Сложно говорить, а тем более писать, о том, что практически не знаешь. Архитекторы советской и постсоветской школы, проповедующей классическое мышление и проектирование, очень тяжело воспринимают принципиально новые вещи. Если модернизм мы «с грехом пополам» восприняли, постмодернизм - перевариваем, то дигитальная или нелинейная архитектура для нас либо темный лес, либо вообще ересь. У нас очень мало аналитической информации на тему дигитальной архитектуры и этому есть два вполне логичных объяснения: нет спроса и нет возможности реализации. Сейчас все больше и больше специалистов отдают дигитальной архитектуре пальму первенства развития. Пишут, что скоро все проектироване станет параметрическим. Скажу честно, я тоже тяжело воспринимаю тему нелинейной архитектуры, и чтобы не ударяться в варварское отрицание этого направления, решил восполнить отсутствие информации и поделиться своими соображениями.
Первое, что меня волнует в нелинейной архитектуре - это вопрос авторства. Модернизм сугубо авторская архитектура, и выросшие на модернизме архитекторы, в том числе и я, привыкли к персонификации каждой постройки. Мы можем не понимать что - музей или гараж, но мы точно знаем: автор Фрэнк Райт. Очевидно, что в нелинейной архитектуре это невозможно. Если все определяется исходя из собранной информации, в том числе форма и материалы, то роль автора становится скорее символической. Наподобие консьержа, который смотрит, кто входит в подъезд, и не пускает только самых подозрительных посетителей. Конечно, можно участвовать в распределении приоритетов параметров, но по-хорошему, это тоже задача для компьютера. В любом случае, архитектор престает быть автором, превращаясь в наблюдателя, или аналитика. Современные архитектурные звезды, активно заигрывают с дигитальной архитектурой, но при этом сохраняют отчетливый авторский почерк. Работы Захи Хадид, например, очень легко отличить от любой другой современной архитектуры. При всей своей дигитальности они сохраняют очень конкретную авторскую привязку.
Zaha Hadid, Nordpark Railway Stations, Innsbruck, Austria
2004-2007
Так же важный вопрос - стык традиционной среды и дигитальной. В большинстве своем, объекты нелинейной архитектуры втиснуты в плотную городскую среду, и момент перехода всегда выглядит очень странно. У меня это ассоциируется с НЛО с опущенными трапами. С одной стороны, объект функционально вписывается в окружение, но если мысленно пройти из городской среды в ново организованную, переход получается резким. Я предполагаю, что он должен быть по режиссуре похож на организацию входа в египетский храм - начинать работать над переходом уже со значительного расстояния.
Coop Himmelb(l)au, Dalian International Conference Centre, China, 2008-2011
Отдельно стоит упомянуть эстетику. В эпоху коммерческого строительства критерий эстетики фактически утратил свою значимость. В популярной архитектурной прессе сложно найти статью, где говорится об эстетических качествах сооружений. В основном, смотрят на степень его «зелености», технические и инженерные ноу-хау, но эстетическое восприятие облика здания не рассматривается. Тем не менее, в восприятии человеком архитектурного пространства эстетика играет одну из ведущих ролей. Некоторые интерьеры тех же NOX, на мой взгляд, совершенно ужасны. Этот нарочитый уход от «квадратной» архитектуры создает ощущение, что это не помещение, а чей-то пищеварительный тракт. Предполагаю, что это особенности, характерные далеко не каждому проекту дигитальной архитектуры, но в большинстве обзоров и в картинках поисковиков встречаются такого плана «кишечнополостные» интерьеры. Конечно, эстетическое восприятие, дело субъективное. Лично мне с точки зрения эстетики не нравится 90% увиденной дигитальной архитектуры.
NOX, Библиотека университета в Гвадалахаре, Мексика 2005г.
Наконец, вопрос востребованости. Много в России строится объектов нелинейной архитектуры? Думаю ответ все знают. Дигитальная архитектура и 10 лет назад и сейчас позиционируется как архитектура будущего. Но настанет ли это будущее - очень большой вопрос. Думается, что если нелинейная архитектура и появится, то это будут единичные случаи. Все-таки, слишком глубоко в нас сидит классическое мышление, а особенно в чиновниках, которые, к сожалению решают что и как надо строить. Глазами человека классического мышления эти причудливые формы - нонсенс, а что за ними стоит, никто даже вникать не будет.