Фабрика мемов (CIV33)

Mar 20, 2013 13:48

Имя: Иванова Юлия Сергеевна. На фото - красивая девушка лет двадцати пяти.
( попутные мысли: "Хотя в реале это вполне может быть и волосатый, толстый, грязный и немытый мужик лет сорока. Но, наверное, приятнее думать, что тексты тебе будет писать красивая девушка с третьим размером груди...")

Уровень: 4-й (Профи). ( "Ну, тут понятно. Рейтинги-шмейтинги. Средняя температура по больнице. Двое в горячечном бреду - и труп на койке возле входа. В общем: пишу на «четвёрочку» обо всём" )

Цена за 1000 знаков: от 4$ до 10$ ( "Оппа. И на сколько же знаков я уже написал сегодня? Баксов на пять? Или на все десять? Хотя - я же любитель, а тут чётко написано: «Профи»" )

Заказов в работе: 53 ( "Ивановские ткачихи. Многостаночницы, ёпт..." )

Закрытых заказов: 3836 ( "Мдя. Я бы сдох" )

Вот такие они - современные фабрики мемов. Безжалостные и беспощадные. Поглощающие время и силы копирайтеров и одновременно - выдающие "на гора" мегабайты информации. Часто - совершенно ненужной и даже вредной, но кем-то востребованной. А кто платит деньги - тот, как мы помним - заказывает музыку.

Раньше, конечно, до изобретения компьютера и интернета, приходилось мучатся, как в старом, хорошем анекдоте о художнике и новом русском, выгуливающем своего сына: "Смотри, как дяденька без «Поляроида» пыхтит!".

И пыхтели. Ведь социальный заказ на мемы у людей был всегда. И чем большая власть была у того или иного человека - тем более монументальный мем он требовал "накопирайтить" ему на века.



Это знаменитая Бехистунская надпись, сделанная по приказу персидского царя Дария I и повествующая о событиях далёкого 523 года до нашей эры.
И древним копирайтерам, я хочу сказать вам, пришлось над ней попыхтеть.

Надпись была высечена каменотёсами в цельной скале, на высоте около 105 метров выше древней дороги, соединявшей Вавилон и Экбатаны. Размеры надписи велики сами по себе - она имеет 7 метров в высоту и 22 метра в ширину.
Кроме того, после её изготовления, древние зодчие срубили всю скалу ниже надписей практически вертикально ещё на два десятка метров, что сделало надпись практически недоступной и обеспечило её 100% сохранность и по сей день.
Вот уж точно: "Написано пером, вырублено топором". В хардкор-варианте.

Однако такое предусмотрительное техническое задание от заказчика к древним копирайтерам, несмотря на то, что обеспечило идеальную сохранность надписи, сыграло с ней и плохую шутку. Из-за недоступности надписи (напомню, 105 метров от дороги - даже лица героев разглядеть трудно, не говоря о том, чтобы прочитать текст!) всего лишь через век память о ней стёрлась и трансформировалась - и древнегреческий географ Ктесий, описавший её в своих работах, уже считал, что надпись повествует о богине Семирамиде.

На самом же деле, после прочтения надписи в XIX веке (что одновременно позволило начать массовую расшифровку клинописи различных месопотамских народов) причины такого рода предусмотрительности Дария I касательно сохранности надписи стали ясны и понятны.

В Бехистунской надписи рассказывается о походе персидского царя Камбиса в Египет и о последовавших затем событиях. Согласно надписи, Камбис перед тем, как отправиться в поход против египтян, велел тайно убить своего брата Бардию. Затем, в отсутствие Камбиса, некий маг (или жрец) Гаумата стал выдавать себя за погибшего Бардию и захватил престол.
Камбис, двинувшийся в Персию, умер при загадочных обстоятельствах, а власть Гауматы была признана во всех странах огромной персидской державы. Но через семь месяцев, 29 сентября 522 г. до н. э., знатные персидские мужи тайно проникли во дворец, где находился Лжебардия-Гаумата, и убили его. Один из заговорщиков, дальний родственник Камбиса, 28-летний вельможа Дарий, и стал впоследствии царем, которого мы сейчас знаем под именем Дария I.



Тореадор убил быка. Или всё-таки бык убил тореадора? По размеру яиц - неясно.

Некоторые современные историки (да и живший немного позднее "отец истории" грек Геродот) считают, что в действительности Дарий убил Бардию, объявив его магом Гауматой, чтобы самому стать царем.
Однако вряд ли мы когда-нибудь сможем в точности выяснить этот вопрос. Во всяком случае, народы персидской державы на протяжении двух лет отсутствия Камбиса в Персии были убеждены, что над ними царствует именно Бардия, сын Кира.

И для изменения их восприятия в любом из вариантов - потребовалось сделать нечто фундаментальное. Изваять мем, который смог бы простоять в веках. Написать текст на древнеперсидском, эламском и вавилонском - да ещё и снабдить его снизу пояснительной картинкой для неграмотных: внизу Гаумата, сверху на нём - Дарий, а в облаках - Ахурамазда.
По ходу пьесы - это теперь и самое древнее изображение самого Ахурамазды. Ведь, как мы помним, для любого крупного дела и тёмного убийства и древности, да часто и сейчас, лучше привлечь кого-нибудь "с самого верха".
"Наверху принимаются самые смелые решения!"

Дарий, который развернул большую пропагандистскую деятельность на главных языках Персидской империи, по всей вероятности, велел перевести Бехистунскую надпись и на греческий язык, а также распространить её и среди греческого населения малоазийских городов. Сохранившиеся до нашего времени в Элефантине, в Египте на границе с Нубией, и в Вавилоне соответственно арамейский и аккадский варианты этой надписи имеют прямое указание  о том, что Дарий велел распространить свою версию событий 523-521 гг. по всем странам Персидской империи.

Библейские источники также подтверждают, что Ахемениды писали «в каждую область письменами её» и «к каждому народу на его языке».
Короче, года два-три все "придворные копирайтеры" писали о Гаумате, Бардии и Дарии "в официальном ключе" не покладая клавиатур зубил и клинописных палочек.

Древняя фабрика мемов. Хардкор.

Замечательные мемы породила и жизнь, и египетский поход, и смерть самого Камбиса. Что в них правда, а что - вымысел - я не скажу вам наверняка никогда.
Копирайтеры, которым поручали описать деяния последних лет жизни Камбиса и его смерть, судя по всему, получали столь противоречивые заказы от столь широкого круга "заинтересованных лиц", что результат их деятельности даже сейчас поражает нас и гротеском, и логичной несвязанностью событий.



Камбис II берёт в плен фараона Египта Псамметиха III. Найдите отличия с Дарием I.

Ну вот, в самом деле - как объяснить Дарию, что его предшественик Камбис, который захватил полмира (от оазисов Ливийской пустыни и Эфиопии и Фракии и до Согдианы, Бактрии и долины Инда) и от которого, собственно говоря, и сам Дарий вроде как получает "мандат" на Персидское царство - это "неправильный" царь?
Приходится выдумывать пируеты похуже "развенчивания культа личности", который пришлось делать на ХХ съезде КПСС.

Посудите сами.
В осаждённом Египте - упадок, разброд и шатания. Предатели-египтяне наперегонки бегут навстречу персидскому войску.
Глава греческих наёмников Фанес переходит на сторону персов, и передаёт ему сведения о структуре египетского войска.
Изменяет фараону вельможа-евнух Комбафей, жаждущий получить пост "наместика Египта" и передаёт Камбису сведения о "мостах и прочих делах египтян".
Изменяет Египту и командующий египетским флотом Уджахорресент, сдавая персом без боя флот прямо в гавани. В своей надписи, дошешей до нас, содержащей его автобиографию и являющейся современным событию египетским рассказом, Уджахорресент откровенно хвастает милостями персидских царей. Правда, некоторые отождествляют Комбафия с Уджахорресентом, но мем "Иуды" от этого не тускнеет - судя по всему в Египте тогда предательство было поставлено на конвейер.

Камбис захватывает Египет. Как управлять этим сбродом?
Камбис продолжает политику своего отца Кира по отношению к покорённому Вавилону, перенося её в творческом плане на Египет. Камбис коронуется в Саисе по египетским обычаям, принимает титулы «царь Египта, царь стран» и «потомок богов Ра и Осириса», традиционный для египетских  фараонов, берёт себе египетский мем египетское имя - Месут-Ра (буквально: «Порождение Ра»).

На рельефах из Египта Камбиса изображают в египетской одежде. Он участвовует в религиозных церемониях в храме богини Неит в Саисе, приносит жертвы египетским богам и оказывает им другие знаки внимания. Чтобы придать захвату Египта законный характер, создаётся мем миф о рождении Камбиса от брака Кира с египетской царевной Нитетидой, дочерью фараона Априя.



Камбис, поклоняющийся священному быку Апису. Оригинальный египетский барельеф.

Однако в дальнейшем в источниках начинаестся уже просто-таки "трэш, угар и содомия".
Великий стратег, искуссный полководец и великолепный политик Камбис II предстаёт перед нами безумцем, пьяницей и полным идиотом. Посудите сами, какой "список добрых дел" приписывают Камбису позднее различные "копирайтеры" ("Цена за 1000 знаков: от 4 до 10 денариев...")

- Камбис явился в Саис исключительно для того, чтобы самому лично надругаться над мумией фараона Амасиса, который умер за полгода до вторжения Камбиса в Египет ("Сталин лично расстрелял 100 тыщ миллионов людей...")
- Камбис сжёг Серапеум - храм, в котором погибли остатки Александрийской библиотеки. Правда, Серапеум построили через триста лет после смерти Камбиса ("Что, и церковь XVI века разрушил тоже я?")
- Разграбил Рамессеум - погребальный храм Рамзеса II, построенный где-то за 700 лет до вторжения Камбиса в Египет ("Сам Сталин - ничтожество, деспот и тиран")
- Камбис, в порыве ярости, убил священного тельца Аписа - когда попытался заколоть кинжалом, но только ранил в бедро, от чего тот, однако, всё равно пал. ("При Сталине наступил упадок отечественной культуры")
- В припадке безумия он избил свою беременную жену Роксану (которая была его младшей сестрой!), да так, что та преждевременно начала рожать и от этого умерла. ("Сталин ел детей!")
- Потом он из лука застрелил сына своего доверенного человека Прексаспа, велел без всякой веской причины схватить двенадцать знатнейших персов и с головой закопать живыми в землю, а также хотел казнить и Крёза, своего советника и наставника, лишь за то, что тот сделал ему по этому поводу замечание. Верные слуги укрыли Крёза и, хотя в дальнейшем Камбис простил Крёза, все слуги за ослушание были казнены. И ещё много подобных преступных деяний в неистовстве совершил Камбис. ("Есть человек - есть проблема, говорил товарищ Сталин. Нет человека - нет проблемы")
- Ну и, конечно, последним аккордом - Камбис, по дороге назад из Египта в ярости ранит сам себя в бедро своим мечом, а потом умирает от гангрены. ("Скончался Усатый, все вздохнули свободно!").

В общем, у кого как - а у меня рассказы Дария, Геродота, Страбона и Плиния о Камбисе ничего, кроме смеха, не вызывают, поскольку, скорее всего, в Фивах всё было как-то вот так - и Жрецы, и Вождь:



По крайней мере - египетские каменные мемы (причём - хорошо сохранившиеся, никто особо имя Камбиса там не портил) говорят нам именно об этом. Что неправда написана и на Бехистунской надписи, и у Геродота. «Нэ так всо это было. Савсэм нэ так».

Но, как сказал бы Камбис товарищ Сталин - «Других писателей у меня для вас нет». Геродот, описывавший Камбиса, по крайней мере был через семьдесят лет на поле битвы в Пелусии, где Камбис сломил египтян. И описывал там множество костей убитых воинов, сваленных в отдельные кучи. На одной стороне лежали кости персов, как они были погребены, а на другой - египтян. Кости не врали. Персы сражались с египтянами и победили. А кем был в жизни их генераллисимус - мы можем лишь догадываться.

А вот со статуи Иуды-Уджахорресента, с которой мы, собственно, и прочитали его хвалебные мемы о "богатых персидских подарках за мои деяния", голову таки сняли:



Иуд не любили нигде - ни в России, ни в Древнем Египте.

С появлением папируса и пергамента вопрос о создании, выдумывании и копировании мемов уже вышел на качественно иной уровень. Папирус и пергамент, в отличии от глины или гранита скалы - гораздо более удобный материал. "Папирус всё стерпит!"
Надписи на папирусе или пергаменте можно стереть, а потом легко написать поверх них новые, уже правильные. Сегодня Дарий убивает Гаумату, а завтра, глядишь - и уже воскресший Бардия убивает Дария. Называется такая практика палимпсест. Иногда такое делали по бедности, когда старый текст оказывался уже неактуален, а нового папируса не было, но иногда - и сознательно внося исправления на старый папирус или пергамент, исправляя и корректируя старый текст.
Ведь недаром "изглаживание имени на камне" - это наиболее жестокая посмертная казнь по египетским представлениям. А на папирусе? Да вообще не проблема!
С другой стороны - сейчас с помощью ультрафиолета и томографии старый текст на папирусах и пергаментах восстановить иногда можно, а вот с гранитом и мрамором это отнюдь не всегда бывает возможно - тут уж "умерла так умерла":



Читателям предлагается самим найти "мраморный палипсест". Подскажу, что это - имя.

Кроме того, что в древности (Да и сейчас! Иванова Юлия! 53 заказа в работе, 3836 заказов завершено!) мемы всегда создавались под конкретного заказчика, интересно оценить, какое количество оригинальных (надежно продатированных какими-либо независимыми методами) письменных источников дошло до нас по векам.

Как пример - возьмём иллюстрированные манускрипты. Вот, если что, их более-менее полный список. Количество находок по векам - вы, я думаю, можете оценить сами, находки уверенно датируются со II века нашей эры. До V века нашей эры - это по одной-две находки на столетие.

Вот - список достоверно дошедших до нас древнеегипетских папирусов. 5-10 находок на столетие, но некоторые столетия - немые, без единого папируса. Древнеегипетских мемов немного, их недостаточно сильно переписывали. Плохо размножались эти мемы, выжило их немного.

С текстами Евангелие - безусловно, получше. Тут надо отдать должное еврейской традиции "записывать всё" - христианские книги даже на древних папирусах дошли до нас в количестве большем, чем всё древнеегипетское папирусное наследие. Вот список, если что.

Однако, в целом и общем, картина письменных источников (не переписанных познее, а оригинальных кусков чего-либо материального, дошедшего до нас сквозь века) для древнего мира по современным меркам просто-таки до обидного бедна - либо это очередная гранитная "победа коммунизма неизбежна" очередного царя, либо обрывки реальной жизни реальных людей.

Особенно же обидно отсутствие письменных источников где-либо за пределами "плодородного субтропического пояса" от Франции до Китая.
Всё пространство севернее "линии винограда" вплоть до IX века нашей эры - немое. Там нечего прочитать, мемов, даже плохих и нелогичных, там вообще нет.

Там есть только кости, как на поле битвы Камбиса с египтянами.
А кости, как мы знаем, иногда могут сказать гораздо больше правдивых вещей, чем придуманные кем-то мемы.
Ведь это - кости твоих предков.

античность, война мемов, цивилизация

Previous post Next post
Up