *bŏnq̇_ō 'спина', NCED 310; Климов 1969, 289 сближает ПАК *baq:ʷǝ 'место между бедрами, промежуток' - что сомнительно, поскольку адыгская форма (с историческим префиксом) соответствует ПВК *=Hĭq̇wǝ 'поясница, середина', см. NCED 577-578), так что не исключено субстратное взаимодействие». - На наш взгляд, Климов сближал верно, потому что «бок» и «середина» - это две разные вещи, а вот если «раздвинуть ляжки вбок», то и получим = откроем «середину = промежность». Далее комментарий «ВБ» приближается к корню WX, но так и не доходит до конца: «Возможно, экспрессивный вариант того же корня, который налицо в сван. puṭu "дыра"; ср. далее алт. *p`ut`e 'дыра', урал. *putV 'rectum' < ностр. *ṗu[ṭ]V (МССНЯ 340). Сходный корень налицо и в ПВК *pūṭi / *būṭi'(женские) гениталии».
Название арабской «двери, входа» ba-b < BX < WX (например, пролив Bab-al-Mandab, через который мог произойти Выход-из-Африки) заставляет усомниться в этимологии «бабы» по Андрееву из BX = бух-теть. Скорее всего, этимология «бабы» первичная, т.е. из бореального смысла корня WX > MX > BX.
WX - очень древний пракорень, который (при желании) можно найти в языках самых ранних ответвлений человеческого древа:
1) P-Koisan: девств. плева *bō < BXw < WX(w); дыра *!hwe < XW; место *wā, там *waʔ, яма, углубление !wâ; широкий, просторный *!waka; [vulva] ts'oṅko < TN < XyN; ступка *kunu < KwN < XwXy
2) p-Nilotic: [vagina, vulva] mur < MwR < WR < WX; распростертый wät < WT < WXy; разделять, разводить puɔk, puk < PwK < WX; домогаться wai; кислость, прокиснуть wac; подмываться, ритуальное подмывание wak; [mouth of vagina] a-lu-at < LW; нос wum < WM*; запах, вонь wɔu
3) Suahili: [vagina] uke ВиР: корень, укрытый, прятать, оберегать, защищать > найдено, выдергивать, пень > самец (с дубиной) *wīroПИЕ , *orАл, *wɨraУр > осина *werǝ-nāПИЕ
Происхождение корня самца с дубиной (вира) выглядит исключительно женским, оковым - от их детородного органа в т.ч.:
XwX «водная растительность» > XwR «росток» > WR «съедобный корень > дубина > вир = мужчина - воин, охотник» - см. картвел. «самец» *xwir
XwX > WX «волосатость вульвы» > WR «волосистая голова корня, оставляющего яму (часто с водой) после вырывания» > WL «волос(ы)»
Обратим внимание на пласт Динки «водоем» wär < WR < XwX; «вращение(м)» weer < WR с корнем WR, указывающий на источник «бурения» «скважины» (ностратический корень «бурения» по Иллич-Свитычу BwR), т.е. на «нахождение воды при вырывании корня» - вещь знакомaя нам по жизни современных бушменов.
#20. XW [Х(а)В(о)], №160
> ХАВ > ХВОП > хЛоп (холоп): пришлец, чужой человек, посторонний, отчуждённый, иной > работать, помогающий (раб), трудолюбивый, создавать > оставленный в племени, стараться, сделанное надолго
XwX «водная растительность» > XwR «отросток» > XwY «хвй(евый)» ~ XwW > XW «хав - чужой, раб, работать» > XwP «хлопоты - раб, работа(ть)»
или
XwX «вода» > XwR > XR «хороший» > XW «чужой = плохой»
Кроме окового (женского) происхождения также возможен мужской вариант - через дефективное произношение Y в XY ("он = враг"):
XXy «жизненная сила» > XY «кидаться на врага, боевая ярость» ≥ XW «хав = чужой, раб, холоп»
Хав, холоп - раб, т.е. чужой, оставляемый в роду для выполнения работы и на случай голода («ходячая консерва»). Рабство - понятие очень древнее, запечатленное также в корнях XL и XwP.
Ну, а после этого, третьего, слоя был слой интродукции носовой консонанты N, описанный мной тут
https://cts3402.livejournal.com/412818.html .