Светофорные будни ЦОДД (3)

Jan 30, 2020 14:11

Всем привет, я вернулся! Начнем год не с привычной переразметки, а со светофоров. Именно регулировка светофора - самый быстрый и недорогой способ и пробки убрать, и безопасность движения повысить, и справедливость для всех направлений обеспечить.


Новая безопасная фаза и удобный правый поворот


Светофор на перекрестке улиц Яна Райниса и Донелайтиса в СЗАО построили осенью из-за аварийности на перекрестке. Изначально его отрегулировали не совсем удачно: левый поворот с Яна Райниса остался "на просачивание", а выезд направо с Донелайтиса был возможен только в одной фазе.


Теперь светофор отрегулирован: цикл немного сокращен в каждой программе, что снизило время ожидания. А для поворота налево с Яна Райниса на Донелайтиса есть отдельная безопасная фаза. В ней же возможен второй в цикле правый поворот с Донелайтиса.


Подстройка под рост потока с федерального шоссе
В декабре открыли долгожданную развязку Минского шоссе с Внуковским шоссе, включая путепровод над ж/д путями. Пробочный одноуровневый переезд наконец ушел в прошлое, машины поехали свободно.

Но выросший поток тут же встал днем и вечером на перекрестке Внуковского шоссе и Проектируемого проезда №304 неподалеку от Боровского шоссе. Пошли радикальные предложения - отменить левый поворот из жилого района на Внуковское шоссе, сильно сократить фазу поворота в район.

К счастью, все это не понадобилось. Оказалось, достаточно увеличить днем и вечером фазу прямого проезда (фаза 2) и немного сократить фазу выезда из района, все равно она была пустая (фаза 3). Стоило реализовать техническое задание, все поехало, все проезжают светофор за 1 цикл.


Как протянули Путилковское шоссе


Въезд в Москву по Путилковскому шоссе в последнее время стал очень популярен среди жителей района Митино из-за реконструкции развязки МКАД и Волоколамского шоссе, перекресток с Парковой улицей перестал справляться. Востребован и обратный маршрут, в Митино, причем 1-й Митинский переулок перед Пятницким шоссе стоит, а Путилковское шоссе, напротив, проезжает без проблем, но туда сложно было попасть, т.к. фаза левого поворота была слишком короткой.

Понаблюдав за шоссе, мы отрегулировали 2 светофора. На светофоре с Парковой утром увеличили фазу 1 (проезд прямо) на 10 секунд.


А на перекрестке Путилковского шоссе с 1-м Митинским мы сократили невостребованную фазу выезда налево от жилых домов до 10 секунд и увеличили фазу прямо-налево до 26 секунд.


Результат: пропускная способность Путилковского шоссе увеличилась примерно на 20-25%.

Веерные фазы против запирания перекрестка


"Веерной" называют такую фазу светофора, в которой с какой-нибудь стороны перекрестка едут сразу все направления - обычно прямо, налево и направо. Это решение осенью было применено на перекрестке Б. Академической улицы, 3-го Нижнелихоборского проезда и дублеров Дмитровского шоссе.

Раньше там был очень сложный разъезд, представлявший из себя вот такое нагромождение из 7 фаз:


Чем это было плохо? Дублеры двигались одновременно и друг друга запирали; при этом дублер в область пустовал, дублер в центр не мог уехать. Большая Академическая не ехала совсем, зато пустующему тупиковому 3-му Нижнелихоборскому проезду времени давалось более чем необходимо.

Все эти проблемы были решены радикальным упрощением пофазного разъезда. Вместо 7 фаз оставили 4 веерные для каждого из направлений, убрали мини-фазы "очистки", цикл сократился в 1,5 раза.


В результате перекресток поехал гораздо лучше и предсказуемее. Правда, с осени поток по Большой Академической вырос, будем увеличивать ее фазу.

Когда веерные фазы мешали


Бывает и по другому: все фазы веерные, но узел едет плохо. Все дело в загрузке перекрестка и доле времени зеленого (так называемый фазовый коэффициент): если потоки со всех направлений большие, а фаз много, отведенного времени всем не хватает и "хвосты" из не успевших проехать накапливаются с со всех направлений.

Именно такая ситуация наблюдалась на перекрестке Коровинского шоссе, Талдомской улицы и улицы 800-летия Москвы. Чего здесь только не делали: и переразмечали по нашему проекту, добавив на Коровинском шоссе по 1 полосе с каждой стороны, и длины фаз в программах много раз регулировали, и остановку у перекрестка запрещали. Все это имело эффект, но такого роста пропускной способности, чтобы все проезжали за 1 цикл, добиться не удавалось.


Схема пофазного разъезда была как на схеме: 4 веерные фазы (по одной для каждого направления) и пятая пешеходная. Чтобы сократить количество фаз с 5 до 4-х и не нарушить ГОСТ, запрещающий пересечение пешеходов и транспорта, от веерных фаз пришлось отказаться, а пешеходов запустить по очереди через каждое из 4-х направлений. Это позволило увеличить время зеленого сигнала для каждого из направлений на 20-25%.


Эффект от новой программа, введенной еще летом 2019 года, превзошел ожидания: теперь практически всегда с каждого направления перекресток проезжается за 1 фазу. Эффект ощутил и общественный транспорт. Более того, выросла безопасность и удобство пешеходов: раньше люди, чтобы не ждать 2 минуты перехода через следующую проезжую часть, бегали по диагонали, хотя диагонального перехода здесь не было. Теперь стало куда удобнее: светофор настроен так, что все переходы включаются по очереди и начав переходить дорогу, ждать сигнала второго перехода почти не нужно.

Пересечь Велозаводскую стало проще
Пришла жалоба, что вечером улицу Велозаводская трудно пересечь по улице Ленинская Слобода и приходится ждать 2-3 цикла. Циклы тут длинные, 200 секунд.

Обнаружил избыток зеленого для Велозаводской (все равно дальше стоящий проспект Андропова), увеличили на 5 секунд фазу выезда с Ленинской Слободы. Это решило проблему: пересечь Велозаводскую улицу теперь можно за 1 фазу даже вечером.

Протянули новую эстакаду Волоколамское - Ак. Курчатова


ЦОДД часто проводит тонкую настройку светофоров после постройки дорог и развязок. Такая работа потребовалась после открытия новой удобной разворотной эстакады над Волоколамским шоссе, по которой удобно попадать со стороны центра в район Щукино. Эстакада быстро раскаталась и... встала в пробке.

Причина оказалась в светофоре. Очень востребованный выезд с эстакады направо был разрешен только в одной фазе из 2-х.


Чтобы пробку убрать, выезд направо с эстакады мы разрешили на просачивание, а пешеходную фазу сократили и сделали вызывной: все равно пешеходов здесь нет, ходить тут некуда и неоткуда.


После выполнения технического задания пробка с эстакады ушла, больше нигде заторов не появилось: соседние светофоры нормально справляются с возросшим потоком.

Сделали удобно пешеходам
На светофоре Дежнева с Полярной улицей весьма длинный цикл, аж 3 минуты из-за множества направлений, ширины и трамвая. Но главная беда даже не в этом, а в том, что в некоторых программах перейти перекресток наискосок было нереально даже за 1 цикл. После фазы 3 с перехода через Дежнева (направление 7н) пешеходы успевали перейти по переходу через трамвайные пути (13н), но не успевали перейти через Полярную (10н). И приходилось ждать следующий цикл (еще 3 минуты).


Чтобы решить эту проблему, оказалось достаточно продлить время фазы 3 с переходом через Дежнева на 5 секунд в некоторых программах. Это сработало, пешеходы успевают перейти перекресток по диагонали.

Все эти примеры - лишь крошечная часть огромной работы по тонкой настройке светофоров, которую проводит ЦОДД. Основную работу делает управление светофорного регулирования, оно же готовит технические задания по нашим предложениям. Спасибо им на постоянный диалог и помощь во внедрении предложений.

А где еще в Москве, почему и как надо отрегулировать светофоры? Пишите в комментариях, попробую помочь.

Если вам понравилась статья, сделайте ее репост-ретвит, добавьте мой блог в друзья и подпишитесь на него в ЖЖ, либо в Facebook или Twitter.

реализованное, светофоры, Москва, светофорное регулирование, ЦОДД

Previous post Next post
Up