12 декабря в 1986г произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории ГДР. В этот день Ту-134А Белорусского УГА (рейс SU-892) совершал авиаперелёт из Минска в столицу восточной Германии. Во время этого авиаперелёта, ТУ по метеоусловиям(туман в берлинском а/п Шенефельд ) была произведена вынужденная посадка на запасном аэродроме Прага. После улучшение погоды в а/п Шенефельд самолёт продолжил полёт в восточный Берлин.
При заходе на посадку в берлинский аэропорт произошло ряд стечений обстоятельств которые привели к авиакатастрофе. Немецкий диспетчер дал разрешение самолёту на посадку на Взлётно-посадочная полосу 25 левую(ВПП 25). Ту-134а выполнив все необходимые процедуры для обеспечения готовности к посадке, пошёл на снижение. В это время на правой закрытой на ремонт ВПП 25 были включены для проверки посадочные огни, о чём экипаж рейса SU-892 и был предупреждён немецким диспетчером( сама передача данной информации правилами радиообмена не предусмотрена правилами) на английском языке. Бортрадист ТУ-134А плохо владеющий англиийским языком неверно принял это сообщение как указание садится на правую ВВП 25, повторное сообщение диспетчера экипаж уже не услышал, так как в это время они были заняты срочным изменением захода самолёта на другую полосу. Диспетчер заметив уклонение метки самолета вправо, передал:"Аэрофлот 892, Вам заходить на 25 левую, 25 левую" после чего при попытке перестроить заход на левую полосу в условиях ограниченной видимости ТУ-134 потерял скорость, задел верхушки деревьев и в 17ч.04м упал в лес в 3 км от левой ВПП 25, разрушился и загорелся. На месте погибли все 9 членов экипажа и 61 пассажир, из 12 выживших, двое позже скончались в больнице.
По утверждению одного немецкого источника гибель самолёта была замечена только в 17.15, по нему же первая группа спасателей прибыла на место авиакатастрофы только в 17.30.
Не смотря на присущее для стран восточного блока того времени скрытность при освещении таких событий, в СМИ ГДР первое сообщение о авиакатастрофе появилось в 19.30, (хотя некоторые из родственников погибших узнали об авиакатастрофе рейса из Минска ещё раньше из новостей западного телевидения) в последующем было также сообщено о количестве выживших, об оказание медицинской помощи, освещено посещение выживших в больнице и места катастрофы государственными чиновниками. Все другие аспекты этой авиакатастрофы не были затронуты.
В СССР информация о произошедшим ограничелась короткой заметкой в газете "Правда": "Соболезнования в связи с авиакатастрофой". Центральный комитет СЕПГ, Государственный совет и Совет Министров ГДР выразили глубокое соболезнование семьям и близким погибших в результате авиационной катастрофы, произошедшей 12 декабря в районе аэропорта Шенефельд»»
В разбившемся самолёте находились 27 школьников 10А средней школы города Шверина возращающися из поездки в г. Минск, 20 из которых погибли.
Как раз в 1986г (в семье советкого военнослужащего) я жил в Шверине. В городе тогда была довольно нервно-накаленная обстановка, среди местных жителей ходили слухи, что советский лётчик был пьян, а самолёт имел технические неисправности. На время похорон 18 декабря у нас в школе были отменены занятия, а родители в тот день никого не отпускали гулять на улицу. Для советских военослужащих и их семей были введены ограничения на передвижения в городе, но одного лейтенанта в тот день всё таки избили и на ходу выкинули из трамвая. .
Все данные и раследование причин авиакатострофы после обьеденение германии, не были обнаружены в архивах ГДР. Двое из выживших школьников в настоящее время работают учителями в школе города Шверин. В 2010г на месте гибели самолёта устовлен памятный знак..
1. источник.
2. источник.
3. источник.