Воронеж- Алдан. Шесть дней покоя.
20 февраля, я в очередной раз отправился в дальние края. Периодически я так делаю с высокой целью-заработать на дальнейшее продолжение жизни. Отчего именно в дальние края? Да от того, что я по профессии геолог. Уже много лет при возможности выбора, всегда предпочитаю путешествие по железной дороге.
В этот раз мой путь лежал
в Алдан. Это Якутия. До сих пор мне приходилось неоднократно доезжать лишь до Тынды, да и железная дорога в Якутии постепенно строится. Когда я начинал свои труды, ее в Алдане еще не было. Уже много лет я смотрю на одни и те же места, что пробегают за окном вагона, и замечаю перемены. Это как жизнь. Только уютно, тепло, и никто не пристает с сиюминутными проблемами. Люблю такую дорогу. Пять - шесть суток в вагоне. Никто не в силах потревожить. Ответ " я в поезде" успокаивает русского человека словно сообщение о недоступности абонента.
Даже еще лучше.
Те, кто едет всего лишь ночь, день и выходят- мелькают, не оставляют после себя ничего, кроме случайных фраз...Потому, что поезда не обрастают отношениями, судьбами, смыслами, каждый раз все по - новому, даже для проводников. Пять - шесть суток на колесах, вполне себе норма.
В целом состав состоит из новых вагонов. В таких ездить здорово, даже в плацкарте. Биотуалеты, что немаловажно, поверьте, и электрические розетки. Что тоже играет роль, читать ведь надо в пути, а бумажные книги давно уже не в ходу-тяжело, пол рюкзака. Электрокнижка куда как удобнее. Но наши два вагона, те, что до Томмота, они древние. Последние выпущенные в ГДР. Бежевые. Когда-то, в восьмидесятые, попасть в такие считалось удачей. Но нынче, поездка в них... представьте, что у вас забрали ваш иностранный автомобиль, и вы пересели на Москвич 412. Вроде все в норме, но некомфортно. Так и тут. Сразу скажу, что комфорт очень так себе, в нашем краю вагона жарко, в стороне проводников холодно, вентиляция никакая, но спасали окна. Да-да. Именно открывали окна. Говорю же, все как в старину. Три розетки по 120 вольт в коридоре сразу обвесились проводами переносок. Розетки пыхтели иногда длинными, медленными искрами, но работали.
Тут же же родилась легенда о том, что такие вагоны лучше переносят мороз, А Томмот "севернее всего". На том и успокоились. Попутчики весьма специфичные. Конец февраля, начинали заезд старатели. Поезд идет через всю Сибирь в Якутию. И самое важное-проезжает Таксимо, а это ближайшая станция к Бодайбо. Подавляющему большинству именно туда. Девяносто процентов пассажиров состава - старатели. Разговоры возвращают во времена, когда я работал геологом в артели. Вахтовки, , промприборы, КТУ, вскрыша, промприбор, и горькие сожаления о прежних временах. Абсолютно отличимые люди. Давно не ездил на этом поезде.
Все по-прежнему.
Ощущение, что вот сейчас состав остановится в тайге, к нему подведут коммуникации и начнем мыть металл. Пьют истово. Из последних сил. Но конфликтов не было особо. Тьфу, тьфу, тьфу... В моем купе двое, водители. Прекрасно представляют себе что их ожидает. И я представляю. Тяжелая работа. На грани, когда сон и явь меняются местами под холодной темнотой неба. Выпивают благообразно. Литру и спать. У них с собой самогон на меду. Обычная история " у меня дед гнал, пил такую...до 96 лет дожил, своя пасека, на меду ставил...до 106 лет..." . Кстати, дед из рассказа еще сутки назад умирал в 90.
Один из попутчиков, Серёга, каждые два часа, вне зависимости от обстоятельств, поднимается и пьет кружку кофе "три в одном". Такое впечатление, что во сне. Чем не метод борьбы против заболевания "лунатизм" подумалось, и тут же улетело в белые снеги.
Кстати о сервисе, вагон последний, в тамбуре курят довольно спокойно.
Из разговоров в коридоре:
--- стенка, фигенка, работаю, пашу, бабки есть...заработал. Я природу люблю и чтобы в ресторане на белой скатерти в бокал коньяк халдей наливал ...а бабы это всегда, вот я в Сочи
--- тапок
--- что тапок?
---ты в сортире тапок потерял, в одном стоишь.
--- во, глядь, нога мокрая...
- лайфхак? Это что?
- умение мастерски снимать с женщин лифчики с целью потешить свою похоть. Видишь как на русском долго?
- да, удобное слово...
После Таксимо поезд шел практически пустой. Да и те кто остался, вы не поверите, на 90 процентов старатели.
О попутчиках в целом все. Могу только добавить, что дорога обратно, осенью, по окончании сезона, гораздо веселее, но и опаснее.
Теперь о стране. Она у нас Огромная. И народ огромный. Тут говорят люди, мол "глубинный", не глубинный он, и не голубиный даже, он длинный, большой.
Конечно же нет смысла описывать каждую станцию, и все деревья, дома и облака, что попадались мне на пути, но кое-что приметное, интересное, непременно опишу. Что можно увидеть в поезде и из него.всю дорогу никак не вместить в статью. Поэтому - простите, но предельно коротко с предельно возможным количеством фото.
Итак-поехали...
Дорогу от Воронежа до Москвы и упоминать-то смешно, легкая разминка, а не дорога. Это когда-то и представить себе не мог путь дольше ночи. (Вот от Москвы до Воронежа дольше. Потому, что домой. ) Рейс, практически коммерческий. В принципе, при известной доле фантазии, я мог бы описать его так:
"Едва отъехали, а уже Липецк. Народ грузится. Мешки с продуктами, крики, цигарки. Чекисты на перроне кого-то скрутили и повели. Некоторые с мешками устремились на крышу
Набрал кипятку на вокзале и сменял на зеркальце сахарину. Сижу, прихлёбываю. ".
Площадь трех вокзалов тоже не очень-то и изменилась. И Казанский. Казанский и Ярославский вокзалы крепко увязаны в сознании с дальней дорогой. Давно и напрочь
Друзья, проводы, и 76 поезд Москва- Тында. Нынче Москва- Нерюнгри. Вагон до Томмота.
Европейская часть России промелькнула незаметно. Только и вспомнилось в Арзамасе " Время, брат, идет веселое", да в Красноуфимске рассказанная некогда мне в этом же поезде, но несколько лет тому назад, история про то как убили парня из-за фотоаппарата.
Плоская западная Сибирь встретила Тюменью. Еда в пути, отдельная тема.
Скажу сразу. Если государство не расправится с вагонами-ресторанами, они станут причиной беспорядков. Для это вообще ездит по жд? При любых беспорядках обещаю забивать их ногами, но по закону, строго по закону. Желаю их детям жрать тоже, чем они кормят, и, главное, по той же цене, всю жизнь. Из этой ремарки вам наверняка стало понятным мое отношение к юдоли разврата на колесах. В целом же, на всем пути еда из киосков втридорога. Именно в три. Есть один магазин в Иланской, где цены обычные, на перроне, да еще отчаянные продавцы жареной рыбы в Барабинске. В других местах-увы, ничего уже не купить. Приходится бегать в город, за ЖД станцию. С горя я ввел индекс Доширака-стоимость упаковки лапши на разных станциях. В Тюмени он самый высокий. Сто рублей за пачку. В целом же, если судить по ценам, страна растоптана санкциями, а Тюмень в блокаде.
Омск. Именно тут Колчак сказал своё знаменитое " велика Россия, а наступать некуда"...именно через этот город провозили Троцкого, Блюхера и Шелепова. 1711 год, написано на Стелле. И я верю, верю надписи, как и всем надписям, что мелькают теперь в окне. Как меняются времена. Не на слуху нынче ни омское пиво, ни фамилия нынешнего правителя омского. Надо бы чехословаков, да какие теперь чехословаки? Нежить, одно слово.
Прохладно, пиво и напитки явно контрабандные. Колчака в городе нет, ушел на восток по Транссибу. Безвластие и неуверенность. Особенно в среде купечества и актерок. Нашел на перроне серебряные ложечки. Отдал цыганам. Те пели и гадали. Все по-разному, но прочили исключительно хорошее. Верю. Индекс доширака - 70.
Барабинск.
Не устану возносить хвалу Барабинским обывателям, многие годы прорывающих продовольственную блокаду РЖД. Единственное место на дороге, где можно купить поесть.
Последний оплот вольной торговли. Индекс доширака вообще неинтересен. Огромные сладкие караси и оладьи из икры. Никогда не пропускаю эту станцию. А если РЖД при помощи МВД проводит силовую операцию против вкусных карасей, мне в город выйти нетрудно.
Новосибирск. Региональный аналог Москвы. Доширака индекс подрос по сравнению с Омском на 10 пунктов, зато индекс минивыпечки взлетел до 150. Ну и шоколадки щедрых душ тоже 150, например рублей. Место Силы. Пункт перевалки огромного количества паломников из средней Азии. Серым потоком идут они на восток делясь на все более мелкие ручейки и теряясь в зеленом море тайги. Теряясь порою и навсегда.
Красноярск. Та же, что и в прошлом году заспанная продавщица с зелено-красными волосами на голове, в том же ларьке. Тот же абаканский лимонад. Тот же вокзал, та же планета. Нет пределов красоте замершего мгновенья.
К универсиаде ужесточили проверки на вокзале. Сосед едва не отстал от поезда из любви к пиву. Хорошего нового дня. Монету в Реку бросил. Всегда так делаю.
Тайшет. Станция, которую не объехать. Дальше начинается БАМ. Помню как удивился увидев первую станцию Магистрали, Звездную. Она из армянского туфа.
БАМ. Долго-долго рассказывать можно. Магистраль давно разделили меж другими дорогами. Жизнь буквально теплится вдоль нитки путей. Но до чего же красивые станции и городки. Вся страна строила. Очень даже смогли. И в целом не воспринимается этот регион как куски разных областей. Выглядит единым.
Северобайкальск. Около 7 мороза. Индекс доширака почти в норме 60, не Тюмень. Омуль среднего размера, малосольной 100 за хвост у вокзала. В том году на Транссибе , на южной оконечности Байкала, предлагали за 350. Туризм там, понимаете ли. Сходил на рынок местный. Размялся.
Северная оконечность озера Байкал как на ладони. В прежние времена успевали даже окунуться, если летом ехали. Дорога идет вдоль Озера. Часто тоннели.
Скоро Северомуйский тоннель. . Самый длинный. Около двадцати минут едем. Или дольше даже. Старатели пытаются петь
Таксимо. Тут все кто на Бодайбо сошли. Две трети поезда. Людно на перроне, как в Москве. А в вагоне пусто.
Двое суток в пустом купе еще.
Все станции на БАМе строили какие-то регионы. Вот Юктали. Кто мог построить огромный ДК ? Так и кажется, что вечером танцы и выбитые зубы. Станцию Юктали строил Челябинск.
Тында, удивительно красивый город. Четыре года я проработал в конторе, что располагалась в нем. Теперь же, только прошел по пешеходному мосту и посмотрел. Деревья выросли. Чаще всего лучше не возвращаться в те места, где был счастлив. Потому, что прошлого нет.
От Тынды Новая дорога. На Якутию. Для меня новая.
Странно, двадцать лет назад хотел проехать по ней, она тогда была коротенькой, шла мимо базы Тукурингры, где я ждал отправки в тайгу. Мечтал, можно сказать, что пройдет железка аж до Якутска и проеду по ней, но не верил. И вот еду. Двадцать лет назад вообще считал, что ненадолго на севера. С тех пор все тянутся передо мною дальние дороги. Все расширяю географию мест в которых бывал.
Не надо мечтать ?
Ну уж нет, надо.
До Анадыря, и на Аляску доехать на поезде.
Жаль, что я тут, как всегда, ненадолго.
Вот и окончилось путешествие. Надеюсь не последнее. Конечно я не смог рассказать и сотой доли того, что видел. Но теперь и вы видели хоть что-то.
Ветер, пусть все будет хорошо, и прощанья и слова и встречи. То ли посох, то ли посошок, ветер, сумрак, ливень, вечер...