Банковский сервис в России

Jun 24, 2016 05:49

Давно хотел рассказать об особенностях банковском сервисе в России и (куда ж без этого) его сравнении с сервисом знакомых мне украинских банков. Несмотря на то, что общее, конечно, тоже есть, отличий оказалось довольно много.

Начнём с того, что самих банков в целом больше. Так мне показалось. Поначалу это слегка дезориентирует, особенно когда встречаешь какую-нибудь экзотику типа КивиБанка или Военно-Промышленного банка (дяденьки, я ничего, мне бы вот сто долларов поменять только :).

Ещё поначалу кажется, что очень мало банкоматов. Но это только кажется :). Банкоматов довольно много, просто они сильно сконцентрированы на станциях метро :). А вот если просто идти по городу и искать банкомат - тут да, можно довольно много пройти, пока найдёшь. А вот чего и правда меньше, так это отделений. Если нужно отделение конкретного банка, то, скорее всего, придётся проехать пару остановок на метро, а вот так, чтобы в шаговой доступности - бывает, но реже, чем на Украине. Тут у меня несколько объяснений: 1) более дорогая аренда; 2) больше самих банков, так что вероятность иметь под боком именно тот, что надо, снижается; 3) перевод многих операций в онлайн (в этом плане тут банки более продвинуты, чем на Украине). К тому же часто используется схема "менеджер к вам подъедет", так что в отделение идти (точнее, ехать :) уже не обязательно.

Сами банки намного больше ориентированы на работу в рублях. Валютные операции и вклады вроде и есть, но особой популярностью, похоже, не пользуются. Ну и так, для примера: процентные ставки по вкладам в рублях - 6-8%, в долларах и евро - 0.1-0.5%. Тут поневоле задумаешься :).

При этом свободы валютных операций намного больше. И я говорю даже не о покупке и продаже любого количества валюты, но и о таких вещах, как, например, отсутствие обязательной продажи валютной выручки, а также свободный перевод валюты со счёта ЧП на карту физлица и снятия с этой карты долларов прямо в банкомате. Айтишники меня поймут :)

Ещё одно отличие - другая модель монетизации. Если у украинских банков это "впихнуть клиенту бесплатную карту и брать потом комиссии на любой чих", то в России это больше похоже на месячную абонплату за сервис, а большинство операций бесплатно. Абонплата на фоне украинских банков поначалу слегка шокирует (это рублей 100-200 в месяц, т.е. 40-80 грн), но когда я прикинул, сколько у меня в месяц уходило на всякие комиссии, то оказалось всё уже не так однозначно и как бы даже и не дороже :).

Роль "банка по умолчанию" вместо Привата выполняет Сбербанк. Банкоматы и платёжные терминалы Сбера весьма популярны и часто, особенно в терминалы, уже кто-то перед тобой стоит и что-то вводит :). Во многом это связано с тем, что через терминалы Сбера можно оплачивать любые государственные платежи без комиссий. Кажется, и коммуналку тоже, но зуб не дам :).

Сбер в целом ругают, и по сервису, как это ни парадоксально, он уступает своей украинской версии (которая "Сбербанк России"). Если же сравнивать с ПБ, то, наверное, плюс-минус то на то. Разве что меню в банкоматах получше и меньше нужно нажатий для типичных операций. Зато мне вот, как иностранцу, нужно было платить с терминале Сбера специальный ежемесячный налоговый платёж, и в плане интерфейса это было нечто! Если я правильно помню, для ввода платёжки требовалось заполнить 38, что ли, полей, некоторые из которых были весьма не тривиальны. Вот, например, моё любимое поле "тип платежа". Варианты: "0", "ТП", "ЗД", "ТР", "РС", "ОТ", "РТ, "ВУ", "ПР", "АП", "АР". Пояснений нет, угадайте нужное :). Причём это ж налоговая и миграционная служба: не так заполнишь и шутки плохи :(. Справедливости ради, эти поля придумал не Сбер, и, опять же справедливости ради, Сбер за прошедшие 8 месяцев несколько раз переделывал интерфейс платёжки в сторону упрощения, так что сейчас полей около десятка и ответы обычно очевидны. Но осадочек, как говорится, остался :).

С другой стороны, есть и хорошее, и даже очень хорошее. Например, новое для меня явление - банки, существующие исключительно онлайн (и у меня карта одного из них - банка Тиньков). У Тинькова вообще нет ни своих отделений, ни даже банкоматов. Казалось бы, чем же это хорошо и как же быть, если надо подойти в отделение (ну, например, для выдачи карты)? Оказалось, что все вопросы могут быть решены и так: для выдачи карты приезжает менеджер в указанное мною место и время (ко мне, например, в 21:30 приезжал). Ну, всякие там платежи и т.п. - понятное дело, онлайн. Снять деньги с карты - в любом банкомате любого банка мира (!), причём без комиссий. Положить деньги на карту можно в платёжных терминалах и салонах мобильной связи. Ну и да, чем это хорошо: у банка меньше накладных расходов и он предоставляет намного более выгодные условия, чем обычные банки. В результате, например, моя карта на кешбеке и процентах на остаток даёт примерно в 8-10 раз больше денег, чем стоимость её месячного обслуживания. При этом уровень сервиса - высочайший. Серьёзно! Саппорт не пытается отмахиваться, соблюдать нормативы или какие-то процедуры по обслуживанию, говорить заученные фразы, а реально пытается помочь решить проблему максимально быстро. Ну как если бы я, например, обратился к знакомому директору филиала банка - вот примерно такое ощущение. У человека есть полномочия и есть желание тебе помочь, так что он это просто делает. И, кстати, если дело происходит в чате и вопрос передаётся другому специалисту саппорта - он, вы не поверите, ЧИТАЕТ то, что я написал раньше для другого специалиста. И если сессия вылогинилась, но в чате я что-то писал, то при обратном логине всё написанное сохраняется. И ещё куча подобных - возможно, небольших, но очень приятных мелочей.

А минусов у этого банка только два: 1) он в основном рублёвый, с валютой всё как-то сильно сложнее, и 2) после него сервис в любом другом банке кажется ужасным :).

Вот такой получился обзор :). Если интересны какие-то конкретные нюансы, пишите, постараюсь ответить и/или узнать :)

Питер, банки, экономика, интересное

Previous post Next post
Up