Узаконенные шпионы

Nov 09, 2011 18:54

После капитуляции Германии во второй мировой войне, она была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую. В каждой из них, согласно пункту 2 Международного договора от 14 ноября 1944 года « "Соглашение о контрольном механизме в Германии"», принятого правительствами СССР, США и Великобритании , при каждом главнокомандующем в его зоне оккупации находилась Военная Миссия Связи, состоящая из военнослужащих каждой из союзных армий.
Задачами ВМС являлись координация действий между союзниками, следить за разоружением и демилитаризации Германии, а также первыми приступать к разрешению спорных проблем между союзниками. Все члены миссии имели право свободно передвигаться по всей территории зоны оккупации, за исключением расположения воинских частей, для посещения которых требовалось разрешение старшего офицера штаба группировки оккупационных войск (просьбы рассматривались в течение 24-72 часов) сами ВМС располагались в зданиях которым предоставлялись статус полного не прикосновения, такой же статус распространялся на автомобили Военных Миссий.

.
Дислокация Советских миссий связи состояла из:
- советской Миссии связи при главнокомандующем Французкими войсками в Германии в Баден-Бадене;
- советской Миссии связи при главнокомандующем Британской Рейнской армией в Бюнде;
- советской Миссия связи при главнокомандующем сухопутными войсками США в Европе в Франфурте-на Майне.

Британская(BRIXMIS,31 военнослужащих), Американская(USMLM,14 военнослужащих) и Французская миссии связи(MMFL,18 военнослужащих) располагались в Потсдаме.

После начала холодной войны, всем этим Иностранным Военным Миссиям Связи (ИВМС) предоставилась уникальная возможность находясь на территории вероятного противника практически на законных основаниях добывать на месте разведывательную информацию о боевом порядке и боевом расписании войск Варшавского договора и войск НАТО, а также об их вооружении, уровне подготовки и внутреннем состоянии.(вообщем это и стало их основной функцией) ИВМС также осуществлялся негласный взаимный контроль, при котором ни одна из сторон не имела возможность для осуществления внезапного наращивания и сосредоточения на позициях военных сил для нападения.



Поэтому что бы усложнить эту деятельность, сторонами вводились разные ограничения такие как ввод постоянных запретных зон( 19 процентов терретрии ФРГ и около 40 процентов ГДР) временный запрет на передвижения во время воинский учений, увеличивали срок рассмотрения заявок на проезд, за каждым автомобилем ИВМС устанавливался контроль(обычно это было сопровождение автомобилями) силами спецлужб и полиции, на автомобилях должны были находится яркие номерные знаки .
 
Сама эта деятельность было сопрежена с определённым риском, так как военнослужащие военных миссий передвегающих на машинах при попытках перехвата попадали в аварии, их задерживали, избивали и иногда даже попадали под огонь часовых.
Для военнослужащих находящихся в обоих немецких государств существовали специальные инструкции в которых разъяснялся правовой статус ИВМС,  действия в случаи  обнаружении и порядок действии по задержанию автомашин на которых  передвигались представители ИВМС, так в советских частях во время учений или замены техники на новую, назначались специальные команды из военнослужащих для противодействия ИВМС, в «арсенал» таких команд например входили приспособления, в виде досок насквозь пробитыми длинными гвоздями. Все автомобили ИВМС включая седаны имели 4 ведущих колеса, так как что бы оставаться незамеченными предпочитали передвигаться по просёлочным дорогам. Так как автомашины военных миссий обладали статусом неприкосновенности, поэтому единственной возможностью помешать им в разведывательной деятельности в запретных зонах было блокирование этих автомобилей самой различной подручной техникой (грузовиками, танками, бронеспортёрами и т.д) или задержание самих миссионеров если они не успевали заскакивать в автомобили. В случае их поимки происходил разбор обстоятельств (в ГДР их проводила советская комендатура) пойманные в обеих частях Германии в таких случаях уже ритуально сообщали, что просто заблудились или неправильно прочитали дорожную карту, а наличие биноклей и фото видеоаппаратуры объяснялось интересом к орнитологии .

Список некоторых происшествий произошедший с представителями ИВМС:

20 марта возле местечка Хоф, в Баварии, трое членов советской ВМС были задержаны военнослужащими 1-й бронетанковой дивизии. Советские военнослужащие были переданы немецким властям, которые сопроводили их, без применения силы,на свою базу во Франкфурте.

25 января советские офицеры были задержаны, после того как они были обнаружены во время видеосъемки учений войск НАТО Reforger-85 и позже отправлны на свою базу во Франкфурте.


30 января 1980: автомобиль США протаранил советский автомобиль, в результате чего американский офицер получил серьезные переломы ребер.


10 октября 1980: автомобиль США был остановлен советскими военнослужащими. Американские военнослужащие были вытащины из машины и избиты.
27 августа 1981 г. автомобиль с тремя членам британской ВМС были задержаны советскими военнослужащими, во время слежки за учениями понтонно-мостового полка на берегу реки Эльбы. При разборе обстоятельств задержания в комендатуре города Виттенберге, британские военнослужащие заявили, что находились на пикнике.

19 мая 1982: автомобиль США был остановлен, пассажиров вытащили и избили, связав им руки.

   

28 февраля 1983: советскими солдатами были произведены шесть целенаправленных выстрелов в сторону автомобиля США. Постродавших не было.
23 марта 1983: Автомобиль США был протаранен советским грузовым автомобилем.

22 марта 1984г недалеко от Лейпцига, военослужащами ННА ГДР, что бы не допустить съёмку новой техники прибывшую на вооружение мотострелковой дивизии, было осуществлена блокировка автомобиля француской ВМС в результате которой погиб штабсфельфебель Филипп Мариотти

Небольшой клип в котором в основном представлено видео снятые сотрудниками ИВМС в ходе своей разведывательной деятельности в ГДР.

image Click to view

Благодаря взаимодействию между тремя военными миссиями связи им удалось наладить эффективную разведку в Восточной Германии, территория которой была поделенна на четыре зоны в которых каждый день разъезжало от шести до десяти машин ИВМС с 20-25 сотрудниками. Так в 1987г МГБ ГДР было зафиксировано 2314 поездок, продолжительностью 47799 часов, разведывательных действий 3093 из которых 43% приходилось на разведку против ГСВГ, 12% против ННА, 37% против военных перевозок по шоссе и по железной дороге, еще по два процента против войск и учреждений Министерства внутренних дел и Министерства госбезопасности ГДР, оставшиеся 4 против экономических и политических объектов. Аналогичные разведывательные поездки в ФРГ осуществлялись и сотрудниками советских миссий связи , так западногерманской службой безопасности в 1984г было зафиксировано 2477 таких поездок, из которых 98 были осуществлены в запретной зоне.
Утверждается, что западным Военным Миссиям Связи удалось распознать 95% всех располагавшихся в ГДР военных объектов. Технические сведения, полученные Западом о советском вооружении и боевой технике, на 70% были получены благодаря военным миссиям связи в ГДР. На том же Западе также считают, что деятельность Военных Миссий Связи внесло большой вклад в победу в холодной войне над Советским Союзом.
ИВМС прекратили своё существование за день до объединения Германии, 2 октября 1990 года.

Р/S. В ближайшее время выложу ещё один пост на эту тему. -   http://crysis-sa.livejournal.com/21117.html

1.Источник
2.Источник
3.Источник

военная история, Армия, США, СССР

Previous post Next post
Up