Вышел месяц из тумана... (CIV35)

Mar 23, 2013 11:53


"Царь краем уха уже слышал, что Гринджеру двадцать шесть, что его замучили прыщи и чирьи и что живет он вместе с матерью. Там же вечерами он мастерил свои муляжи. В глухих, байковых закоулках души Гринджер таил надежду, что однажды встретит красивую девушку, которая поймет, какую вселенскую важность имеет каждая деталь шестиколесной церемониальной колесницы, запряженной волами. Эта девушка будет подавать горшочек с клеем, она всегда в нужный момент и в нужном месте крепко надавит пальцем и будет держать, пока клей не засохнет."
(Терри Пратчетт, "Пирамида")

Все мы знаем, что процесс увлекательной поклейки танчиков или вырезания деталей шестиколёсных церемониальных колесниц - это наше всё. Без поимённого перечисления всех полисов-городов, которые прислали своих гоплитов под Платеи или без детальнейшего описания всех особенностей изготовления какой-нибудь Lorica segmentata или скифского акинака - историческое военное исследование, безусловно, будет схематичным и неполным.

Однако, время от времени, на горизонте истории из тумана неизвестного вдруг появляются уникальные шушпанцеры и вундервафли, которые внезапно и надолго меняют всю картину глобального противостояния цивилизаций и народов.
В общем, как в бессмертном: "Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана... и понеслась!"


В этой статье я постараюсь собрать лишь некоторые из таких "шестиколёсных колесниц", которые как бы "вдруг", но очень надолго меняли весь ход мировой истории.

Как я предуведомил, конкретные детали могут быть различны - но если я вижу, что в истории, после появления очередного "месяца из тумана" народ, применивший его, до этого находясь на "обочине истории", после появления этого шушпанцера и вундервафли на сотню лет оказывается в центре событий - то это значит, что "всё это ж-ж-ж-ж - неспроста!"

И, конечно, многоуважаемые читатели, я всегда буду благодарен, если рядом со мной будут добрые комментаторы, которые всегда смогут подать автору горшочек с клеем, а в нужный момент и в нужном месте крепко надавят пальцем на нужную детальку и будут держать её, пока клей не засохнет.

Засим, приступим

При рассмотрении революционных изобретений в военной истории я сознательно ограничу в данной статье их список, включив в него лишь те изобретения, которые позволили максимально эффективно утилизировать энергию человека, лошади, воды и ветра.
Ведь журнал этот посвящён более вопросам энергии, а не военной истории. Я не специалист в "поклейке танчиков". Чесслово.

Процесс обуздания энергии человечеством я уже детально изложил в тексте " Ярости". Если кто-то хочет обновить логический строй мысли автора - тот текст можно перечитать ещё раз.
Второй момент, который важен для понимания взаимосвязи инновации и развития - это подход к описанию диссипативных систем в виде абсолютных хищников. Абсолютный хищник всегда и везде стремится максимально расширить ареал своего проживания - большая территория всегда даёт больший эффект, просто исходя из того, что может обеспечить большее основание пищевой пирамиды.
Территориальную экспансию хищника может остановить только тотальная непригодность какой-либо конкретной территории. Так, для человека умелого была недоступна Европа, для римлян - Россия, а для современных людей - недоступна Антарктида.

При этом я подразумеваю под доступностью именно возможность организовать цивилизацию определённого образца на выбранной территории. Боже, храни полярников - с их бюстом Ленина на Полюсе Недоступности в Антарктиде. Я пока обожду ехать туда с рассадой помидоров.

С другой стороны - все эти "сельские пасторали", в которых пастушки и пастушки мирно пасут нежных овечек - можете смело оставлять для сериалов про пони, в которых царствуют "дружба и магия". Реальность этого подлунного мира гораздо печальнее - если ты не развиваешь свою экономику, культуру, науку и военное дело - то завтра на твоём горизонте появятся "совсем другие пони":



Поэтому, кстати, я столь последовательно буду идти против идеи "самостийного, тихого, спокойного незалежного хутора", кто бы не двигал её, где бы он её не пропагандировал и под каким бы соусом она не засовывалась в мозги граждан.

"Иду на Вы!" - это всегда универсальный ответ на любой вызов среды. Об Антарктиде надо думать уже сегодня.
Через "не могу", всегда через "не хочу", всегда с потерями в ежедневном комфорте, но с вечным "надо". Потому что по другому - никак. Ведь как было в истории: сомнут-с, сожрут-с и трахнут-с. Или Европа - или Азия-с, господа. А мы - посредине исторического процесса.

Впрочем, я отвлёкся. Вернёмся к оружию, к энергии и к.. пони!

В представлении любого современного человека лошадь - это что-то вот такое:



Ферганская порода лошадей. Запомните этот профиль.

Однако, когда мы рассматриваем древние статуи китайских лошадей из могилы императора Цинь Шихуанди, то нашему взору представляются совсем другие лошади, скорее - похожие на пони, нежели на привычных нам арабских и европейских скакунов:



Ноги, конечно, не волочились по земле, но лошадки были чахлые...

При этом надо учитывать, что скульптуры из могилы Цинь Шихуанди отличаются поразительной реалистичностью - воспроизведено всё, включая мелкие детали танчиков черты лица отдельных воинов и мельчайшие особенности оружия и доспехов.
Так что вопрос о соответствии пропорций реальных лошадей их изображениям вряд ли уместен - чего-чего, а глины в Китае хватало. А вот с лошадьми был затык.

Всё дело в том, что домашняя лошадь приручалась и скрещивалась с дикими породами много раз. Современные генетические исследования лошадей показывают удивительную разницу популяции лошадей и современного человечества. Так, если все мы - и негры, и папуасы, и русские, и англичане, и китайцы, по сути дела являемся потомками всего двух генетических линий - "митохондриальной Евы" и "Y-хромосомного Адама", то с лошадьми ситуация обстоит совершенно иначе.

"Y-хромосомный Аметист" у нас тоже оказался один, а вот с "митохондриальными Жемчужинками" у нас полный гарем. Больше 90 линий мтДНК. Причём, что интересно, 77 линий вообще не сходятся к одной кобыле - что, в общем-то означает, что либо одомашнивание лошади происходило независимо в разных частях света, либо что к генотипу домашней лошади многократно добавлялся генотип кобыл, вновь отловленных из дикой природы.

Однако - факт остаётся фактом - до I века до нашей эры Китай рассекал именно на вот таком хреновом суррогате лошади.
В постоянных войнах Китая с сюнну, кроме того, было потеряно огромное количество даже таких хреновых  лошадей, и ханьское войско испытывало в них такую острую нужду, что вставал даже вопрос о прекращении дальнейших войн с варварами, несмотря на постоянные потери севера в противостоянии с ними.

Именно с целью пополнения поголовья лошадей и был предпринят поход в Фергану, которая славилась своими сильными и рослыми ферганскими конями, которых китайцы называли “небесными”.
Смешнее всего то, что сама ферганская порода - это смесь низкорослой монгольской лошадки и арабского скакуна - то есть классическая полукровка:



"Папа" ферганской лошади - арабский скакун.

Ферганская лошадь обладает высоким ростом и длинной шеей с довольно маленькой головой. Эта порода является результатом скрещивания привезенных из Центральной Азии и Ферганской долины коней арабской породы с низкорослыми, но выносливыми монгольскими лошадьми. Но возникла эта порода отнюдь не в Фергане - первые находки лошадей такой стати относятся к  VI - IV вв. до нашей эры и расположены в сарматских погребениях на Урале и Алтае.

Однако, в первом веке до нашей эры Урал для китайской цивилизации был похож на Антарктиду - и далеко, и холодно, и бюст Цинь Шихуанди не поставить.
Поэтому пришлось тянуть лошадей откуда поближе, а именно - из Ферганы.
За два года до основного похода ханьцев, с 104 по 102 г. до нашей эры, прославленный ханьский полководец Ли Гуан-ли почти добирался до Ферганы, но так и не достиг ее.
Ханьские войска легко доходили озера Лобнор, однако дальнейший их путь был сопряжен с огромными трудностями. Жители городов Таримского бассейна, через которые проходили армии Ли Гуан-ли, отказывались снабжать ханьские войска провиантом, и приходилось осаждать города, чтобы получать продовольствие. Это к вопросу о снабжении, если кто читал прошлую статью.
Как сообщал Ли Гуан-ли в докладе императору, “солдаты погибали не в боях, а от недостатка пищи”. Потеряв значительную часть своего войска, Ли Гуан-ли вынужден был повернуть обратно, даже не дойдя до столицы Ферганы города Эрши. В Дуньхуан прибыла лишь третья часть его солдат, остальные погибли в пути. Взбешенный неудачей император приказал немедленно готовиться к новому походу.

И вот с новыми силами в 102 г. до нашей эры 60-тысячная хорошо снаряженная армия во главе с Ли Гуан-ли выступила вновь. С чрезвычайными трудностями ей удалось достигнуть столицы Ферганы. Китайцы осадили город и отвели от Эрши воду. В городе начались волнения. Правитель Ферганы был убит. Городская знать согласилась предоставить китайцам несколько тысяч ферганских коней при условии, чтобы ханьские войска не входили в город.
Опасаясь выступления на помощь ферганцам сильной кангюйской армии, Ли Гуан-ли согласился на предложенные условия и немедленно снял осаду. Получив ферганских коней, ханьские войска выступили в обратный путь. Так Китай получил столь вожделенную лошадь, которая в чём-то была ценнее тонн золота.

Лошадь была нужна всегда и всем - для массы полезных и нужных дел.
Первым устройством, которое догадались присоединить к лошади, была телега. Поскольку качество изготовления телег было не ахти, первые "протоколесницы" были четырёхколёсными.
Достоверные находки первых телег есть в захоронениях ямной культуры, в частности, одна из самых древних телег найдена в кургане «Сторожевая могила» на территории Днепропетровской области, впрочем такие же по времени и сути находки есть и под Оренбургом, и в районе города Яссы, и даже в районе Таримской впадины.



Изображение шумерской ударной колесницы, Урский штандарт, ок. 2500 год до нашей эры.
О месте изобретения первой боевой повозки до сих пор идут споры. Достоверно её можно увидеть на рисунках в Месопотамии, относящихся к XXVI веку до нашей эры.
Кроме четырёх колес, эти первые "шушпанцеры" обладали ещё несколькими неудобными свойствами. Колёса их были сплошными, без спиц, а запрягали их, скорее всего, даже не лошадьми, а ишаками - находки лошадей современного типа в Месопотамии относятся скорее к 2000 году до нашей, нежели ко времени изображения первых колесниц-телег.

В момент рукопашной схватки двух армий возницы таких повозок держали свой шушпанцер возле места боя и подавали своим воинам новое вооружение взамен сломанного (ведь медь, камень и непрочное дерево, как мы помним, легко ломались, а до массовой бронзы оставалось ещё "всего" каких-нибудь 200-300 лет). Для повышения мобильности и управляемости "протоколесниц" возничих также начали усаживать в кузова запряжек. Это была первая функция боевых колесниц - транспортная.
Одновременно с транспортной функцией у нового рода оружия появилась и вторая задача: при сближении с противником воины из кузовов запряжек могли метать дротики и стрелять из лука (в Месопотамии того периода лук был крайне редким оружием, поскольку только после изобретения аккадского треугольного композитного лука это оружие стало весьма массовым). То есть, запряжка стала ещё и «подвижной огневой точкой».



Изображение аккадского лука, 2300 год до нашей эры.

Вообще же совершенствование уникальной сцепки "человек - лошадь - дальнобойное личное оружие" будет потом, на протяжении ещё четырёх тысяч лет, основным рефреном военного дела.
Исходя из утилизируемой мощности лошади, выучки всадника и точности, дальнобойности и пробивной силы дистанционного оружия - и будут складываться все пасьянсы последующей военной истории Евразии.
Хотя пехота, конечно, тоже всегда будет следовать за конницей, как и конница будет учитывать инновации, происходящие в пехоте на протяжении следующих четырёх тысяч лет.
Пока, конечно, не появятся первые, ещё очень "бумажные" танчики.
Тогда же, в 2500 году до нашей эры, первая колесница внезапно оказалась "прототанком", поскольку у неё появилась и третья,очень важная функция - ударная.
Эта функция возникла почти сразу,  в середине третьего тысысячелетия до нашей эры, как ответ на появившуюся тогда же месопотамскую протофалангу. Пехота при виде колесниц наконец-то поняла, что её сила - в единстве и сформировала первый упорядоченный строй, который и создал войну "такую, как мы знаем сейчас" - превратив её из неуправляемой свалки в изящество военного манёвра.

Первые ударные колесницы имели двухместный кузов и тоже были двухосными. Они включали такой характерный элемент конструкции, как высокий щит, защищавший спереди экипаж из двух человек. Сзади, за площадкой, к колеснице крепилась коробка с запасом дротиков и стрел.

Но настоящая инновация в "поклейке танчиков" и изготовлении шушпанцеров с лошадиным приводом снова пришла из Великого Ничто между Китаем, Европой и Тёплым Югом.

И это опять поставило всё в военном деле "с ног на голову".

Вышел месяц из тумана
Вынул ножик из кармана,
Буду резать буду бить,
Все равно тебе водить.

книга внутри нас, античность, и животноводство!, цивилизация, прошлое

Previous post Next post
Up