Хватит кормить Крым! (CIV62)

Jul 14, 2013 11:50

Что такое ясырь?
В переводе с турецкого слово esir означает "плен", а savaş esiri - военнопленный.
Походы крымских и казанских ханов за "белым ясырем" стали настоящим бичом божьим для Русского государства в период XV-XVIII веков.
Тяжёлая память о "южном рабстве" настолько въелась в историческую память русского народа, что "татарин" и "неверный" оказались практически полными аналогами "рабовладельца" и "угнетателя".
"Окончательное решение" крымского вопроса было проведено только в 1783 году, а последний крымский набег на русские земли был тоже уже во времена Екатерины II, в 1769 году. Тогда крымское войско, дойдя до укреплений Елизаветграда (современного Кировограда) не смогло его взять и ограничилось грабежом и угоном в полон населения Новой Сербии - территории современной Кировоградской области, тогда заселённой беженцами из Сербии, Валахии, Черногории и Македонии.
Ко всем "новым" местам сегодняшней Украины мы ещё вернёмся, а пока зададим себе простой вопрос: если в истории был последний поход татар за ясырём, то когда был первый?



И этот простой вопрос напрямую выведет нас к истории войны за "Ордынское наследство".
Ведь, надо сказать, что война за ордынское наследство оказалось куда интереснее войны за испанское или за австрийское наследство.
Не говоря уже о всяких там лимбургских, ландсхутских или гельдернских наследствах, которые были интересны только профессиональным историкам и участникам тех событий.

И вопрос ясыря, который возникает на выходе войны за ордынское наследство вдруг оказывается неразрывно связан с вопросом челяди, который мы видим на входе в в интересный конструкт, который в русской истории носит название "Орда", а в истории самой степи оказывается Улусом Джучи.
Ну а начать нам лучше с челяди.
Ведь она была всё же постарше ясыря.

Вообще, надо сказать, что вопрос рабства в наших глазах часто является табуированным и позорным.
Открыто сказать о том, что твои предки вовсю практиковали рабовладение, достаточно сложно и накладно. Жизненная позиция, отшлифованная школьным курсом учебника и идеалами всех революций с их лозунгами "свободы, равенства и братства" часто ищут эту святую троицу и в куда более "лёгкой версии" зависимости - крепостничестве.
Ну а банальное рабство у собственных предков вообще часто объявляется "несуществующим". Ну вот не было его - и всё тут. Прямо из пещер и проползли мои предки в светлое феодальное прошлое будущее! Минуя рабство, колодников и галерников. Ну и ясырь с челядью заодно.

На деле же первобытный родовой строй, который повсеместно, за исключением каких-нибудь джунглей Новой Гвинеи или Амазонки, эволюционировал во что-то более развитое, повсюду делал это со множеством исторических зигзагов.

Доходит до того, что часто весь период между "пещерами" и "мануфактурами" рассматривается как органическое сочетание сразу трёх общественных формаций - рабовладения, феодализма и так называемого "азиатского способа производства".

Если европейские формации "феодализма" и "рабства" обычно широко известны из учебников истории, то "азиатский способ производства" обычно известен в очень скупых деталях.
В то же время эта уникальная общественная формация часто и густо всплывает во всех школах. Есть она и в марксизме.

В азиатском способе производства присутствует сразу несколько определяющих моментов.
Это: отсутствие частной собственности на землю, малая роль торговли (натуральное хозяйство), эксплуатация посредством коллективов (а не личное принуждение), деспотическое государство и контроль государства и общины за основными средствами производства.

Азиатский способ производства всегда незримо боролся с рабовладением и феодализмом. Всё дело в том, что он гораздо эффективнее в ситуации недостатка ресурсов.
И именно азиатский способ производства, судя по всему, предложила Руси Орда. И она же избавила Русь от проклятия рабства и соблазнов феодализма.

"Азиатская формация" представляет большие трудности для классического марксистского подхода, поскольку формально средства производства, которыми обычно оперирует марксист, не принадлежат правящему. Господствующим классом при этом оказываются не конкретные люди, как в случае рабовладения или феодализма, а государство как таковое, в лице своих чиновников и функционеров.
Поэтому описание экономики Орды в советское время всегда упиралось в этот идиотский факт - при описании государства кочевников вроде как надо было бы использовать подходы, свойственные первобытному родовому строю, да вот только мешало то, что вроде бы "прогрессивная" феодальная Русь так бесславно "слила" этим самым первобытным и примитивным кочевникам да и попала на триста лет к ним в зависимость.

Повторюсь для не услышавших меня до сих пор: за период XV-XVIII зафиксировано более сотни крымских и казанских набегов за рабами на Русь и Россию.
До XIII века в противостоянии степи и леса постоянно присутствует вопрос "челяди", которую с переменным успехом угоняют то половцы у росов, то росы у половцев.
А вот за период "ига" XIII-XV веков, за эти страшные триста лет "ига" - тишь и благодать. Набеги Орды на Русь можно пересчитать по пальцам одной руки, а нападений Руси на Орду - и того меньше.
А реальных "заруб" на территории Орды вообще всего две - первая Полтавская битва, в которой литовец Витовт по полной отгрёб от золотоордынца Едигея и битва на Куликовом поле.
Странное такое получается "иго".

Но, если мы посмотрим на историю востока Европы со стороны кочевников, то ситуация заиграет для нас совершенно новыми красками.
И в этом нам, как и всегда, помогут черепа.

Вот карта захоронений кочевников в IX-XI веках:



Как видите - кочевники не очень стремятся селиться к северу от низовий Волги, Дона и Днепра. Основная часть погребений кочевников сосредоточена возле поселений Хазарского каганата, который ведёт в степи своё по сути земледельческое хозяйство, которое привязано к бассейнам крупных этих крупных рек.
Крым уверенно контролирует Византия, деля там влияние с тем же Хазарским каганатом. Нельзя сказать, что рабства нет вообще. Как я сказал, оно есть.
Однако, в работорговле понемногу участвуют все стороны.
Участвует в работорговле и Русь. В VI - IX веках на Руси "челядь" - это рабы-пленники. В IX - X веках они понемногу, вместе с развитием проклятых товарно-денежных отношений, становятся и объектом купли-продажи.
Кроме чисто военного канала пополнения рабской массы, "Русская правда", первое уложение законов Руси, также указывала и другие источники появления рабов. Такими источниками являлись: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны или в ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), а также банкротство.
Позднейшее значение слова "челядь", именующее зависимых, но вольных слуг богатого человека, никак не отменяет изначального смысла слова, которое означало безусловного раба.
Согласно той же "Русской правде" господин мог продать, купить, убить, женить или изувечить челядина. Для желающих ознакомиться с всеми ньюансами изначального состояния дел на Руси - посылаю вас к вот этому исследованию, которое, к тому же позволит вам понять разницу в категориях "холоп" и "челядин".

Каковы взаимоотношения росов и кочевников в этом процессе?
Как я уже писал - это не более, чем конкурирующие фирмы. И те, и другие - лишь поставщики "белого золота" ко двору его византийшего величества.
Хазария - тоже не чурается рабского бизнеса, но в случае этого государственного образования экспорт рабов осуществляется лишь более централизованно, а основными воротами является Керчь. Хазары отвоёвывают Керчь у византийцев в VIII веке и называют его Карша (Чарша).
Для понимания ситуации - Карша означает "рынок". Ну а какого рода "рынок" это был, я думаю, всем понятно.



Рабы с просторов востока Европы лились в две стороны - на юг, в мусульманские страны, и на запад - в страны католической Европы. Учитывая пропускную способность тогдашних дорог иметь морской порт для целей торговли рабами было просто манной небесной.
Поэтому-то и приходилось росам мучаться с лодками-долблёнками. Не было тогда у росов толкового порта. А вот у хазар он был.

В Западной Европе работорговцами были почти исключительно евреи. Товар поступал главным образом с Востока, из славянских и тюркских земель. Конечно, Епископ Агобард Лионский (IX в. н.э.) упоминает в своей книге De insolentia Iudaeorum ряд случаев, когда иудеи похищали у франков-христиан детей или даже получали от христиан детей для продажи и продавали их испанским мусульманам. Но этот бизнес на "местном" материале всё-таки был в феодальной Европе опасным и многотрудным. А вот поток рабов с Востока позволял не палиться на мелочи, и весь "просвещённый" европейский мир вполне был вовлечён в это постоянное действо.

Причём, как и всегда, по обе стороны процесса были свои силы.
Государства хотели заработать на торговле рабами, как сейчас зарабатывают на алкоголе и сигаретах. Так, например, таможенное уложение города Кобленца требовало с каждой головы раба уплатить пошлину по 4 динара, а епископ города Хура в Швейцарии взимал на таможенной заставе в Валленштадте по 2 динара с каждого раба.
В X веке христианская Прага была средоточием работорговли В Европе. Но и там находились честные люди. Святой Адальберт сложил с себя в 989 году сан епископа Праги из-за того, что не в состоянии был выкупить всех христиан, закупленных одним еврейским купцом.
Отсюда, пожалуй, и тянется "еврейский след" к Хазарскому каганату. Как я писал, "в руководстве" Хазарского каганата евреев археологами не найдено. Но то, что евреи давно и прочно были в Крыму - не отрицается никем из историков.

Дальнейшие разборки с потоками рабов на продажу тоже вполне укладываются в логику контроля потоков и путей перемещения "белого золота".
Малоизвестный факт: кроме разрекламированного похода на Саркел (Белую Вежу), который якобы должен был положить конец хазарскому бизнесу на славянских рабах, Святослав собирался перенести столицу своего государства из неудобного и далёкого Киева в новый город - Преславец, расположенный в устье Дуная.
В "Повести временных лет" Святославу Игоревичу приписаны такие слова:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы.»

В первом издании "Повести временных лет" слово "рабы" так резало слух учёным, что Дмитрий Лихачёв даже заменил "рабы" на "рыбы". Правда, получилось что в Тулу едем со своим самоваром.
Впрочем, потом всё же пришлось признать очевидное. Ведь в оригинале "Повести временных лет" у нас стоит всё та же "челядь".
Бесправные рабы-пленные.
Вопрос же, зачем в таком случае захватывался Саркел и почему росы отбили у хазар Каршу и назвали её Тмутараканью - я оставляю на ваше самостоятельное рассмотрение.

Надо сказать, что ни лесу, ни степи такое положение с попеременными угонами в полон и продажами в рабство своего населения совершенно не нравилось. И уже к началу XI века ситуация меняется разительно.
И кочевники, и земледельцы понимают, что "добрый мир всё же лучше хорошей ссоры".
И карта погребений кочевников меняется разительным образом:



Погребения кочевников на Волге и на Дону резко сокращаются, в то время, как курганы половцев в районе Киева растут, как на дрожжах.
Нельзя сказать, что в степи наступает "тишь и покой". И половцы продолжают нападать на Русь, уводя людей и в полон, да и русские князья по-прежнему беспокоят степь своими набегами.
Можно долго спорить  о том, чьи набеги являются "ответными", но то, что по землям друг друга ходят и те, и другие, является историческим фактом.
Однако, в целом, идёт процесс сближения земледельцев и кочевников. Былинный "русский" князь Игорь, герой "Слова о полке Игореве" оказывается, на поверку, на три четверти половцем.
Его мать - половчанка знатного рода, дочь хана Аепы, родная (по отцу) сестра жены основателя Москвы - Юрия Долгорукого. Бабкой Игоря и матерью его отца Святослава Ольговича была тоже знатная половчанка, дочь хана Осулука.

В итоге, к концу XII века приднепровские половцы и русские переплетены десятком династических связей и, несмотря на различие в способе ведения хозяйства и непересекающиеся ареалы проживания, набеги за "челядью" становятся всё более затруднительными.
Ведь одно дело - грабить каких-то чужих "хазар" или "росов", а совсем другое дело - нападать на владения своего дяди или брата.

Однако, как мы помним из истории, даже это не остановило окончательно росских и половецких "предпринимателей". Вялотекущая, но с постоянными обострениями война "всех против всех" идёт, с нарастанием, вплоть до середины XIII века.
Как только кто-то из великих князей умудряется собрать Русь воедино, как тут же находится с десяток претендентов на престол с не менее цветастыми родословными.
Ну а поток челяди идёт через Крым непрекращающимся потоком.

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году только подливает масла в огонь.
Венецианская республика, которая в Европе является одним из ведущих поставщиков рабов, получает прямой выход в Чёрное море.
По управление Венеции попадает крымский порт Сурож (современный Судак), который тут же передаётся в управление половцам (кипчакам). Вдобавок к Карше, в Крыму возникают ещё одни "торговые" ворота.

И вот тут мы впервые видим "иго". На Калке. В 1223 году.
Некие "моавитяне" разбивают на Калке объединённые силы половцев и русских. Потом, задним числом, их ассоциируют с "татаро-монголами".
Однако, посмотрим снова на черепа:



Чёрт. Расцвела степь.
А Русь? Ведь "иго", Орда, непомерная дань, "ярлыки" на княжение и всё такое...

Дань со всей Руси в XIV веке оценивается в 5000 рублей в год. Тогдашних, полновесных рублей. А русского народу тогда на территории, данью облагаемой, проживало примерно 5 миллионов человек. На одну тысячную рубля в то время можно было купить примерно полтора кило хлеба. То есть - именно столько душа населения отстёгивала собственно за иго. В год. Не считая, конечно, местных налогов.
И - никаких тебе набегов степи. За весь XIII век - три нашествия: Батый, Дедюнева и Неврюева "рати".
Судя по всему - не до всех дошло про эффективность "азиатского способа производства" с первого раза. Того, что был на Калке.

Ну и последнее. Про черепа.
Любое погребение характеризуется материальными сопутствующими находками. С монголами были принесены в Восточную Европу шапочка-бокка и фигурки человечков из бронзы.

Вот этот типичный элемент "монгольского" костюма. Правда, конечно, в современной транскрипции:



Да, да. Островерхие "русские" шлемы с картинок из школьного учебника.

Ну так вот. Таких "монгольских" шлемов-бокка и железных статуэток у нас в погребениях аж 25 штук на 214 раскопанных курганов того времени.
Что уже даёт глобальное представление о роли "монгольского" компонента в "иге".
Поэтому рассказы о "вырезанных" половцах можно весело отправлять в утиль. Ведь один из родов татар в XV веке, на выходе из "Орды" имеет по-прежнему название "Кыпчак".
Дешт-и-Кипчак. Хватит кормить Крым.

До Мамая ещё 150 лет, до Гиреев и расцвета генуэзских колоний в Крыму 200 лет. До падения Константинополя целых 225.
В Сарай-Бату, в столице Улуса Джучи, действует православная Сарайская епархия, которая в 1454 году переедет в Москву.
Русь платит Орде тяжёлую дань "в полторы буханки хлеба в год" и не знает, что такое ежегодные крымские набеги.

Ах да. И ещё в 1261 году Константинополь вернули грекам. Просто так всё совпало по датам.

Россия, война мемов, цивилизация, прошлое, Украина

Previous post Next post
Up