Как не профукать 560 миллионов, или Грамотный подход к внеуличным переходам

Mar 26, 2015 14:07

Подземный или надземный пешеходный переход - такое же средство организации дорожного движения, как отбойник, развязка, светофор или реверсивная полоса. И как любое средство ОДД, переход не может быть «плохим» или «хорошим». Он либо эффективен, либо бесполезен в зависимости от того, в каких условиях его построить! Оставим пока за скобками вопрос удобства и пользы внеуличных переходов для пешеходов (этот вопрос достоин отдельной статьи), поговорим о транспортном эффекте.

В Москве строят по 30-40 внеуличных переходов в год. Каждый из них обходится казне в сумму от 40 до 150 млн. рублей и более. Казалось бы, прежде чем тратить такие деньги, власти должны были провести аудит проблем на дорогах и строить в первую очередь такие переходы, которые дадут максимальный эффект и для расшивки узких мест на дорогах, и для безопасности пешеходов.

К сожалению, ничего подобного не было сделано. В десятках мест, где внеуличные переходы очень нужны, их никто не строит и пока не собирается. Зато строится и уже построено много переходов, которые ничего, кроме недоумения, не вызывают даже у заядлых автомобилистов.

Переходы бессмысленные и беспощадные
Особенно изобилует ими Южный округ Москвы. Медом здесь, что ли, намазано?

Вот такой пешеходный мост возвели на тихой улице Новинки в тупиковом жилом районе Нагатинский затон. Раньше здесь был светофор, который никаких пробок не создавал, так как главное узкое место улицы - перекресток с проспектом Андропова.


Есть мнение, что таким образом решили «повысить безопасность школьников» (рядом со школа №838). По-моему, спорная идея: переход на зеленый и так вполне безопасен, а если школьник - юный нарушитель раньше перебегал "по земле" на красный, он будет делать то же самое без зебры и светофора, «ловя окно» в транспортном потоке, благо он на Новинках неплотный. И где тут безопасность?


Не менее глупый переход возводят уже который год на Коломенском проезде неподалеку от проспекта Андропова. Транспортного смысла в нем тоже ноль: лимитирующие участки Коломенского проезда - перекрестки с проспектом Андропова и с Симферопольским бульваром, а для безопасности здесь достаточно было светофора! По слухам, этот подземный переход пролоббировала находящаяся рядом прокуратура. Одним словом, молодцы.


Не особо нужен оказался и свежепостроенный пешеходный мост через Варшавское шоссе у метро Нагатинская.


После изменения пофазного разъезда по предложению Пробок.нет оказалось, что все пересекающие Варшавское шоссе левоповоротные направления можно уместить в одну фазу, в ней же включается и пешеходный переход. Если наземный переход  убрать, это даст всего-навсего включение двух правоповоротных стрелок в фазе 5.


Впрочем, от этого моста толк все-таки есть: светофорный цикл на Варшавском шоссе длинный, сократить его нельзя; так что если кто из пешеходов не хочет ждать зеленого 2,5 минуты, он может воспользоваться мостом. Что многие и делают.

Но все эти примеры бледнеют перед апофеозом расточительства - спроектированным переходом с лифтами на перекрестке улицы Мусы Джалиля, Задонского и Орехового проездов в районе Зябликово.


В этом переходе аж тройная дурь. Первое: здесь просто нет ни серьезных пробок, ни проблем с безопасностью. Второе: если транспортный поток неплотный, узкие улочки шириной 9-12 метров большинство пешеходов продолжает переходить поверху, невзирая на подземник, ограждения и правила дорожного движения. Так что это подземное сооружение не только не повысит безопасность, но даже снизит ее! А теперь главное: стоимость его строительства, изначально заложенная на уровне 150 млн. рублей, в АИП 2014-2017 вдруг увеличилась почти в 4 раза - до 560 млн. рублей! Не верите? Убедитесь сами (источник):

763
Подземный пешеходный переход на пересечении ул. Мусы Джалиля с Ореховым проездом и Задонским проездом
197

764
Проектно-изыскательские работы

13,1019
2013-2014
10,4815
2,6204

765
Строительство

547,0000
2014-2016

100,0000
400,0000
47,0000

Более полумиллиарда рублей за такой бессмысленный объект - чересчур даже для небедной Москвы! Причем в то время, когда в столице сокращаются расходы на дорожное строительство, сдвигаются сроки сдачи дорог и метро, а три крайне нужных путепровода в Щербинке, Переделкино и Крекшино ради экономии вообще отдаются в концессию частникам и будут из-за этого платными.

Вопрос к стройкомплексу: какие проблемы на этом перекрестке требуют именно подземного перехода? Если уж так надо увеличить пропускную способность, прежде всего следовало заняться светофорным регулированием, ведь оно практически ничего не стоит! Затем, если проблема не решалась светофором, следовало бы предложить 4-х локальных уширения. Обойдутся такие уширения в 10-15 млн. рублей, то есть в 30-40 раз дешевле перехода. А транспортный эффект от них будет больше: +1 ряд на узком перекрестке значит прирост пропускной способности 40-50%, подземный переход даст лишь +20-25%.

Предлагаю Департаменту строительства Москвы отказаться от этого бесполезного проекта, сэкономив городу полмиллиарда бюджетных рублей. Всех, кто со мной согласен, приглашаю написать в Департамент строительства. Если нас будет много, шансы на отмену этой стройки есть.

Где внеуличные переходы в Москве нужны в первую очередь?

Впрочем, довольно критики, перейдем к предложениям. В десятках мест в Москве внеуличные переходы не только можно, но даже нужно строить. Но не где попало, а там, где эффект от них для безопасности людей и транспорта будет максимальным!

Начнем с примера, где подземные переходы срочно нужны для спасения жизни пешеходов. На одном только Ленинском проспекте сейчас 4 нерегулируемых наземных перехода (было 5). Пешеходы тут вынуждены перебегать через 8 полос с риском для жизни, буквально уворачиваясь от летящих машин.

Каждый год только на этих 4-х переходах гибнут и получают травмы десятки человек! А ведь таких переходов полно и на других магистралях, например на Комсомольском и Мичуринском проспектах.



Нерегулируемые переходы-убийцы на магистралях - настоящий позор Москвы! Но никаких мер по их превращению в подземные стройкомплекс не предпринимает. И отмена реконструкции нескольких проспектов не оправдание: построить переходы вполне можно отдельным титулом, разместив их по проекту планировки. А те, что при реконструкции подлежат ликвидации, можно пока что "осветофорить", это обойдется всего в 2-3 миллиона рублей.

Примеров транспортно-нужных внеуличных переходов не меньше. По иронии, необходимость большинства из них так или иначе связана с уже реализуемыми и вскоре планируемыми проектами самого Департамента строительства. Если их не построить - произойдет своего рода «перенос пробки» и эффект от развязок будет куда меньше возможного.

Возьмем Волгоградский проспект. Сейчас пробка и утром, и вечером здесь стоит до перекрестка у метро Текстильщики. Чтобы ее побороть, уже строится важная и нужная развязка с Люблинской улицей и Волжским бульваром, причем поток с Люблинской улицы будет направлен в тоннель, а затем на Остаповский проезд через новую эстакаду.



Но водители хорошо знают: даже сейчас, несмотря на пробочный светофорный перекресток, поток регулярно «рвут» и тормозят 3 наземных пешеходных светофора у домов 27, 39 и 45 по Волгоградке. Просто пока это не слишком заметно - ведь их "лимитирующий" эффект маскируют Текстильщики. А как только развязку достроят, пробка встанет у этих переходов! И в Департамент строительства пойдет шквал писем «Что же вы развязку за миллиарды построили, а на 3-х переходах сэкономили? Стройте срочно». И тогда для их строительства придется снова сужать проезжую часть и снова терпеть 2-3 года.


Выход: все 3 перехода надо делать внеуличными уже сейчас, постаравшись приурочить их открытие к сдаче всей развязки. А заодно - провесить контактную сеть троллейбуса под эстакадой на Новоостаповском; закрыть разворот из кармана у дома 27, «прорубить» прямой проезд в газоне между Остаповским проездом и Новоостаповской улицей и не забыть сделать нормальный разворот с Остаповской в сторону ТТК. По опыту аналогичных строек, все это обойдется примерно в 500 миллионов рублей - меньше 10% стоимости развязки в Текстилях. Зато пропускная способность узла Волгоградский - Люблинская вырастет процентов на 25!

Еще один хороший пример - Липецкая улица. На ней и рядом с ней ближайшие годы Департамент строительства будет возводить целых 3 крупных и очень нужных объекта. Эстакаду Подольских Курсантов - Элеваторная и эстакаду прямого хода на Липецкой уже строят и должны сдать в 2016-м. Участок Южной рокады от Балаклавского до Пролетарского проспекта тоже спроектирован, по плану его начнут строить в этом году. Реконструкция развязки Липецкой улицы с МКАД и трассой М-4, вероятнее всего, начнется в 2016-м. Все это будет означать значительный рост нагрузки на Липецкую улицу с 2017-го года, причем с обеих сторон. Если ничего не предпринять, Липецкая с потоком не справится. И снова в Департамент строительства полетят письма "вы просто перенесли пробку!"

Главных факторов пробок на Липецкой два: узкая проезжая часть (2 полосы + выделенка в каждую сторону) и множество светофоров. Быстро расширить всю дорогу сложно: с востока от нее проходит особо охраняемая природная территория, а на Бакинской достаточно близко находятся дома. Зато, построив здесь 8 подземных переходов (конечно, с запасом под будущее расширение дороги), можно расшить основные узкие места: Бакинская улица будет ехать 75-80% времени, а движение на всей Липецкой улице от Царицынского путепровода до МКАД будет вообще бессветофорным. За счет этого пропускная способность магистрали вырастет процентов на 30, и она будет неплохо подготовлена к потоку с Варшавского шоссе и Южной рокады.


В завершение и ложка меда для жителей Южного округа. Очень нужный и важный переход в Нагатинской пойме у ТРЦ «Карусель» наконец-то появился в Адресной Инвестиционной программе 2014-2017. Вместе с уже строящимся «соседом» чуть южнее он позволит сделать участок проспекта Андропова от улицы Новинки до Третьего транспортного кольца бессветофорным и хоть немного уменьшить утреннюю пробку на проспекте Андропова в сторону центра. Надеюсь, хоть его построят быстро.

А какие внеуличные переходы на ваш взгляд, самые срочные и самые нужные для пешеходов и для транспорта? Пишите и обосновывайте почему. Самое вкусное сведу воедино и подам в стройкомплекс.

Департамент строительства, пешеходный переход

Previous post Next post
Up