ГП РФ спустя два года после гибели "Булгарии" нашла массу нарушенийКомиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: 1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:
с неисправностями судовых механизмов (на судне с 08 июля 2011 г. не работал левый главный дизель-генератор);
с повреждениями корпуса (наличие четырёх отверстий)[24];.
при силе ветра более 7 баллов (13,5 - 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». Сила ветра на момент аварии составляла - 20 м/сек. (очень крепкий ветер, шторм) с порывами, достигающими ещё больших величин;
2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:
в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судном. Маневр поворота влево был осуществлён без учёта: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт; дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево; дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;
в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).
Я не хочу останавливаться подробно на роли эксперта Росречрегистра Якова Ивашова, с чьей лёгкой руки один из старейших ветеранов Речфлота был признан пригодным для эксплуатации. Как и роли прочих чиновников речрегистра. И уж тем более, роли и морального облика капитанов судов, проследовавших мимо гибнущих людей. С этим разбирается суд. Не хочу обсуждать разгильдяйство и элементарную некомпетентность экипажа "Булгарии", как и непонятную и совершенно необъяснимую судоводительскую небрежность погибшего капитана "Булгарии" Александра Островского. Мне же хотелось сказать о другом.
Лет около 25 назад будучи молодых, лихим и дерзким, я как-то по просьбе своей многочисленной родни прокатил кучу своих племянников и племянниц на ЯЛ-6 под парусом. Погода стояла исключительно ясная. Слабенький ветерок, практически никакого волнения, и всего-то метров 300 вдоль берега на удалении метров 50... И, слава богу, что всё прошло благополучно, а детвора была счастлива безмерно. Но!... Из детей, почти никто ещё не ходил в школу... Управлялся я один... На смене курса, чтобы не крутить лишнего носом, заложил фордевинд (кто в теме, поймёт меня). И, слава богу, не случилось ни единого порыва ветра, столь нередких в наших степях, особенно во время выполнения поворота...
С годами, особенно после крушения "Булгарии", пришло понимание всей безрассудности того поступка. Особенно, зная, что и
со взрослыми бывает всякое. Не хотелось валить всё скопом в одну кучу, но мне кажется, корень всех громких трагедий на транспорте лежит примерно в той же плоскости - извечного русского "авось". Кто из нас не ездил на автомобиле с той или иной неисправностью? С неработающим стояночным тормозом, едва ли не каждый второй. Сначала хотел написать "все". Но, вспомнил, что есть на свете женщины. К счастью, эти прекрасные существа в силу меньшей технической подкованности и более ответственны.
Думаю, можно сколько угодно вводить запретительно-карательные меры. Можно усиливать степень уголовных наказаний. Делать всё что угодно. Но, пока эти самые запретительные барьеры не станут, даже не убеждённостью, а знанием и верой в недопустимость "авось", в обязательное закономерное наказание за само допущение применения такого подхода, у нас так и будут тонуть теплоходы, падать самолёты, рушиться дома и гибнуть люди... А кричащим о недостатке государственного надзора в условиях рынка. Об алчности капитала, в ущерб жизни людей, хочу напомнить, что в СССР потонул не только "Адмирал Нахимов". Не только падали самолёты, как например с погибшей разом футбольной командой "Пахтакор". Но, если кому особенно интересно, был просто Чернобыль... И не было никакого капитала, никаких олигархов, никакой невидимой руки рынка, которая заносит по чиновничьим кабинетам...
Но, было русское "авось".