Путешествие Алисы от Верблюдов к Боингам - и обратно (KSA1)

May 25, 2012 10:32


Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница, вся королевская рать.
Не может Шалтая, не может Болтая,
Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая поднять!
английская, народная
Использованы материалы: www.theoildrum.com

Во время разговоров о перспективах будущего мирового производства нефти практически неизбезно  - на третьем или четвёртом абзаце любой статьи - возникает тема Саудовской Аравии. Самый крупный игрок, самая большая добыча, самые большие запасы углеводородов, самая качественная нефть, самая низкая стоимость добычи.

Большинство из вышесказанного является правдой. Многие вещи по-поводу Саудовской Аравии и её нефтедобывающей промышленности сознательно преувеличены или преуменьшены. Некоторые утверждения являются прямой ложью. Короче, всё как всегда - дьявол реальной жизни спрятался в деталях и корчит рожи нашим идеальным представлениям об окружающем мире.

Так что же не так с крупнейшим игроком нефтяного рынка?


ВЕРБЛЮДЫ

Начнём с истории. Нефть в аравийских песках была надена ещё в 1935 году. Первые семь геологоразведочных вышек , исходя из предыдущих сейсмических исследований, проведенных в 1933-34 годах, было решено заложить в районе бедуинского поселения Даммам. Разведку в пустынях Саудовской Аравии вели в то время американские нефтянники, на тот момент самые опытные в мире:
http://www.saudiaramcoworld.com/issue/196301/seven.wells.of.dammam.htm

Шесть первых вышек, несмотря на опыт нефтянников, успешно "промазали" мимо будущего месторождения Дамман. Дело "пахло керосином", точнее - вовсю переставало пахнуть нефтью.  Однако седьмая вышка, знаменитый Damman-No7, которая была добавлена в план разведки в последний момент, внезапно, на глубине около 1400 метров, подсекла мощный нефтяной пласт и начала фонтанировать сырой нефтью в объёме 1 585 баррелей в день. Через три недели дебит вышки возрос до 3810 баррелей в день. Это была победа.



Well done, well seven!

Что интересно, тогдашний шейх династии Саудов - Абдул ибн Сауд - предпочитал золото какой-то там гипотетической нефти, в результате чего право дальнейшей эксплуатации аравийских месторождений досталось американцам после выплаты ибн Сауду 50 000 фунтов золотом. Не остров Манхэттен, но в целом - тоже очень дешево:
http://www.ibnsaud.info/main/3601.htm

Вышка Damman-No7 проработала с тех давних пор ещё 44 года и совокупно выдала "на гора" 32,5 миллиона баррелей нефти. Для сравнения и понимания, насколько цифры добычи и разведки для нефти поменялись с тех пор - сейчас хорошая, продуктивная вышка в формации Баккен (Bakken) на территории США выдаёт в среднем 100 баррелей в день, а в качестве крупных открытий месторождений нефти сейчас рассматриваются объекты (а не добыча одной-единственной вышки!) размером в 50-100 млн. баррелей.

НЕ БЫЛО НИ КОПЬЯ, А ТУТ - АЛТЫН

Ну, дальше, собственно говоря, понеслась моча нефть по трубам.
Картинка добычи нефти резво покатилась "на горку", понятное дело, отнюдь не стараниями самих бедуинов, но при активнейшем участии предприимчивых американских нефтянников и бизнесменов. Уже в 1936 году, на базе предварительно подписаного с шейхом ибн Саудом соглашения, была организована "Калифорнийско-Арабская Стандарт Ойл компани" (Casoc), которая развернула в бескрайних аравийских песках одну из наиболее масштабных в истории геологоразведочных компаний. Первый танкер аравийской нефти на экспорт ушел от берегов Саудовской Аравии уже в начале 1939 года. Вокруг уже вовсю громыхали первые взрывы Второй Мировой войны и новый мощный источник нефти оказался, как нельзя кстати.

Об этом времени американской "бури и натиска" в вопросе освоения песков Саудовской Аравии можно рассказывать очень долго, но это немного выходит за тему данной публикации. Для понимания сути того момента я рекомендую посмотреть вот этот небольшой фильм о начале работы "Стандарт Ойл" в Саудовской Аравии:

Часть1

image Click to view



Часть 2

image Click to view


Как видите, осликов, верблюдов, нищеты и пафоса в то время в Аравии чуть меньше, чем дофига, а вот нефтянники только начинали появляться...

Результатом усилий Aramco (уже Arabian-American company - так, начиная с 1944 года, стала называться Сasoc) по разведке явилось открытие сверхбольших месторождений качественной, лёгкой аравийской (арабской) нефти. Самые крупные месторождения были названы весьма символически - Ghawar (Король), Abqaiq (Королева), Safaniya (Вторая жена), Berri (Великий визирь) и с десяток "августейших особ" рангом пониже. Американцы хотели, в общем-то, лишь всячески польстить саудитам, - но, по факту, вся саудовская династия того времени нашла себе символическое пристанище, если не на небесах, то уж в недрах своей земли - так точно.

Сверхбольшое месторождение Гавар (Ghawar), открытое в 1948 году и введённое в эксплуатацию уже в 1951 оказалось вообще самым большим в мире. Его начальные извлекаемые запасы (а мы помним, что считать стоит только их, ведь что осталось в пласте, то нам не принадлежит) составили, по разным оценкам - от 60 до 120 млрд. баррелей.

В результате, по итогам разведки получилась вот такая картинка:


Как видим, саудовские нефтяные поля на самом деле сконцентиррованы на достаточно небольшой территории. Никаких различных нефтеносных провинций, как в России, тут нет и в помине - всё рядом, всё компактно и очень близко к морским торговым путям. Именно это сыграло с Саудовской Аравией злую шутку - иностранцы, пользуясь уникальным состоянием Саудовской Аравии в 1930-1940е годы - по сути дела это была весьма условная территория некой "зоны племён", начали доить страну нефтью. Благо, нефти было с избытком и даже слишком.

ШПАЙШ МАСТ ФЛОУ

К началу 1950х годов ситуация с нефтью уже созрела и перезрела. Король Абдул ибн Сауд уже отчётливо понимал, что никакие подачки "западных братьев", даже в полновесном золоте, никак не покрывают того гешефта, который американцы вовсю снимали с прежде бесплодных саудовских песков. И потребовал пацанского равного участия в прибылях Aramco. В противном случае пригрозив полностью национализировать по факту и описи всю нефтяную индустрию. Тем более, что за несколько лет до этого такой трюк - получить 50% прибылей - удалось провернуть тогдашнему министру развития Венесуэлы - Хуану Пабло Пересу Альфонсо, одному вдохновителей идеи будущего ОПЕК.

Терять столь привлекательную дойную корову, как КСА, американцам совершенно не хотелось, но и отдавать запросто так целых 50% прибылей кэшем было тоже совершенно недопустимо. Пришлось изголяться и придумывать альтернативную схему буквально "на ходу".

В результате ибн Сауду было предложена следующая схема - дабы глубокоуважаемый и высочайший не лез во всякие грязные бухгалтерские книги неверных, Правительство США и Казначейство - будут сами вычитать в виде налоговой льготы 50% от прибылей Aramco и, переводить их на счета Абдула ибн Сауда в американском Казначействе. Схема, по которой обманули доверчивого бедуина, даже получила потом у самих американцев название "Золотой трюк" (Golden gimmick). Тратить эти средства Абдул ибн Сауд мог, конечно, по своему желанию, но мы-то понимаем, что никакой независимости от США он не получил, а по факту лишь ещё больше приковал Саудовскую Аравию к американской нефтяной качалке.

Следующий акт драмы Aramco случился в 1973 году.
После начала войны Израиля с Сирией и Египтом и начала открытой поддержки Израиля со стороны США, Саудовская Аравия поняла, что настало время действовать. Собственные интересы КСА диктовали её потребность к дальнейшему перераспределению нефтяных прибылей в её сторону. Первый залп прогремел одновременно с введением в 1973 году нефтяного эмбарго - КСА национализировало 25% Aramco. В 1974 году было объявлено о национализации 60% компании, а к 1980 году в собственность Саудовской Аравии перешло все 100% акций компании. Однако, надо учесть, что даже сорока лет (1933-1973), за время которых арабы бок о бок трудились в Aramco вместе с американцами, оказалось недостаточно, чтобы эффективно управлять такой сложной системой, как нефтедобыча. Полностью же управление Aramco (хотя бы номинально!) было передано под саудовский менеджмент только в 1988 году. До тех пор всем и вся в нефтедобыче Саудовской Аравии и де-факто, и даже де-юре заправляли американцы.

За это время добыча нефти в Саудовской Аравии бодро и неуклонно росла, хотя два нефтяных кризиса - 1973 и 1979 годов - безусловно сказались на плавности этой восходящей кривой:


В результате двух нефтяных кризисов - 1973 (войны Судного дня) и 1979 (исламская революция в Иране на западе были предприняты беспрецендентные меры по экономии жидкого топлива, но результаты сказались отнюдь не сразу.

Одновременно, к 1982 году ирано-иракский конфликт, начавшийся в 1980 году и послуживший ещё одним толчком к ещё одному росту цены на нефть, вступил в свою вялотекущую стадию, но дополнительные мощности нефтедобычи по всему миру, введенные на гребне высоких цен, начали качать нефть по всему миру.

К началу 1984 года продукция Саудовской Аравии балансировала на пике более 10 млн. баррелей нефти в день, но спрос на нефть в мире начал резко падать - одновременно с крахом нефтяных цен. Кроме того, иракцы и иранцы, начиная с 1984 года начали активно топить танкера третьих стран в Заливе - конфликт на суше стал совершенно бесперспективен.

Эти четыре фактора - крах цен, ввод новых мощностей, танкерная война и спад потребления нефти в мире - сломали хребет саудовскому Левиафану. Добыча нефти "стремительным домкратом" понеслась в тартарары. Всего за один год добыча КСА рухнула ровно вдвое - с более чем 10 млн. баррелей в день до 5.

Именно отсюда, собственно говоря, растут ноги у одного старого вопроса - Есть ли у КСА в любой момент резервные мощности по производству нефти?

Ответ №1: Да, они были.
Ответ №2: Нет, их уже нет.

Эти мощности, построенные ещё во времена сотрудничества США и КСА в рамках Aramco были невостребованы ни в конце 1980-х, ни в 1990-е годы. Но именно этими резервными мощностями по производству дешёвой нефти шантажировали СССР в конце его существования. И именно эти резервные мощности обеспечили быстрый рост мировой экономики в 1990-е, когда надо было срочно осваивать ресурсы от краха СССР. Именно дешевизна нефти из этих резервных источников вызвала кризисы 1997 и 1998 года. И именно они подошли к точке своего пика в конце 2000-х. Всё это отчётливо видно на графике исторической добычи нефти Саудовской Арвией.

Но, для того, чтобы искушённый читатель не призывал на помощь мифическую птицу Обоснуй, мы попросим его подождать до следующей статьи, где мы разберём детально, как:

Вся королевская свита, вся королевская рать.
Не может Катифа, не может Даммама,
Не может Зулуфа, не может Манифу,
Не может Гавара поднять!
арабская, народная

обзоры рынка энергии, Саудовская Аравия, прошлое, летять утки

Previous post Next post
Up