Прошлая статья, которую я написал просто для того, чтобы вспомнить некоторые свои прошлогодние прогнозы о будущем Украины и объяснить свой выбор по разворачиванию системы организации людей на местах в зоне вооружённого конфликта на Донбассе вызвала удивительный для меня навал людей, которые всерьёз обсуждали некие "возможности" для Украины прожить будущую зиму более-менее кучеряво.
То есть - решить проблемы отсутствия угля, газа, денег и валютной выручки исключительно путём некоего "затягивания поясов", которое будет хоть и болезненным, но терпимым.
Однако грустная зимняя реальность, скорее всего, превзойдёт самые пессимистичные ожидания тех "единоукраинцев", что хотят отсидеться за "железным занавесом" бравых воякив, участвующих в АТО.
Итак, начнём, по пунктам.
Во-первых, никакого "прекращения огня", о котором так сладко пели центральные российские каналы и которым поддакивали подконтрольные хунте украинские каналы - нет и не будет.
Обе стороны конфликта в итоге нащупывают некую, устраивающую обе стороны линию, на которой и произойдёт временное истощение сторон - в преддверии зимней кампании.
Пока, в текущем состоянии сторон, это реки Кальмиус на юге и Северский Донец на севере - и границы плотной городской застройки в районе Донецка, Горловки, Первомайска, Енакиево и Ясиноватой.
Именно нахождение ВСУ в районе агломерации Донецка-Горловки и Первомайска-Алчевска (с перспективой глубокого охвата и окружения двух этих агломераций и не даёт конфликту завершиться.
Любой обстрел со стороны ВСУ из предместий этих агломераций приводит к жертвам среди мирного населения и разрушению жилищного фонда и инфраструктуры, а ответные действия ВСН неизбежно ставят вопрос об окружении и уничтожении вклинившихся в предместия городов группировок украинской армии.
Поэтому, конечно, ВСН будут стремиться отбросить вооружённые силы хунты к укрепрайону Славянск-Краматорск, а то и выбить их в район харьковского Изюма - только так можно обезопасить основные города Новороссии от постоянных угроз постепенного разрушения в результате артобстрелов.
Скорее всего, уже 20-25 сентября мы увидим последнее в этом году "решающее" наступление войск хунты, приоритетными целями которого как раз и будет срезание Алчевского выступа (что сразу же затруднит снабжение Горловки и Донецка и деблокирует Дебальцево) и стратегическая цель окружения Донецка.
Это, в общем-то, будет ухудшенной калькой предыдущего плана, который уже три раза упирался в стойкость ополчения Новороссии в обороне - сначале при штурме Шахтёрска, потом - при прорыве ВСУ к Красному Лучу, а в конце - при эпическом штурме Иловайска, который и привёл к августовскому разгрому формирований Нацгвардии, территориальных батальонов и ВСУ.
Однако для нас в данном "во-первых" существенно следующее: все боевые действия последней осенней кампании соединений ВСУ и противостоящих им войск Новороссии пройдут в очень густонаселённых районах.
Это неизбежно приведёт к массам жертв среди мирного населения, к дальнейшей дезорганизации гражданских служб, к ещё большим потокам беженцев и к дальнейшему разрушению критической для выживания населения инфраструктуры.
И вот тут, где-то посередине октября, у нас и настанет состояние "во-вторых".
Это самое во-вторых, которое ознаменует собой уже тотальное, а не относительное разрушение всего и вся на Донбассе, связанное со всё ускоряющейся деградацией городской жизни, которую невероятно сложно поддерживать на сколь-либо пристойном уровне в сложившейся ситуации.
Первыми, безусловно, пострадают все инфраструктурные сети: электроснабжение, газопроводы, водоснабжение и канализация, автомобильные и железные дороги.
В ситуации тотального безденежья и обнищания населения в "зоне АТО", да и по всей территории Украины можно будет вспомнить массу сюжетов из 1990-х годов, когда все эти сети были ничем иным, как постоянным источником дохода в виде лома чёрных и цветных металлов.
Ситуация "Война всё спишет" лишь усугубит ситуацию: каждая из сторон будет неспособна и воевать, и охранять стратегические объекты, и контролировать всё более озлобляющееся населения на предмет "скрутить чего-нибудь ценного себе на поесть".
Ведь каждый обесточенный трансформатор - это ещё и полтонны меди, а каждый километр ЛЭП - ещё и моток алюминиевой проволоки.
Ну а железнодорожный вагон или опора электропередач - ещё и несколько тонн или даже десятков тонн ценного чёрного лома. Как и рельсы, как и стрелки, как и какая-нибудь бесхозная труба, насос или электродвигатель.
Этот стихийный и неостановимый процесс разрушения инфраструктуры на территории ЛНР и ДНР и частично - на территории остальной "Руины" поставит крест на попытках стабилизировать ситуацию.
И речь даже не о поставках угля, хотя в такой ситуации, в результате остановки и затопления шахт, их кратное падение - уже
свершившийся факт. Речь идёт о гибели всей Украины, которая своими же руками погубила тех, кто мог помочь всем "единоукраинцам" пережить эту длинную и холодную зиму.
В ситуации борьбы Киева против народного восстания на Донбассе - киевская хунта согласна и сама "зарезать курицу, несущую золотые яйца". Лишь бы задушить ДНР и ЛНР.
Но при этом киевские манкурты душат и сами себя - в стране
уже остановилась одна из самых крупных ТЭС - Змиевская (2175 МВт), которая даёт около 2% украинской электрогенерации, а ситуацию на Трипольской ТЭС (1800 МВт), расположенной возле стольного града Куева даёт вот такой короткий репортаж с мест:
"А вот что будет этой зимой, страшно и представить. Я работаю на Трипольской ТЭС, палим уголь, делаем из него электричество. Угля почти нет - на сегодня в запасе всего около 40 000 тонн. При работе одного котла (котел ТПП-210А, 200 МВт ) в однокорпусном режиме среднесуточные затраты проектного топлива составляют около 3500 - 4000 тонн т.е. Нехитрый подсчет говорит о том, что топлива хватит до конца сентября. Есть и признаки Ж*ОПЫ: на предприятии вводится принудительный отсыл в отпуск за свой счет, пока только на 2 дня в месяц. В октябре будет ещё хуже - уже 3-5 дней за свой счет. На ноябрь готовиться проект приказа о 4-х дневке, для пенсионеров и инвалидов - 3-х дневка."
Такое пакостное состояние электроэнергетики приведёт к одному: веерному отключению электроэнергии для всех некритических категорий потребителей по всей Украине.
То есть - регулирующей мощности (ГЭС и ТЭС) - просто не хватит на то, чтобы обеспечивать потребителей электрической мощностью с 06:00 до 09:00 (утренний пик) и с 18:00 до 22:00 (вечерний пик).
Поэтому, как говорилось в старом анекдоте, "мы телевизор теперь и при свечах посмотрим". И пердячим паром произведём сталь, чугун, минеральные удобрения и хлеб.
Скакали? Получите.
Дополнительной проблемой является и то, что часть ТЭС являются ещё и ТЭЦ (теплоцентралями), снабжая при этом крупные города тепловой энергией (горячая вода и отопление).
Например, Приднепровская ТЭЦ (угольная) снабжает теплом весь левый берег Днепропетровска и массив "Победа" (около 500 тысяч жителей), а весь Киев критически зависит от киевских газовых ТЭЦ.
И тут, как вы понимаете, тоже возможны неприятные сюрпризы. Например, вида того, что газа для баланса потребления сейчас совершенно не хватит.
Речь сейчас
идёт о недостатке 5 млрд. кубометров природного газа в газовом балансе страны. Много это - или мало?
За осенне-зимний, наиболее напряжённый период времени, страна использует,
согласно заявлением чиновников, около 26 млрд. кубометров газа.
Около 10 млрд. кубометров, если всё будет в порядке с линией фронта в Новороссии, согласно тем же заявлениям чиновников, даст газодобывающий Полтавско-Харьковский регион.
Однако, при анализе предыдущей статистики, уже в этой цифре есть лукавство: за прошедшие 7 месяцев
страна добыла 11,5 млрд. кубометров "голубого золота", что даёт за 6 месяцев отопительного сезона (октябрь 2014 - март 2015 года) цифру в 9,85 млрд. кубометров.
150 миллионов кубов газа взять уже сугубо негде - это означает нереальный рост ещё на 1,5%, вдобавок к уже существующим объёмам добычи.
Ещё более печальна картинка с газовыми хранилищами. Из заявленных 16 млрд. м3 по состоянию на середину сентября 2014 года около 4-5 млрд. м3 составляет так называемый
"буферный газ", который из хранилищ достать невозможно в принципе.
Ну и конечно же, заявления о европейском реверсе тоже добавляют перчинку к сладкому тортику украинского газового баланса. Судя по заявлениям, такого реэкспорта Украина ожидает не много не мало - а целых 6 млрд. кубометров за осенне-зимний период.
Сладки мечты, да на вкус будут горькими - скорее всего, на фоне полного безденежья Украины, вдобавок к массе технических проблем с организацией реэкспорта - у страны просто элементарно нет денег на покупку "голубого топлива".
От
слова совсем.
Чёрная металлургия, которая была донором экспортных поступлений все 1990-е и 2000-е годы и которая во многом базировалась именно на Донбасс, сегодня не просто падает - она коллапсиркет, как отрасль.
Падение производства стали в августе уже составило 68%, а чугуна и проката - немногим меньше - "всего лишь" 32-33%.
Если это не катастрофа кормилицы укропроекта, то я, наверное, полковник ГРУ ГШ РФ.
Кроме того, судя по ситуации на валютном рынке, это уже понятно абсолютно всем. Курс летит в тартарары и вскорости вполне может
найти себе уютное место в районе... 50 гривень за доллар.
Это если, в общем-то, считать по голой математике. Без дураков, в текущей, ещё не самой кризисной ситуации.
Страна по состоянию на сентябрь 2014 года стоит в 2 месяцах от полного закрытия импорта (именно столько сейчас составляют консолидированные резервы НБУ в пересчёте на общий импорт).
Да, ситуацию агонии можно продлить, исключив из закупок хамон и пармезан, фольцвагены и диор. Но даже на критический импорт в таком случае останется не больше, чем полгода в пересчёте на резервы.
В общем, как ни крути, а зима будет жёсткой на всей территории страны.
И в следующем году, эдак в марте, на улицы промёрзшего Киева войдут танки.
Какие флаги на них будут развеваться - уже не суть важно. Может быть - жёлто-синие гетмана Скоропадского, а может быть - красные с синим андреевским крестом флаги Новороссии.
Дело в том, что существующий режим - не жилец. И это уже никак не исправить,
никакими усилиями.
Фашиствующего, русофобского уродца в центре Европы из Украины не выйдет. Ножки у него подкосятся много раньше.