Левобережье и Долгопрудный: как избежать транспортного коллапса

Dec 15, 2014 12:11

В конце декабря 2014 года откроют движение на первом участке платной трассы М-11 "Москва - Санкт-Петербург". Эта долгожданная дорога разгрузит «убитое» Ленинградское шоссе в Химках и ее много лет ждут сотни тысяч жителей Москвы и Подмосковья.







Вместе c трассой открывают и несколько развязок, которые свяжут трассу с МКАД, Библиотечной улицей химкинского района Левобережный и Лихачевским шоссе города Долгопрудный. И первый участок Северо-Восточной хорды, которая продолжит трассу М-11 в Москве и пройдет от МКАД до Фестивальной улицы, а заодно свяжет Фестивальную улицу с Талдомской.

[Посмотреть 3 схемы]

Бусиновская развязка
Коровинская и Лихачевская развязки








Если вы не поняли, как все эти объекты привязаны к местности, загляните на нашу карту дорожных строек. А если вам интересно, как пройдет Северо-Восточная хорда дальше, об этом в статье Север и северо-восток Москвы: дефрагментация дорожной сети


К сожалению, есть целых 4 проблемы, которые мешают жителям Левобережного района Химок и города Долгопрудный порадоваться всем этим дорогам вместе с остальными. Обо всех этих проблемах и их решениях мало говорят и совсем мало пишут. Попробуем восполнить этот пробел.


Три проблемы: переход + переход + Лихачевское

О первой проблеме недавно писал Илья Варламов: ГК «Автодор» не предусмотрела строительство пешеходного перехода через трассу в районе Левобережный, в результате 3000 человек из домов № 27 и 29 по улице Совхозной чуть не оказались в транспортной изоляции от района, детских садов, школ и поликлиник.



К счастью, после того как жители обратились к губернатору области Воробьеву, решение этой проблемы нашли. Сейчас над трассой строят быстровозводимый пешеходный мост, а под трассой вдоль реки прокладывают местную соединительную дорогу (в народе «подкова»), которая позволит перемещаться по району на маршрутках, велосипедах и автомобилях.



Вторая проблема тоже пешеходная: у Левобережного района Химок через МКАД нет пешеходного перехода! По прямой из района до будущего метро Ховрино всего 1 километр, 10-15 минут хода. А перехода по кратчайшей траектории нет, ближайшие мосты в 900 метрах с каждой стороны; но кому интересен пеший маршрут длиной в 3 километра?


Эстакады Бусиновской развязки здесь очень высоко. И пешеходный мост между ними и МКАД вполне поместится. Это после выезда на место подтвердил и сотрудник Москомархитектуры, куда обращались жители.


Таким образом, технических причин не строить переход нет. Нужно лишь принять волевое решение и обеспечить финансирование: включить этот переход в проект планировки МКАД и предусмотреть в Адресной инвестиционной программе Москвы его приоритетное строительство. Все это (за исключением пешеходной дорожки в самом Левобережном) зависит от властей столицы. И это в интересах Москвы: если построить переход, это даст мощный стимул нескольким тысячам человек пользоваться метро, а не личным автомобилем.

Третья проблема - «бутылочное горлышко» на Лихачевском шоссе у полигона ТБО. Реконструкцию Лихачевки собирались завершить до конца 2014 года, но из-за недобросовестного подрядчика дорога до сих пор «одной ногой в канаве». Причем самое узкое место, по 1 полосе в каждую сторону, по злой иронии судьбы как раз напротив поворота к домам 27 и 29. А взять и быстро расширить его нельзя: мешает газопровод, который нужно перекладывать.


Конечно, сейчас идут суды с подрядчиком по расторжению контракта. И после решения суда Главное управление дорожного хозяйства Московской области заключит новый контракт на достройку Лихачевского шоссе с другим подрядчиком. Но по самым оптимистичным прогнозам, завершить работы удастся лишь в конце 2015 года!

Четвертая проблема: выезд из района Левобережный
К сожалению, проблема № 4 стоит первых трех вместе взятых. Если ее быстро не решить, сразу после открытия трассы М-11 на Лихачевско-Коровинской развязке возможен транспортный коллапс. И утром в Москву не сможет выехать ни Левобережье, ни Долгопрудный.

Как выезжают сейчас и что изменится?
Основным способом въезда в Москву для Левобережья всегда была улица Дыбенко, на которую попадали через улицу Пожарского. Причем этот проезд удалось временно сохранить даже при строительстве Бусиновской развязки. Правда, из-за перепадов высот народ прозвал его «козьей тропой», но это не мешало им ежедневно пользоваться тысячам автомобилистов.


И все бы ничего, но после открытия Бусиновской развязки сохранить этот проезд не удастся. Потому что поток по нему окажется на пути скоростного потока с трассы М-11 на внешнюю сторону МКАД.

Въезд в Москву через «козью тропу»
Что будет, если сохранить проезд после открытия Бусиновской развязки





Решить проблему выезда из Левобережья должен был так называемый съезд С-6. Съехав по нему с Библиотечной улицы на М-11, можно было бы легко попасть на улицу Дыбенко. Но этот съезд ГК «Автодор» так и не построила! Этому помешал ГСК №6, с которым ГК «Автодор» то ли не смогла, то ли не захотела решить земельный спор. Вот так из-за 28 гаражей удобного выезда лишится весь район.



Схема съезда по проекту планировки
Маршрут въезда через С-6 (сейчас невозможен). 2,5 км





Альтернативы
Что же предлагают людям вместо «козьей тропы» и непостроенного съезда С-6? Вроде бы альтернативных вариантов выезда много, целых 3. Но если разобраться, все они не только не решают проблему выезда из Левобережья, но еще имеют серьезные побочные эффекты для Лихачевского шоссе и жителей Долгопрудного.

Первый вариант - выезд через ул. Пожарского, узенький подэстакадный проезд под М-11, а дальше на МКАД через территорию техцентров и АЗС.

Маршрут 1.1. Через МКАД и Северо-восточную хорду, 8 км
Маршрут 1.2. Через МКАД и разворот через Ленинградское шоссе, 7 км





В этом варианте все плохо. Вместо 2,5 км без пробок и светофоров людям потребуется ехать целых 7-8 км по пробкам.

Второй вариант - проезд через строящийся проезд («подкову») с выездом через Лихачевское шоссе.





В этом варианте тоже плохо все. Во-первых, он тоже означает перепробег (7 км вместо 2,5). Во-вторых, транзитной «внезапно» окажется улица Совхозная. Но в ее северной части (у домов 14 и 16) для проезда в обе стороны сейчас лишь 3,5-4 метра! Пока встречный разъезд возможен лишь потому, что улица тупиковая и трафик на ней минимален. Но как только сюда пойдут сотни машин, улица Совхозная будет заблокирована. В-третьих, те счастливцы, кто все-таки прорвется через это узкое место, пойдут транзитом через проезд у тех самых домов № 27 и 29. Ну и в-четвертых, весь этот поток «вырвется» на Лихачевское шоссе в самом узком месте, на двухполосном участке у бывшего полигона ТБО, вклиниваясь в плотный поток из Долгопрудного!

К чему я это? А к тому, что первые 2 варианта так нехороши, что самым востребованным может оказаться третий вариант - проезд по Библиотечной улице с разворотом на Лихачевском шоссе у полигона ТБО.



Этот вариант для жителей Левобережья может показаться лучшим. Но для жителей Долгопрудного он может обернуться настоящим кошмаром. Потому что сотни машин в час поедут на перекресток Лихачевского шоссе и проезда к домам 27 и 29, чтобы совершить на нем разворот! Вот здесь, в узком месте, как раз с того места, откуда снято:



А ведь пересечение трех мощных потоков в таком узком месте - это не только пробки, это еще и аварии. Трудно даже представить, что здесь будет твориться по утрам. (Хорошо еще, сам полигон ТБО власти Подмосковья закрыли.)



Думаю, теперь понятно, почему ситуация ухудшится не только для Левобережья, но и для Долгопрудного. Причем все это может произойти уже в конце декабря, уже через 2 недели, вот такой грустный будет новогодний подарок…

Что делать?
Само собой, надо строить съезд № 6. Но судебные дела и оформление земли могут продлиться еще пару лет, а решение нужно быстро. Обсудив проблему с жителями и заинтересованными людьми, Probok.net подготовил 2 возможных варианта, как обеспечить району нормальный выезд и не допустить коллапса на Лихачевском шоссе. Оба потребуют затрат, отклонений от проекта и совместного оперативного решения от ГУДХ Московской области и ГК «Автодор».



Вариант 1. Временная организация двустороннего движения на съезде С-8 с организацией левого поворота с ул. Библиотечной. Потребует строительства соединительного участка дороги около 30 м на съезде С-8, а также изменения схемы движения на съезде С-8 и на Библиотичном проезде с установкой временного светофора.

Вариант 2. Строительство соединительного участка дороги длиной около 30-40 м между съездом С-5 и съездом С-13. Это решение позволит обеспечить бессветофорный выезд из района Левобережный через существующую систему съездов, без изменения направлений движения.

Организация временного двустороннего выезда через съезд С-8 создала бы прямой маршрут на улицу Дыбенко длиной всего 3 км. Светофор нужен и для безопасности, и для управления потоками: утром длинной должны быть фаза на выезд из Левобережья, с левым поворотом, а вечером, наоборот, надо протягивать прямой ход Библиотечного в обе стороны.





Разворотная петля получилась бы примерно там, где стоит желтый погрузчик


Второй вариант со строительством проезда 30-40 м между съездами С-5 и С-13 даже лучше. Маршрут чуть длиннее, 4,2 км, но зато без светофоров. И в отличие от первого варианта, этот съезд можно и нужно делать не временным, а резервным! То есть сохранить его и после строительства С-6. Возможны 2 трассировки, но более реален съезд до эстакады.





Разумеется, у обоих вариантов есть юридические особенности и последствия. Дело в том, что контракт на строительство некоторых съездов (С-8, С-15) выполняет МОДЦ Московской области, а эстакада в продолжение Библиотечной ул., непостроенный С-6, построенный съезд С-5 в ведении ГК «Автодор». Потребуется не только их совместное решение по ОДД, но кому-то придется брать на себя расходы (по справедливости - ГК "Автодор", ведь она не построила съезд С-6). Еще потребуется решение вопроса с закрытием контракта на строительство съездов с изменениями ОДД, а это уже компетенция Правительства Московской области и федеральных органов власти (изменение проектной схемы не очень-то допускается законодательством).

Дополнительный выезд с Совхозной улицы у д. 25 (на перспективу)
Несколько жителей Левобережного и Долгопрудного предложили организовать вот такой выезд от «подковы» в районе д. 25. Наше заключение по этому варианту.





Плюсы
- Возможность прямого выезда на М-11 и на ул. Дыбенко жителям Левобережья, близость выезда для жителей ул. Совхозная, не требует выезда на перекресток с Библиотечной ул.
- Альтернативный выезд на М-11 и ул. Дыбенко для жителей дд. 27 и 29 по ул. Совхозная, минуя Лихачевское шоссе

Минусы
- Наличие коммуникаций (со слов ГК «Автодор»), требующих дорогостоящей перекладки
- Ненормативное примыкание (в переходно-скоростную полосу съезда с М-11 в Левобережный), трудности с согласованием со стороны ГК «Автодор»
- Если будет единственным выездом в Москву, по Совхозной ул. пойдет транзит со всего Левобережья. Движение по Совхозной и встречный разъезд затруднены уже сейчас из-за припаркованного транспорта. В случае транзитного потока неизбежна блокировка улицы.

Резюме
- Данный вариант нельзя рассматривать ни в качестве единственного, ни в качестве оперативного варианта выезда на ул. Дыбенко.
- Вместе с тем стоит проработать его в качестве альтернативного выезда для жителей ул. Совхозная на перспективу 2-4 лет. Ведь по мере дальнейшего заселения района Левобережный съезда №6 и съезда через ул. Пожарского окажется недостаточно, вопрос выезда с ул. Совхозная будет обостряться.
- Разработка проекта строительства данного съезда потребует получения технических условий подключения у ГК «Автодор» и учета коммуникаций.

Что из перечисленного можно сделать в декабре и какие еще варианты?

Мы подходим к самому тяжелому вопросу. Хотел бы ошибиться, но думаю, из перечисленных выше предложений в декабре 2014 года ничего уже не успеть. Конечно, это не значит, что нужно расслабиться и ничего не делать: начинать надо уже сейчас. Просто надо трезво оценивать сроки принятия решения, финансовые и контрактные ограничения, да и погодные условия.

Так можно ли избежать транспортного коллапса в Левобережье и Долгопрудном? На мой взгляд, можно. Достаточно сохранить «козью тропу» и прямой проезд на улицу Дыбенко, пока не будет решена проблема С-6 или альтернативного выезда по нашим предложениям. Но чтобы ее сохранить, от ГК «Автодор» и Москвы, которая строит Бусиновскую развязку понадобится очень сложное волевое решение: не открывать в декабре 2014 года съезд с севера М-11 на внешнюю сторону МКАД. И вариантов тут тоже два.

Вариант 1. Не открывать съезд с севера М-11 на внешнюю сторону МКАД. Поток с М-11 на внешний МКАД пойдет транзитом через район Левобережный и ул. Пожарского.
Вариант 2. Не открывать оба съезда с севера М-11 - на внешнюю сторону МКАД и в Левобережный. Поток с М-11 не будет иметь выезда на внешний МКАД вообще, только с объездом через Коровинскую развязку.





Любое решение имеет и имиджевые, и транспортные издержки, это будет выбор из двух зол. Но открыть новую дорогу временно без съездов на внешний МКАД все-таки лучше, чем устроить транспортную блокаду Левобережья и Долгопрудного. Тем более что, по некоторым данным, 23 декабря открыты будут не все 43 километра (от 15 от 58 км), а лишь 2 участка - от МКАД до южных терминалов аэропорта Шереметьево и от Зеленограда до Солнечногорска. Потому вначале нагрузка на М-11 будет значительно ниже проектной. И так продлится до мая 2015-го, когда откроют весь участок 15-58 км. Вот за эти 5 месяцев проблему выезда из Левобережья решить можно и нужно.

Важно понимать, что «окно возможностей» очень маленькое: если 23 декабря съезды с М-11 будут открыты, обратно закрыть их (и восстановить «козью тропу») будет гораздо сложнее.

Очень надеюсь, что переоцениваю транспортные последствия закрытия "козьей тропы". И буду рад ошибиться. Но стоит ли это проверять?

Материал подготовлен по итогам трехнедельной работы в Левобережье с администрацией Химок, района, Общественной палаты Химок, общественным советом Химок, инициативной группой жителей и просто активными людьми из Химок и Долгопрудного. Все передано в администрацию города Химки, города Долгопрудный, в Главное управление дорожного хозяйства и в Министерство транспорта Московской области. Спасибо всем, кто помог в подготовке, а коллегам с roads.ru ViktuK и Shu_B за фото. Буду и дальше участвовать в обсуждении и решении проблемы: и как заместитель руководителя Экспертного центра «Пробок.нет», и как член Общественной палаты Московской области.

Прошу распространить.

Долгопрудный, оптимизация дорожного движения, Химки, М-11, Московская область

Previous post Next post
Up