"Я обращаюсь к Вам с призывом вмешаться в эту историю и по-отечески предложить помиловать этих трех девиц. Пока не поздно". Открытое письмо алтарника Николая Сутормина Патриарху РПЦ МП
Ваше Святейшество,
я осмелился написать Вам открытое письмо, так как, наверное, имеет смысл писать только Вам. И так как если оно будет приватным, оно может легко затеряться в канцеляриях.
Я сразу хотел бы извиниться перед Вами и возлюбленными братьями и сестрами во Христе за некоторую аляповатость стиля. Я раньше никогда не увлекался открытыми письмами никому, а тем более Патриарху.
Сразу хотел позиционировать себя как православного воцерковленного христианина: причащаюсь по воскресным дням, участвую в социальной деятельности церкви, которая, кстати, активизировалась с приходом Вашего Святейшества.
Несколько лет назад я аплодировал начатым Вами реформам, спорил с противниками, и радовался, что у нас появились Вы. Год назад, будучи на службе в Марфо-Мариинской обители (я был в качестве алтарника, правда, их было великое множество), я с большой радостью слушал Вашу эмоциональную речь о правде и милосердии; все это время, получая новости о делении епархий (православные поймут о чем я), я радовался, что у кого-то хватает сил и мужества это делать.
И вот настал сложный 2012 год. Наверное, когда многое подвергнется испытанию, многое вскроется, многое станет очевидным, и откроются "помышления многих сердец".
Например, случай скандального панк-молебна в храме Христа Спасителя. Это чувствую не только я. Занимаясь просветительскими беседами в образовательных учреждениях, перепиской с тюрьмами и другими видами социально-просветительской работы, я вдруг почувствовал волну отчуждения. И я бы никогда не стал писать это письмо, если бы в прошлое воскресенье нам в храме не зачитали, видимо, спущенное сверху послание некоторых православных. Судя по тому, с какой растерянностью читал это послание настоятель, скорее всего, кто-то порекомендовал его прочитать и начать сбор подписей.
Несколько недель назад начался Великий Пост, произошел скандал в Храме Христа Спасителя и трое девиц сели в СИЗО. Что нам делать?
Я не буду "давить на жалость", как об этом говорил Отец В. Чаплин (хотя ничего плохо в этом не вижу: Антоний Сурожский считал, что жалость - это одно из важнейших христианских чувств), я не буду рассуждать о законности - это не наше дело.
Я буду говорить о том, что Мы (Церковь) сильно проигрываем в этой ситуации.
Когда-то Преподобномученица Великая княгиня Елизавета пришла в тюрьму к убийце мужа, террористу Каляеву. Она это сделала, так как имела такой уровень святости. Почему ни у кого из наших иерархов не оказалось этого уровня святости? Как бы было прекрасно, если бы кто-то, а то и Патриарх, вывел бы за руку из тюрьмы кающихся грешниц, а покаяние не заставило бы себя долго ждать в этом случае. Или хотя бы посетил их с призывом к покаянию, столь уместным в Великий Пост.
Насчет оскорбления Веры. Когда приходишь к трудным подросткам в детдома с Евангельской беседой, наслушаешься такого… И ничего, держишь удар и продолжаешь свое дело. А именно прямой разговор с "беснующимся" - и нечистый отступает: "Люби грешника и ненавидь грех". Это доступно даже очень скромному духовному опыту. А тем, кто страшно оскорбился, я бы посоветовал чаще заниматься социальной работой на земле - будете закаленней.
Формулировка "разжигание ненависти"… Простите, но это значит, что те, кто призывает наказать по этой формулировке, признают, что в них разжигается ненависть, то есть сатанинское состояние… И это признают иерархи! Действительно, по грехам нашим нас должны постичь беды, и - увы - видимо, нашу Церковь.
Раздаются крики о заказе… Но извините, кто заказал? Оппозиция от этого сильно проиграла. Тогда кто же? Власть? Но не окончательно же они с ума посходили. Не верю в заговоры. Если только несчастных девиц бес попутал, в это охотно верю.
А вот сейчас они медленно, но верно, могут стать национальными героями, и те, кто вопиет о наказании, являются лучшими продюсерами этих девиц. Им, панк-девицам, будут обеспечены полные залы по выходу из заключения.
А теперь о духовном аспекте дела.
Много-много раз говорилось, и все согласны с этим, что примером нам должен служить опыт святых или самого Господа нашего Иисуса Христа. Что бы они или Он сделал в этом случае. Простите, Ваше Святейшество, но цитирую Вас.
Чем сильнее вера, тем труднее ее оскорбить. Страшно оскорбить можно обрядоверие, маловерие, лаодикийское состояние, патриотизм, памятник культуры, традицию, гордость (кстати, всем этим обладали патриоты и традиционалисты в среде евреев две с лишним тысячи лет назад) и много еще чего. Но ведь не за этим я пришел в церковь! Не за этим пришли остальные!
Скажите, Ваше Святейшество, что нам и Вам три дурочки, которые, может, обидели Вас лично (это плохо), и которые совершили идиотский акт… Но что нам это, когда у нас "каждый день Пасха" (Ваши слова)!
Нам говорят о важности Храма Христа Спасителя. Но ведь нет разницы между святостью престола и алтаря там, где совершается литургия. В кафедральном ли соборе, в деревенской ли церкви или в спортзале школы для детей-инвалидов! Но только в последних случаях никто, никто - ни МВД, ни прокуратура, ни патриоты - не шелохнулись бы. И такие случаи были. Ну, выгнали бы из храма… и все. Ну, осудили бы акцию. И скажу - правильно бы сделали!
Я обращаюсь к Вам, Ваше Святейшество, с призывом от своего имени, за мной не стоит никакая группа, я не согласовывал мой призыв ни с каким сообществом. Я лично обращаюсь к Вам с призывом вмешаться в эту историю и по-отечески предложить помиловать этих трех девиц - они уже понесли наказание, можно еще дать условный срок... Пока не поздно. Пока они не стали политзаключенными и мучениками идеи, пока у них не отобрали детей, и пока эта дурацкая история не легла пятном позора на Русскую Православную Церковь.
Кому как не Вам знать, что на Руси обожают гонимых и обиженных, и в общем, тоже правильно делают. А если О. Всеволод Чаплин опять заговорит про жалость, я отвечу ему: Отче, считайте меня сыном мира, который "догадливей сынов света, в своем роде". Может, это Вас убедит?
А еще мы с Вами не посетили сидящих в темнице… Помните, что сказал Спаситель о таких? И тут уж никакое архиуважение к солее не поможет. Не посетили - идите от Меня, в огонь вечный, и все тут. Ведь Христос не с казнящими, а с казнимыми, даже бы если и законно казнимыми, так нас учит Православная Церковь. Нет разве?
Или стоит в сотый раз напоминать слова Апостола Павла про любовь, и что она делает?
Я зову Вас, Ваше Святейшество! Я кричу Вам остановить эту вакханалию ненависти и черной интернет-злобы. Вспомните, что где-то есть несколько маленьких детей, у которых отняли их дурочек-матерей. И эти дети по ночам тихо плачут Христу Спасителю о защите. А Вы знаете, что для Него молитва детская, и что их Ангелы каждый день видят лицо Отца нашего Небесного! А что если Он встанет на защиту их детей? Ведь у него жалости побольше, чем у О. Чаплина, который стыдится этого чувства. И что мы все, все наши соборы, нанотехнологии и авианосцы перед лицом Христа Владыки? Пыль.
Мы отдали под суд - да, виновных, да, ошибающихся - девиц. Мы, верующие, натравили на них госаппарат, они грешные, скорее всего. Но неужели мы с нашей церковной коррупцией, с конкурсами танго на территории того же Храма, с ложью и лицемерием иерархов, сопротивляющихся Вашим же усилиям, не грешнее их!!!??? Лично я себя считаю хуже этих непросвещенных девиц. Тогда мы будем судимы тем же судом, только более справедливым, чем Мосгорсуд. И там за нас земные цари уже не заступятся.
И еще. Наша власть, испугавшись предвыборных историй, митингов и прочего, мстит сейчас этим девицам, которые просто оказались не такими хитрыми и подкованными как многие оппозиционеры. Мстит, прикрываясь Церковью. Они, наши чиновники, бросят Церковь при первом удачном случае. Зачем нам соседство и теплый бок нашей проворовавшейся власти! Зачем нам они? Они уйдут, это уже очевидно, хотя бы потому, что мы все умираем и уходим. А Церковь останется.
Я пишу открытое письмо, чтобы иметь больше шансов, что оно будет прочтено Вами. Но еще я обращаюсь и к моим возлюбленным братьям и сестрам во Христе, тем, кто поддались общей панике и пишут письма с требованием наказать и разобраться. Братья, вспомните: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас". Или: "Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Петра 2:23). "Судия Праведный" - вряд ли имеется в виду Мосгорсуд.
Неужели нас, христиан, читаемые сотни раз за жизнь строки ничему не учат: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…".
И после такой мощи, таких слов, у нас хватает сил мелочно сетовать на какие-то "оскорбления веры", которыми заполнен интернет! Это как скандал в очереди на исповедь, кто за кем стоял. Где в нас христианство?
Наша группа сейчас начала переписку с заключенными. Зэки писали по семь лет! СЕМЬ ЛЕТ! В разные храмы нашей необъятной Родины, и им никто не отвечал. Да и сам восемь лет ходил в храм и только полгода назад сподобился на переписку. Вот что оскорбляет Нашу с Вами Веру. А три дуры, устроивших идиотский молебен (извините за сленг) оскорбляют только самих себя.
Тогда давайте каждый раз, когда мы произносим Отче Наш, а это мы делаем по нескольку раз в день, вместо (по-русски) "Оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим…" произносить "Оставь нам долги наши, хоть мы и не оставляем должникам нашим". Или еще лучше: "Не оставь нам долги наши, ибо и мы не оставляем должникам нашим". Это будет честнее, если, конечно, вслушиваться, а не повторять молитву как мантру. Что случается с вашим покорным слугой, каюсь.
Вспомним, что когда была выставка скандальная "Осторожно, религия", там были прямые оскорбления Господа нашего Иисуса Христа, и это покоробило общество меньше, чем гораздо более относительное оскорбление "памятника победы в войне двенадцатого года". Но памятником победы является еще и Бородинская панорама. Еще раз повторюсь, я не защищаю саму акцию.
Если у нас, дорогие православные, есть личный контакт с Богом, если Жених нас не покинул, а с нами до скончания века, то кто в чем нас может оскорбить? Если только собственные грехи, и еще вогнать в печаль грехи и оскудение духовной жизни нашей братии, порочащей самое Светлое Имя своим поведением, зачастую, гораздо худшим, чем в миру. Это и именно это отпугивает людей от Церкви. И люди уходят, хотя могли бы обрести "вертикальное" содержание своей жизни, которое человек обретает в общении с Богом и таинствами. Но среди нас многие "не вошли и другим помешали". Я бы призвал к беспощадности к таким врагам веры. Но, наверное, Вы, Ваше Святейшество, не благословили бы на это, на такое проявление ненависти, и правильно бы сделали.
Когда после Вашего прихода, в церквях началась активная социальная жизнь, многие наши чиновники и священство злобно шипели по этому поводу. Но ничего, все шло уверенно и смело, и многие добровольцы примкнули к этому движению. Это было прекрасно. Но сегодня в церкви зачитали (а у нас очень "либеральный" приход - не люблю это слово по отношению приходу) это письмо с очередным призывом наказать и разобраться. И когда потупивший взор алтарник встал у выхода собирать подписи, постоянно поясняя, что это не в защиту, а в осуждение, и что это не призыв к помилованию, а призыв разобраться… я решил не молчать. Конечно, соберутся подписи. Централизованно это всегда легче сделать. Но что это будет за акция?
И последнее. Меня воспитывали заступаться за женщин и детей. И не мужское это дело воевать с малыми детишками и их молодыми мамашами, даже если те и неправы. Я призываю всех православных мужчин вспомнить об этом. О. Чаплин говорит, мол, не поддадимся давлению. Ах, увольте, батюшка, не оскорбляйте свой интеллект, делая вид, что идет какое-то давление, со стороны нескольких блогеров, заключенных в СИЗО трех девиц. Это смешное давление. Это как бы если толпа боксеров-тяжеловесов кричала пьяному подростку, что не поддадутся давлению.
Ваше Святейшество! Есть разные способы наказания и разные методы. Я, прошу Вас, призываю Вас вмешаться!
Еще раз подтверждаю, что писал это письмо один, никто за мной не стоял, и никто не проплачивал. Хотя многие и православные, и "сочувствующие" согласны со мной в той или иной мере, в том числе и среди священства.
И последнее, Ваше Святейшество, на мой взгляд, мы все стоим на очень опасной дорожке. Совершенно очевидно, что рано или поздно Путин уйдет, как ушел Франко. Хотя бы в мир иной. Его партия и сейчас уже регрессирует. Я не сравниваю Путина и Франко, и вообще не даю оценки ни тому, ни другому, мне по большому счету все равно. В Испании времен Франко Католическая Церковь активно сотрудничала с Франко. Общество это запомнило и, когда последний ушел, народ ушел из церкви. Огромные соборы стоят пустые. Да, вернутся через несколько десятилетий, но для Церкви будут потеряны поколения. А, как известно, нет Воли Божией, чтобы погиб один из малых сих. Я не говорю, что мы в такой же ситуации. Нет. Но все же некоторая схожесть тоже есть.
Дай Вам Бог здоровья,
С уважением,
Сутормин Николай
P.S.: А нашим любителям призывов "не раскачивать лодку" я процитирую слова пророка Иеремии, сказанные им в критический момент существования Ветхозаветного Израиля. Они Вам ничего не напоминают? Иеремия, Гл. 5: "Сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?"
И еще. Иеремия, Гл. 6: "Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь".