"Рассказы кукловода Сакона", 26 серий, 1999-2000.

Oct 18, 2012 21:36

Обзор сериала, перетекающий в размышления о гуманизме и смертной казни.
Ну как размышления, скорее моё аргументированное удивление и непонимание.

Сериал "Рассказы кукловода Сакона" редкий представитель детективного жанра в аниме.
К сожалению, не смотря на то, что все расследования этого сериала растягиваются на три-четыре серии, всё равно сами дела не очень сложные.
Однако сериал всё равно представляет интерес.

Опенинг в преддверии обзора:

image Click to view



Во-первых, хочу отметить отличный OST. Такой истинно японский!
Во-вторых, хитрый ход создателей (возможно, впрочем, что это относится к автору манги-первоисточника, но я с ней не знаком, не знаю насколько точно авторы сериала ей следовали), позволяющий двояко трактовать ситуацию.
Чтобы было понятнее, прервусь и кратко изложу сюжет.

История повествует о молодом человеке по имени Сакон, мастере-кукловоде, управляющем ручной марионеткой, на жизненном пути которого встречаются трагически-мистические события. Разумеется, связанные со смертью.
Вся мистика в итоге оказывается повержена и объяснена с помощью логики.
Кроме одного факта.
Марионетка Сакона ведёт себя как живая. И разговаривает. Для окружающих это - чревовещание, которым Сакон овладел в совершенстве, но зритель смотрит в эту вселенную с другой стороны экрана и может позволить себе допущение, что кукла эта непростая.
Но она ведёт себя так (а вернее "он", потому что это кукла мальчишки) только когда рука кукловода находится внутри.
Кроме того, за весь сериал ни разу не было такого, чтобы кукловод и кукла заговорили одновременно.
Вот и выбирайте зрители, то ли парень изрядно поднаторел в своём ремесле, то ли что-то потустороннее в сюжете таки было.

В-третьих, в этой истории предстаёт некий сверх-гуманизм, который для меня несколько странен (если не сказать неприемлем).
Слишком много сочувствия к преступнику, но даже не просто преступнику, а к самому страшному из них - убийце.
Не позволить убийце покончить с собой, чтобы он понёс ответственность - это, если вдуматься, само по себе странно (для меня особенно, так как я сторонник смертной казни), но сделать это с мотивировкой, что есть люди, которым убийца дорог - это странно вдвойне.
Спрашивать убийцу каково это убить кого-то, кто тебя любит - это с одной стороны надо обладать поистине высоким моральным уровнем, чтобы задаваться такими вопросами (я это даже не воспринимаю как вопрос - это скорее осуждение в форме вопроса, ну или искреннее непонимание), с другой - совсем не опасаться за свою жизнь.
Ну и отношение убийц к наказанию. Не знаю законов Японии, но смертная казнь там есть, однако, никто из раскрытых убийц страха перед ней не высказал.
Даже наоборот, в паре сюжетных арок были моменты расставания убийцы и человека, которому он дорог, а-ля мне придётся надолго тебя покинуть, но я вернусь.
Мне это не нравится.
Получается какое-то убил - отсидел - вышел на свободу с чистой совестью!
Не очень-то назидательно.
И как апофеоз сочувствие главного героя к персонажу, желавшему его убить, но по ошибке убившему другого человека, между прочим, родственника Сакона.

И должен сказать за последнее время в японских художественных произведениях подобный гуманный подход встречался мне часто: в детективных романах Миюки Миябэ, где, например, один персонаж испытывает то ли сочувствие, то ли сожаление по поводу того, что несовершеннолетний убийца был столь хитро обманут полицией, что это похоже на "избиение младенцев", речь об убийце двух человек (sic!); в сериале "Танцы с Главным управлением полиции", где герой возмутился не тому, что некто убил человека, а тому, что не сознался в этом.
Нет, понятно, что полиция не мстит, выражаясь словами одного из персонажей, к чему приводит месть как раз и "Кукловод" и Миябэ показывают наглядно, но подход к убийце для страны, практикующей смертную казнь, какой-то слишком добрый.

Интересно, это что-то капитальное в японском мировоззрении или у меня просто так совпало?

обзор, Рассказы кукловода Сакона, видео, аниме

Previous post Next post
Up