... Пролог. На правах небольшой рекламы.

Jun 12, 2013 10:34

Пролог

О конце света писать легко.

«Конец света», в том обыденном понимании, которое в него обычно вкладывают простые люди, безусловно, наступит.  Всегда будут проблемы с воспитанием детей, с постройкой нового дома или с посадкой очередной плантации многолетних насаждений. Точно также, рано или поздно (а лучше - и очень поздно) у любого человека возникают вопросы с пузом, с тёщей или с печенью, которые являются дуальным дополнением маленьких радостей от воспитанного сына, построенного дома или посаженного дерева.
В конце же этого многотрудного и интересного пути любого из читателей пока, к сожалению, ждёт персональный «конец света». Биологическая смерть.

Такими нас создала природа, такими мы рождаемся на божий свет. Наши младшие братья - бактерии или простейшие лишены этой двойственности рождения и смерти - по сути дела, в бесконечной череде своих делений, каждое из которых порождает две идентичные копии, они бессмертны.

Высшие же существа (конечно, тут слово «высшие» употреблено лишь в биологическом смысле) лишены этой примитивной и ни к чему не обязывающей череды вечного воспроизводства своих точных копий. Мы - к счастью или к сожалению - вынуждены рождаться, расти, влюбляться, производить непохожее и отличное от нас потомство и, в конце своего жизненного пути, умирать.

Безусловно, многие великие умы человечества пытались дать ответ на этот непростой вопрос: «Почему же мы все когда-нибудь умрём?». Все великие и малые религии, все мистические и философские доктрины, многие идеологические программы и художественные произведения  - так или иначе затрагивали этот вопрос: «Почему?». И, осознав всю бесполезность прямого обсуждения фатума или неизбежности, переводили его в гораздо более понятную плоскость «Зачем? (я живу)» или «Для чего? (я умираю)». Отсюда и возникал весь спектр ответов «За Бога», «За Веру, Царя и Отечество», «За Родину! За Сталина!» и ещё сотня других вариантов - в зависимости от конкретных обстоятельств и от исторического окружения, в котором находился тот или иной социум.

Точно так же, как вопрос личной смерти интересует всех и каждого, всегда не менее интересен всем думающим людям и вопрос жизни или смерти того государства и общества, которое незримо окружает любого из нас. Ведь человек, по сути, существо социальное - и реальные истории реальных Робинзонов всегда оказывались гораздо более печальными, нежели идиллическая картинка, нарисованная гениальным Даниэлем Дефо.

Поэтому, книги о глобальном «конце света» всегда пользовались, пользуются и, наверное, будут пользоваться неизменным успехом. Неизвестный автор «Апокалипсиса Иоанна» и известный всем автор «империализма, как высшей стадии капитализма» лишь описывали современный им мир, со всеми его пороками и недостатками - но, в итоге, написали вечные бестселлеры (как мы потом назовём их труды). Которые многие позднейшие читатели этих произведений с удовольствием растащат на цитаты, эпиграфы и пророчества.

Ещё проще снять фильм или написать художественный текст о «конце света». Наводнения, землетрясения, атомная война, кишки и кровища бурной рекой, толпы беженцев и тучи вулканического пепла, застилающего солнце. В конце фильма, конечно же, должен быть хеппи-энд, в котором Главный Герой на фоне разрушенного Нью-Йорка (это уже, конечно, канон - «Нью-Йорк должен быть разрушен!») нежно обнимает своих выживших родственников передними щупальцами. Родственники, понятное дело - это его жена и дети. Причём детей обязательно трое, и все трое - разного пола.

В общем, теперь обычно «конец света» описывается уже практически стандартно и стереотипно и может быть втиснут в некий сухой документ наподобие советского ГОСТа: с обязательным «введением» (где нам вкратце расскажут, где вся эта напасть, готовая сожрать мир, зародилась), «с составом» (где нам покажут мирную и спокойную жизнь главных героев), с «рецептом приготовления» (где нам собственно показывают или рассказывают о увлекательном процессе Апокалипсиса, Армагеддона и Джаггернаута) и с безусловными «методами контроля качества продукции» ( «Мир разрушен?: да/нет». «Да!». «Завершение программы работ. Хеппи-энд»).

На деле же, в реальной жизни, ситуация с «концом света» обстоит отнюдь не столь определённо и не столь естественно, как это описано у Святого Иоанна, Владимира Ильича Ленина или у Джеймса нашего Камерона в его классическом, теперь уже, «Титанике».

«Конец света» приходит к нам буднично, постепенно и каждый день. Нет Вавилонской блудницы, не слышно Ангела Вострубившего, не видно на небе Джаггернаута и даже Всадники Апокалипсиса если и скачут по нашим улицам то, сволочи, делают это уж как-то очень постепенно и незаметно.

Мир живёт, движется вперёд, занимается своей повседневной жизнью - и при этом «вдруг» оказывается в бессмертном и вечном состоянии - «верхи не могут, а низы не хотят».  Аннушка, разлившая масло час назад, и комсомолка-отличница, ведущая трамвай по маршруту, внезапно отрезают голову гражданину Берлиозу.

И все делают это в рамках своей обычной жизни, в рамках того привычного им социума, в котором они родились - кто двадцать, кто тридцать, а кто - и семьдесят лет тому назад.
Почему так происходит?

Происходит это потому, что наше общество меняется. Медленно, постепенно, но неотвратимо и неизбежно. И эта книга именно об этом - о том, как марафонский бегун коллективного человечества, набравший темп ещё 40 000 лет тому назад, бежит сейчас уже последние километры дистанции до столь далёких, но столь важных Афин. Воин-гоплит, победивший персов при Марафоне, спешит донести благую весть на форум. Он напрягает все силы и хочет сделать это как можно раньше. Что ждёт его в конце его пути: смерть - или радость и слава победы? И есть ли вообще конец у этого длинного и героического забега всего человечества? И где тот форум, на котором нас ждут друзья и близкие? Когда мы туда прибежим?
Именно об этом - эта книга.

И эта книга - отнюдь не религиозное пророчество и, конечно же, не голливудский блокбастер.  С одной стороны, здесь не будет кающихся грешников и божьей кары (хотя расплата за леность и самоуверенность, конечно, будет присутствовать). С другой стороны, вы не найдёте тут художественных полотен с картиной горящих Помпей и извергающегося Везувия (хотя о крахе цивилизаций прошлого и проблемах дня сегодняшнего тут будет рассказано порядком).

Эта книга - лишь скромная попытка анализа прошлого, рассказа о настоящем и прогноза того, что может произойти с нами в самом ближайшем будущем.

цивилизация, пик нефти

Previous post Next post
Up